Военные суды в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:42, контрольная работа

Описание

Целью исследования является выявление характерных черт, особенностей и тенденций в историческом развитии органов военной юстиции в Беларуси в период с 1917 г. по настоящее время.

Содержание

Введение 3
1. Историко-правовые основы военной юстиции Беларуси 4
2. Современное состояние военной юстиции Республики Беларусь 9
2.1. Компетенция военных судов 10
2.2. Межгарнизонный военный суд 13
2.3. Белорусский военный суд 14
2.4. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь 15
Заключение 17
Список использованных источников 18

Работа состоит из  1 файл

Военные суды 4144.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)


Содержание:

 

Введение                                                                                                                                                          3

1. Историко-правовые основы военной юстиции Беларуси                                          4

2. Современное состояние военной юстиции Республики Беларусь              9

2.1. Компетенция военных судов                                                                                                  10

2.2. Межгарнизонный военный суд                                                                                                  13

2.3. Белорусский военный суд                                                                                                  14

2.4. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь                            15

Заключение                                                                                                                                            17

Список использованных источников                                                                                    18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении веков основной задачей военного права и военных судов, обусловленной многи­ми факторами, являлась защита интересов государства и его военной организации, что было объек­тивно оправдано. С развитием институтов правового государства и демократии изменяются функции военного права и применяющих его военных судов. Конституция Республики Беларусь (ст. 4) гласит, что человек, его права и свободы признаются в Республике Беларусь высшей ценностью, а соблюде­ние и защита этих прав и свобод - обязанностью государства. Отношение к естественным и неотъем­лемым правам человека, в том числе и к правам военнослужащих, степень их защищенности являют­ся безусловными показателями зрелости и развитости государства, стремящегося к тому, чтобы име­новаться и реально являться правовым. Учет этого обстоятельства важен в любой сфере обществен­ной жизни, особенно в специфической сфере обеспечения военной безопасности и обороноспособно­сти государства.

Вооруженные силы Республики Беларусь способны успешно действовать и выполнять возложен­ные на них задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах строгий воинский порядок, когда личность и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполне­ние этих задач возложено и на военные суды, которые осуществляют судебную власть в воинских формированиях страны.

Целью исследования является выявление характерных черт, особенностей и тенденций в историческом развитии органов военной юстиции в Беларуси в период с 1917 г. по настоящее время.

Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи: - составить картину процесса становления и развития военной юстиции в Беларуси в период с 1917 г. по настоящее время; проанализировать систему, состав и компетенцию военных судов Республики Беларусь по действующему законодательству.

Объект исследования – общественные отношения в сфере реализации судебной власти органами военной юстиции.

Предмет исследования – правовое регулирование и деятельность органов военной юстиции в Беларуси на важнейших этапах развития белорусской государственности в период с 1917 г. по настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Историко-правовые основы военной юстиции Беларуси

 

Военные суды до недавнего времени назывались военными трибуналами. Обращение к истории показывает: в первые месяцы после Октябрьской революции дела о преступлениях красноармейцев и краснофлотцев рассматривались местными судами. Однако общие судебные органы не могли эффек­тивно бороться с антисоветскими проявлениями и способствовать установлению сознательной воин­ской дисциплины, так как штатские судьи были оторваны от армии, не знали специфики военной службы, не обеспечивали оперативного рассмотрения дел, особенно во время боевых действий. Нуж­ны были суды, организационно связанные с армейскими формированиями. И такие суды - революци­онные военные трибуналы - стали создаваться по инициативе самого командования и политорганов.

Первый армейский трибунал был образован в июне 1918 г. Реввоенсоветом 1-й армии, действо­вавшей на Восточном фронте, а к концу 1918 г. реввоентрибуналы были организованы на всех фрон­тах и в действующих армиях. По решению Реввоенсовета Западного фронта 8 декабря 1918 г. был сформирован революционный военный трибунал фронта. От него ведет свою историю военный три­бунал Белорусского военного округа [11, с. 19].

Реввоентрибуналу фронта были подсудны дела о контрреволюционных преступлениях, банди­тизме, грабежах, неисполнении приказов командиров, уклонении от военной службы, преступлениях против общественного порядка. В качестве мер наказания применялись: выговор, лишение прав, при­нудительные работы или тюремное заключение и расстрел. Допускалось условное осуждение и от­срочка исполнения приговора с направлением виновного в действующую армию. Приговоры были окончательными и обжалованию не подлежали, поэтому реввоентрибунал фронта до 1922 г. не имел кассационной инстанции. Дела слушались в составе председателя и двух судей трибунала. В работе реввоентрибунала Западного фронта также имелись и серьезные трудности из-за отсутствия Уголов­ного и Уголовно-процессуального кодексов, а также законодательного акта, регламентирующего дея­тельность трибуналов.

В связи с этими обстоятельствами в январе 1919 г. реввоентрибуналом молодой советской рес­публики была издана Инструкция революционным военным трибуналам фронтов, которая определя­ла организационную структуру революционных трибуналов, их подсудность, порядок ведения судо­производства, определения мер наказания и отмены вынесенных приговоров. Большинство уголов­ных дел рассматривалось на месте совершения преступления, непосредственно в боевой обстановке.

Первым законодательным актом, регламентирующим деятельность трибуналов, было Положение о Революционных военных трибуналах, утвержденное ВЦИК 20 ноября 1919 г., которое решало проблемы организации трибуналов, порядок рассмотрения дел, их подсудность, участие в судебном раз­бирательстве представителей обвинения и защиты.

С 1 января 1923 г. руководство реввоентрибуналами стала осуществлять Военная коллегия Вер­ховного суда РСФСР. В апреле 1924 г. с образованием Верховного суда СССР Военная коллегия бы­ла включена в его состав. Военная коллегия Верховного суда СССР осуществляла организационное руководство реввоентрибуналами, а также рассматривала в качестве суда первой инстанции дела ис­ключительной важности. Однако кассационное рассмотрение приговоров реввоентрибуналов округов оставалось за Верховными судами союзных республик.

Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, утвержденное 20 августа 1926 г., за­крепило единое руководство всей деятельностью трибуналов за Военной коллегией Верховного суда СССР. Западный фронт еще в 1924 г. был реформирован в Белорусский военный округ, революцион­ный военный трибунал фронта расформировывался, а его личный состав переводился в штат реввоентрибунала округа. Военные трибуналы армий и гарнизонов работали как суды первой инстанции, а трибуналы округов, видов войск - как суды первой, кассационной и надзорной инстанций. Все они подчинялись непосредственно Военной коллегии Верховного суда СССР [7, с.5].

Дискуссионным остается вопрос о месте и роли военных трибуналов на этапе становления со­ветской власти в укреплении законности в войсках и повышении их боеспособности. Например, И.А. Зубов считает, что «...отличительной чертой реввоентрибунала фронта была тесная связь с войсками. Его деятельность наряду с деятельностью РВТ армий и дивизий была направлена на укрепле­ние боеспособности войск. Сочетая судебную репрессию с работой по предупреждению преступле­ний в армейской среде, РВТ оказывали большую помощь командирам и политорганам в воспитании военнослужащих в духе преданности советской власти, в духе строгого соблюдения революционной законности, честного и беззаветного выполнения воинского долга». При этом И.А. Зубов ссылается на высокую оценку революционным военным трибуналам Реввоенсовета Западного фронта в 1922 г., в которой указывалось, что «...реввоентрибуналы в этот период времени являлись исключительно острым и надежным оружием нашего государства с посягательствами на боеспособность войск, во­инскую дисциплину и установленный в армии порядок» [11, с. 20].

А.Ф. Вишневский и И.В. Лукошко в своих трудах констатируют, что «...в опубликованной по интересующему нас вопросу литературе нигде не говорится о том, что, будучи послушными слугами режима, военные трибуналы, прокуроры войск НКВД, судебные и внесудебные органы НКВД-НКГБ приговорили к смерти или подвергли тюремному наказанию не одну тысячу военнослужащих, парти­зан, бойцов и командиров истребительных батальонов, бывших военнопленных» [9, с. 118]. Более того, указанные авторы считают, что военные трибуналы на территории Белорусской ССР произвели немало незаконных репрессий, призывая новых исследователей дать деятельности трибуналов не только правовую, но и нравственную оценку [9, с. 117]. Мы согласны с авторами в том, что необхо­димо, опираясь на конкретно-исторический материал, детально проанализировать формы и методы работы военных трибуналов в соответствии с теми задачами, которые вытекали из необходимости защиты Отечества, охраны общественного порядка и противодействия преступности в Вооруженных силах.

С началом Великой Отечественной войны была произведена перестройка деятельности военных трибуналов на основе Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном по­ложении, и в районах военных действий, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. На военно-судебные органы были возложены трудные и сложные задачи по борьбе с преступными вражескими элементами, дезертирами, паникерами, распространителями лож­ных слухов. Расширились функции военных трибуналов, их численный состав. Упразднялся кассаци­онный порядок обжалования приговоров, то есть они вступали в законную силу с момента провоз­глашения. Рассмотрение дела начиналось через 24 часа после вручения обвинительного заключения, а не по истечении трех суток, как в мирное время. Кроме того, с декабря 1941 г. линейные суды же­лезнодорожного и водного транспорта были переименованы в военные трибуналы.

В начале войны в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных дейст­вий военные трибуналы рассматривали дела в составе трех постоянных судей, однако в июне 1942 г. этот порядок был изменен. В рассмотрении дела стали участвовать заседатели, выделяемые командо­ванием и политорганами. Военные трибуналы также не допускали рассмотрения дел в отсутствие об­виняемых. Судопроизводство осуществлялось в соответствии с Основами уголовного судопроизвод­ства СССР и союзных республик 1924 г. и уголовно-процессуальными кодексами союзных респуб­лик, в составе которых была и БССР.

Если к началу войны в советском государстве осуществляли правосудие 766 судей 300 военных трибуналов, то к 1 марта 1943 г. было сформировано еще 823 военных трибунала, а число судей в них достигло 3735 человек. Таким образом, общая численность всех военных трибуналов увели­чилась по сравнению с довоенным периодом примерно в пять раз [7, с. 6].

В связи с введением в действие закона военного времени не могла не ужесточиться карательная практика военных трибуналов. Но даже в самые тяжкие, критические периоды боевых действий во­енные трибуналы никогда не увлекались применением чрезмерно строгих мер наказания, и тем более высшей меры. Трибуналы дифференцированно подходили к избранию мер наказания, применяя к лицам, впервые совершившим преступления, не представлявшие большой общественной опасности, наказания, не связанные с лишением свободы, или производили отсрочку исполнения приговора до окончания военных действий. Так, во втором полугодии 1941 г. отсрочка исполнения приговоров бы­ла применена в отношении 69,7 % осужденных к лишению свободы, в 1942 г. - 78,8 %, в 1943 г. -83,6 %, в 1944 г. - 49,5 % и за 5 месяцев 1945 г. - 33,7 %. По должностным преступлениям удельный вес осуждения к лишению свободы с применением отсрочки исполнения приговора был еще выше [12, с. 10].

За первый год войны к расстрелу было приговорено 17,5 % осужденных, а в целом за всю вой­ну — 8 %. При этом примерно каждый третий такой приговор был изменен военным командованием, которому принадлежало право утверждения приговоров военных трибуналов, или же вышестоящими военными судами. Очевидно, что в условиях военного времени к вражеским шпионам, диверсантам и вредителям, а также их приспешникам из числа карателей и изменников Родины военными трибуналами нередко применялись самые строгие меры наказания [15, с. 5]. В ходе боевых действий военный трибунал Западного фронта был преобразован в военный трибунал 3-го Белорусского фронта, а с окончанием войны последний стал базой военного трибунала Краснознаменного Белорусского воен­ного округа.

Определенный научный интерес представляет осуществление правосудия в партизанских отря­дах, а позже и в бригадах на территории Беларуси. Как утверждают на основе изучения архив­ных материалов А.Ф. Вишневский и А.А. Примаченок, в судебной практике партизанских формиро­ваний в период их зарождения правосудие осуществлялось коллегиально подпольными партийными органами или командованием партизанских отрядов. С расширением партизанского движения на территории Беларуси осуществление правосудия передалось партизанским судам и партизанским трибуналам, где партизанские суды действовали на правах народных судов. Второй судебной ин­станцией, а по некоторой категории дел и первой являлись партизанские военно-полевые трибуналы. Нередко наблюдалось очевидное совмещение функций партизанских судов и военных партизанских трибуналов, особенно в тех случаях, когда партизанский отряд в ходе боевых действий был оторван от основных сил соединения. Руководство судебной деятельностью на территории оккупированной Беларуси осуществляли партийные органы [10, с. 144]. Следует отметить, что партизанские суды и трибуналы при осуществлении правосудия руководствовались Уголовным и Уголовно-процессуаль­ным кодексами БССР, изданными в Москве и доставленными в партизанские зоны в 1942 г., а также указами Президиума Верховного Совета СССР, принятыми в период войны, которые не были вклю­чены в кодексы БССР и действовали в качестве самостоятельных законодательных актов.

Информация о работе Военные суды в Беларуси