Военные суды и их компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 03:29, реферат

Описание

В понятие правовое государство включается признание права как исторически развивающейся в общественном сознании меры свободы и справедливости, выраженной именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека и гражданина1, демократии, рыночного хозяйства и т.п

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..….1-3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………3-9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….9-12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….12

Работа состоит из  1 файл

Военные суды и их компетенция.docx

— 32.83 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..….1-3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………3-9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….9-12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ.

 

В соответствии со ст. 1-2  Конституции РФ Россия является демократическим  правовым государством, в котором  признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность  государства.

В понятие  правовое государство  включается признание права как  исторически развивающейся в  общественном сознании меры свободы  и справедливости, выраженной именно в законах, подзаконных актах  и практике реализации прав и свобод человека и гражданина1, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции РФ в том что государство  не создаёт, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат  им от рождения ( ч.2 ст.17 ), а только признаёт их, соблюдает и защищает их носителя- человека, его права и свободы  как высшую ценность ( ст.2 ). Права  и свободы человека  и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и  исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18). Государство, становясь  правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную службу для  человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

Защита прав и свобод граждан  объявляется обязанностью государства, и каждому гражданину предоставляется  право защищать свои права и свободы  любыми способами, не запрещёнными законами (ст. 45 Конституции). Таким образом, Конституция устанавливает государственную защиту (ст.7, 37-48, 52, 71,72, 114) и самозащиту (ст. 31, 33,35,36, 47-54) гражданских прав.

Построение правового  государства предполагает попытку  реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с  дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны. Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей  юрисдикции и Конституционный суд  РФ. Кроме этого в системе судов  общей юрисдикции выделяют суды гражданские  и военные. И именно о военных  судах пойдет речь в этой работе.

В настоящее время в  Российской Федерации действуют  более 100 военных судов, которые в  соответствии с Федеральным конституционным  законом «О судебной системе Российской Федерации» являются федеральными судами общей юрисдикции. Военные суды не образуют самостоятельную ветвь  судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими  судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом  Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом.

 

2. Федеральный конституционный закон "О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 29 июня 1999 года.

Основные положения  организации работы военных судов  РФ.

29 июня 1999 г. официально  опубликован и вступил в силу  Федеральный конституционный закон  "О военных судах Российской  Федерации". С его принятием  на законодательном уровне завершились  реорганизация военно - судебной  системы Российской Федерации  и создание самостоятельных и  независимых от органов исполнительной  власти (в том числе и от  органов военного управления) судов,  способных быть гарантом законности  и справедливости в таких важнейших  государственных структурах, как  Вооруженные Силы Российской  Федерации, другие войска, воинские  формирования и федеральные органы  исполнительной власти, в которых  федеральным законом предусмотрена  военная служба.

Вступивший в силу Закон  устанавливает полномочия, порядок  образования и деятельности военных  судов в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации". При  этом в Законе учтены новые требования, предъявляемые сегодня к судам  общей юрисдикции, в связи с  чем в нем имеются новеллы, которые в будущем планируется  ввести и для остальных судов  общей юрисдикции.

Давая характеристику Закону в целом, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что в нем получил дальнейшее развитие принцип единства судебной системы Российской Федерации, согласно которому военные суды не образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, а наравне  с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей  юрисдикции, возглавляемую Верховным  Судом Российской Федерации. Военные  суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы  или упразднены лишь федеральным  законом. В своей деятельности при  рассмотрении дел они руководствуются, как и другие суды общей юрисдикции, таким же процессуальным и материальным законодательством, а их решения  могут быть обжалованы, наравне с  решениями иных судов общей юрисдикции, в Верховный Суд РФ. Особенностью военных судов является то, что  они осуществляют правосудие в специфических  армейских условиях.

Данные положения закреплены в ст. 1 рассматриваемого Закона, согласно которой военные суды входят в  судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей  юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях  и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным  законом предусмотрена военная  служба. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ. Такие принципы организации военных судов в России сильно отличаются от существующих, например, в США принципов организации и деятельности военных судов, согласно которым они в этой стране образуют отдельную систему и по многим вопросам осуществления правосудия непосредственно подчинены военному ведомству.

В нашем же новом Законе, напротив, усилены гарантии независимости  судей военных судов от командования и исполнительной власти. С этой целью военные суды выведены из состава  Вооруженных Сил, куда ранее они  организационно входили.

Кроме того, существенно  изменен порядок материально - технического обеспечения военных судов, которое  до принятия Закона целиком было возложено  на органы военного управления, которые  зачастую сами были участниками судебных разбирательств в военных судах.

На Вооруженные Силы осталось возложено обеспечение военных судов, в основном, лишь такими специфическими средствами, как вооружение, связь, транспорт, а также охрана предоставленных военным судам служебных помещений.

Наряду с укреплением  в системе военных судов общих  для всех судов принципов осуществления  правосудия в новом Законе подробно освещены специфические моменты  организации и деятельности военных  судов, обусловленные их работой  в войсках.

Исходя из того, что военные  суды работают в условиях, в которых  действуют Вооруженные Силы, в  целях обеспечения их мобильности, близости к войскам, готовности действовать  в военное время, боевой обстановке, экстремальных ситуациях, предусматривается, что судьи военных судов и  часть работников их аппаратов находятся  на военной службе и имеют воинское звание офицерского состава, что  является основным принципиальным отличием военных судов от остальных федеральных  судов общей юрисдикции (ст.27 и 33).

В соответствии со ст. 27 анализируемого Закона одним из обязательных требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи военного суда, наряду с общими требованиями к остальным  кандидатам в судьи, является наличие  офицерского звания и заключение контракта о прохождении военной  службы.

Но поскольку военные  суды исключены из состава Вооруженных  Сил, вводится институт прикомандирования  судей и работников аппаратов  из числа военнослужащих к военным судам, аналогичный прикомандированию военнослужащих к другим федеральным органам государственной власти. Это даст им возможность проходить службу в судах и позволит полностью вывести из подчинения командованию военных ведомств, исключив какую-либо зависимость от воинских должностных лиц.

Система организации  и комплектования военных судов  РФ.

В новом Законе установлена  система военных судов, которая  состоит из окружных (флотских) военных  судов и гарнизонных военных  судов. Кроме того, впервые на законодательном  уровне определено, что в случаях, предусмотренных международными договорами, допускается создание военных судов  за границей, если там дислоцируются  российские воинские формирования, по месту их дислокации.

В соответствии со ст. 21 Закона гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, других судей и действует на территории, на которой дислоцируется один или  несколько военных гарнизонов. Таким  образом, согласно Закону территориальный  принцип деятельности военных судов  не связан напрямую с военно - административным делением Российской Федерации и  территория, на которой действует  гарнизонный суд, может не соответствовать  территории гарнизона, тогда как  иные суды общей юрисдикции действуют  в пределах соответствующих единиц административно - территориального деления  Российской Федерации.

Окружной (флотский) военный  суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном  суде может быть образована должность  первого заместителя председателя. Впервые в окружных (флотских) военных  судах Законом предусмотрено  образование президиума, а также  предоставлена возможность образования  судебных коллегий и составов. Президиум  окружного (флотского) военного суда действует  в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя - председателей  судебных коллегий и судебных составов. Он рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по протестам  на решения, приговоры, определения  и постановления гарнизонных  военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным  судом во второй инстанции; вопросы  организации работы и координации  работы судебных коллегий и судебных составов; по представлению председателя суда утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов, определяет численность судебных коллегий и  судебных составов; рассматривает вопросы  организации работы аппарата суда, утверждает по представлению председателя суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате суда. Заседания  президиума окружного (флотского) военного суда должны проводиться не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда. Решения на них принимаются  большинством голосов.

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является Верховный  Суд Российской Федерации. Полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам, приведены  в ст. ст. 9-10 Закона, согласно которым  Военная коллегия Верховного Суда РФ является непосредственно вышестоящей  судебной инстанцией по отношению к  окружным (флотским) военным судам.

Она образуется в составе  председателя, его заместителя, председателей  судебных составов и других судей  Верховного Суда РФ. Председатель Военной  коллегии является заместителем Председателя Верховного Суда РФ.

Осуществление правосудия в  военных судах и Военной коллегии призваны обеспечить аппараты военных  судов и Военной коллегии, на сотрудников  которых возложено организационное  обеспечение процессов, обобщение  судебной практики, анализ судебной статистики, систематизация законодательства и  выполнение других функций суда. Аппарат  военного суда и аппарат Военной  коллегии возглавляют руководители соответствующих аппаратов. Деятельность аппарата военного суда и аппарата Военной коллегии контролируют соответственно председатель военного суда и председатель Военной коллегии.

Судьи военных судов обладают всеми правами, предоставленными судьям судов общей юрисдикции. На них  полностью распространяются гарантии независимости судей, при осуществлении  правосудия они подчиняются только Конституции и федеральному закону.

Согласно ст. 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и  ст. 6 Закона "О статусе судей  в Российской Федерации" судьи  военных судов назначаются на должности Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда, основанному  на заключении квалификационных коллегий этих судов. Для председателей военных  судов и их заместителей требуется  заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Органы судейского сообщества создаются в военных судах  округов (флотов) в соответствии с  Законом о статусе судей и  выражают интересы судей как носителей  судебной власти. Конференции судей  военных судов округов (флотов), а  в период между конференциями - избираемые ими Советы судей обсуждают и  решают вопросы, круг которых определен  п. 3 ст. 17 Закона о статусе судей. Для решения вопросов, указанных  в ст. 18 названного Закона (отбора кандидатов на должность судьи, приостановления  и прекращения полномочий судьи  и др.), на конференциях судей избираются квалификационные коллегии судей. Они  образуются из равного числа судей  военных судов гарнизонов и им равных и соответствующих вышестоящих  судов. Высшая квалификационная коллегия судей РФ образуется из числа судей  общих, арбитражных и военных  судов всех уровней.

Информация о работе Военные суды и их компетенция