Унитаризм, федерация, конфедерация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание

Цель поставленная в этой работе, изучить одну из тем теории государства и права - «формы государства», а именно одну из её составляющих: форму государственного устройства.
Исходя из цели работы, ставятся следующие задачи:
- изучить и выявить значение и роль трех видов государственного устройства: унитарного, федеративного и конфедеративного.
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.

Содержание

Введение
3
1 Понятие, признаки и виды унитарных государств 5
1.1 Понятие и признаки 5
1.2 Виды унитарных государств 7
2 Федеративная форма государственного устройства 10
2.1 Понятие, признаки и принципы образования федерации 10
2.2 Виды федераций 13
3 Конфедеративная форма государственного устройства 18
3.1 Понятие, признаки и особенности конфедерации 18
3.2 Межгосударственные и союзные образования 20
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 25

Работа состоит из  1 файл

курссач мой на сдачу111.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

 

 

3 Конфедеративная форма государственного устройства  

3.1 Понятие, признаки и особенности конфедерации.

Конфедерация представляет собой  «временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения  их общих интересов»6. Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее благоприятные условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое государственное образование, объединение.

Для достижения поставленных целей  в конфедерации создаются необходимые  органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих  дел, объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-член конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Исторический опыт показывает, что  конфедеративные объединения имеют  нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются  в федерации. 7Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала федерацией – США. Так и созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась моментально. Основными причинами подобной нестабильности конфедераций является два фактор. Каждый член конфедерации обладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом не подчинения решениям конфедеративных властей.

 Субъекты конфедерации являются  полностью самостоятельными государствами.  Ограничение их суверенитета  касается только тех сторон  деятельности, которые стали предметом  их добровольного объединения. Так же только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут  также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

В юридической теории по поводу целесообразности выделения конфедерации в отдельную  форму государственного устройства поныне идут споры, т.к. фактически конфедераций сейчас не существует, есть лишь государства (межгосударственные образования) с отдельными признаками конфедерации.

Таким образом, «ставить крест» на конфедерации как форме государственного устройства рано, т.к. именно конфедерация может стать «золотой серединой» в деле объединения ряда государств, таких как бывшие республики СССР; республики, входившие в состав Югославии; Северная и Южная Кореи.

3.2 Межгосударственные и союзные образования

Наряду с унитарными и федеративными  государствами в современном мире существуют и нетрадиционные формы государственного устройства. Среди них: содружество, сообщество и союз.

Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций)8, в-четвертых, культуры (зачастую культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Для теории государства и права  изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада  СССР и образования Содружества  Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав.

В этой связи следует отметить, что Содружество как объединение  государств может носить и переходный характер. Оно может развиться  в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств9.

Сообщество - является еще одной  своеобразной переходной формой в государственной  организации общества. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества). В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

Союз - это еще одна разновидность  государственных соединений с определенной целью. В теории государства и права определение союза дается очень редко, потому что эта форма встречается не часто. Союзные формирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии.  Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей конституцией (в перспективе) и языком (по сути).

Среди зарубежных стран наиболее отчетливо  элементы союза характерны для Европейского Союза (ранее — Сообщества). На сегодняшний день в состав союза входит 27 суверенных государств.  Союз имеет Европарламент, члены которого теперь избираются прямым голосованием избирателей в государствах-членах по избирательным округам, каждое государство имеет определенное число избирательных округов в основном в пропорции к численности населения (ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами — парламентами отдельных государств). Среди органов Союза есть Совет министров, другие органы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные для государств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты, которые имеют обязательную силу. Некоторые из них действуют непосредственно в государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привести внутреннее законодательство в соответствие с актами Европейского союза. В 2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица – евро. В  теории государства и права  Европейский Союз понимается по-разному, как союз и, как сообщество.

Итак, на примере выше означенных форм государственного устройства мы можем  вновь наблюдать тенденцию к  преобразованию и глобализации развитых государств. Все мощней становится авторитет Евросоюза, что дает основания сделать предположение о дальнейшем развитии подобных ассоциированных государственных объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из сделанного исследования можно сделать некоторые выводы:

- в чистом виде не существует определенно унитарного, федеративного или конфедеративного государства. Так Испания и Великобритания, государства, считающиеся эталонами унитарного устройства, имеют свои специфические особенности, связанные с политическими, культурными и историческими традициями этих стран. Тоже самое можно сказать и в отношении Соединенных Штатов Америки, государства с федеративной формой устройства. Очень многие общие признаки федерации, сформулированные в теории государства и права, не просматриваются в Федерации США, хотя именно  это государство является одним из  первых стран с федеративным устройством.  

- выбор формы государственного устройства должен быть связан со многими факторами: историческими, экономическими, культурными, религиозными, географическими и др. Формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства  еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда  на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

- унитарная форма устройства – традиционна, свойственна государствам с небольшим населением и территорией или с традиционной формой правления (монархии в европейских, ближневосточных и некоторых азиатских государствах). Можно сказать, что страны с унитарной формой государственного устройства слабо развиваются в плане правовых отношений. В таких странах в этом просто нет необходимости. Так в Великобритании уже на протяжении многих столетий действует англо-саксонская система права, основанная на прецеденте, столько же существует унитарная форма устройства.

- значение Федерации как формы государственного устройства в настоящее время очень велико. Федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Но эти показатели, которые делают федеративную форму наиболее эффективной, в вопросе о делении государства, не главные. Главное, на мой взгляд то, что государства с федеративной формой устройства более динамичны в плане развития правовых отношений, по сравнению с унитарной формой и в разной степени в таких странах, но может осуществляться всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.

- конфедерация – инструмент интеграционных процессов между различными государствами. В будущем, но не очень близком, сформируется пять мировых конфедераций. Первая будет создана вокруг США и ее союзников. Вторая будет состоять из России и ее союзников. Третья – из стран мусульманского мира (Палестина, Саудовская Аравия, Афганистан и др.). Четвертую возглавит Китай. Пятая, будет составлена из стран, не вошедших ни в один из блоков. Наиболее вероятно, что в этом блоке будут состоять государства Евросоюза.  Конечно, такая многополярность мировых сил может привести к Третьей Мировой войне за невозобновляемые природные ресурсы.

 

 

Список использованных источников и литературы.

 

Научная литература

 

1. Теория государства и права:  Учебник для вузов/ под ред.  Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С-187

 

2. Ильин И.А. О государственной  форме // Советское государство  и право. 1991. №11. С.135.

 

3. Хакимов Р.С. Российский федерализм в условиях социально-политической трансформации. – Монография. – Казань: Институт истории АН РТ, 2009. – 216 с.

 

4. Крашенинников Н.А., «История государства и права зарубежных стран», М: Норма - Инфра, 1998, с.205

 

5. Нисневич Ю.А. Унитарный синдром // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2009. – № 2. – С. 43–53.

 

6. Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник, Москва: Юрист, 1999, с. 384

 

7. Хропанюк В. Е. “ Теория государства и права ”, Учебник, Москва: Интерстиль, 2008, с. 122

 

8. Теория государства и права:  курс лекций. Под. ред. Н.И. Матузова  и А.В. Малько. Юристь  2007 г с.89

 

9. Мишин А.А., Барабашев Г.А. Государственное  право буржуазных стран. М.: Белые  альвы, 1999 с.231

 

10. С.В. Клименко, А.Л. Чичерин. Основы государства и права. М. 2004 г

 

Нормативные и правовые акты

 

11. Конституция Российской Федерации  (принята на всенародном голосовании  12 декабря 1993 г.)

 

 

 

1 Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С-187.

2  Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991. №11. С.135.

3 Хакимов Р.С. Российский федерализм в условиях социально-политической трансформации. – Монография. – Казань: Институт истории АН РТ, 2009. – 216 с.

 

 4 Крашенинников Н.А., «История государства и права зарубежных стран», М: Норма - Инфра, 1998, с.205

 

5  Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник, Москва: Юрист, 1999, с. 384

Информация о работе Унитаризм, федерация, конфедерация