Унитаризм, федерация, конфедерация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание

Цель поставленная в этой работе, изучить одну из тем теории государства и права - «формы государства», а именно одну из её составляющих: форму государственного устройства.
Исходя из цели работы, ставятся следующие задачи:
- изучить и выявить значение и роль трех видов государственного устройства: унитарного, федеративного и конфедеративного.
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.

Содержание

Введение
3
1 Понятие, признаки и виды унитарных государств 5
1.1 Понятие и признаки 5
1.2 Виды унитарных государств 7
2 Федеративная форма государственного устройства 10
2.1 Понятие, признаки и принципы образования федерации 10
2.2 Виды федераций 13
3 Конфедеративная форма государственного устройства 18
3.1 Понятие, признаки и особенности конфедерации 18
3.2 Межгосударственные и союзные образования 20
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 25

Работа состоит из  1 файл

курссач мой на сдачу111.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Гуманитарный факультет

Кафедра государственного  права

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
          по дисциплине: «Теория государства и права»

на тему: «Унитаризм, федерация, конфедерация»

 

 

 

Выполнил студент 1 курса

заочной формы обучения

группы Ю-11 св

Мусин А. М.

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

Гареева З.Р.


 

 

 

 

 

Нефтекамск 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  

                                                                                                                        

3

1 Понятие, признаки и виды унитарных государств

5

   1.1 Понятие и признаки

5

   1.2 Виды унитарных государств

7

2 Федеративная форма государственного устройства

10

   2.1 Понятие, признаки и принципы образования федерации

10

   2.2 Виды федераций

13

3 Конфедеративная форма государственного устройства        

18

   3.1 Понятие, признаки и особенности конфедерации

18

   3.2 Межгосударственные и союзные образования                                                                                     

20

Заключение                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

22

Список использованных источников и литературы                                                                               

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государство – это  сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. В определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти.

Вопрос государственного устройства является актуальным уже  на протяжении десятка лет и в  настоящее время. Он не теряет интерес  к себе не только среди исследователей, правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам

Цель поставленная в  этой работе, изучить одну из тем  теории государства и права - «формы государства», а именно одну из её составляющих: форму государственного устройства.

Исходя из цели работы, ставятся следующие задачи:

- изучить и выявить  значение и роль  трех видов государственного устройства: унитарного, федеративного и конфедеративного.

- в заключение подвести  итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.

Объектом работы является государство в целом.

Предметом работы является форма государственного устройства.

Большое внимание в работе уделено федеративному устройству и его проблемам. Это не случайно. В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.

Нельзя объять необъятное, поэтому курсовой работе рассмотрены лишь наиболее общие понятия рассматриваемых вопросов, ведь каждый  вопрос может стать объектом большого научного исследования и таковым является.

Проблемами форм государственного устройства занимались и занимаются многие исследователи. Нечего и говорить, как это важно сейчас для политической жизни России, когда идет поиск наиболее эффективной формы организации территориального устройства страны.

В обществе все чаще слышны небезосновательные заявления о формировании авторитарного государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей. В связи с этим подробное рассмотрение вопроса государственного устройства, его всестороннее изучение и анализ позволит сформировать наиболее достоверные выводы о современном положении Российской государственности.

 

 

 

 

 

1 Понятие, признаки и виды унитарных государств.

    1.  Понятие и признаки

 

Понятие «унитарное государство» происходит от латинского слова “unus”, что значит один, единственный. Унитарное – это слитное государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящее, как правило, из административно-территориальных единиц. Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

- унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

- на территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.

- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

- унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

- в подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы (судебные округа).

Число ступеней политико-административного  деления зависит от численности  населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.

Как правило, унитарное государство  характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

Исторически унитарная  форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов.

В наше время, как  уже отмечалось ранее, унитарное  государство также существует, но это явление не носит столь  значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная  форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

Таким образом, унитарная форма устройства – традиционна, свойственна государствам с небольшим населением и территорией или с традиционной формой правления.

    1.  Виды унитарных государств

 

Унитарные государства  бывают двух видов: простые и сложные. Простые состоят только из административно-территориальных  единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, Вануату и др.), сложные имеют  в своем составе те или иные формы автономии (Италия, Филиппины, Никарагуа и др.)

Административно-территориальное  деление в разных странах строится по неодинаковым принципам и включает разное число ступеней, звеньев. Обычно это области, провинции, губернаторства и т.д., на которые непосредственно делится территория государства; районы, уезды, округа и т. д., из которых состоят единицы областного звена; общины - как низовая единица.

После второй мировой  войны в ряде стран наметились два направления изменений в  территориальном делении. Во-первых, стали создаваться крупные единицы, охватывающие несколько областей – регионы. Они создаются не актами центральных органов, а снизу, путем соглашений, и их создание, прежде всего, преследует цель экономической координации различных частей страны. Такие объединения, каждое из которых охватывает несколько штатов, играют значительную роль в Бразилии. В России тоже создаются региональные объединения субъектов федерации (например, Поволжье, Сибири и др.). Хотя они задуманы для координации экономики, на деле они играют и другую роль, выступая с определенными политическими требованиями. Это имеет место и в России, и голос таких объединений гораздо более весом, чем выступления отдельных субъектов федерации, когда они предъявляют свои требования к президенту и правительству, особенно по вопросам экономической политики.

Вторая тенденция связана  с опытом заокеанских стран (прежде всего США), где уже давно создавались  специальные округа (по вопросам образования, водоснабжения, санитарии и др.). Управление этими округами специализировано, осуществляется назначаемыми ими избираемыми по конкурсу чиновниками (агентствами), являющимися профессионалами в данной области.

Особое положение занимают столицы государств или столичные  округа столица с прилегающими окрестностями). Нередко полномочия избираемого в столице муниципалитета ограничены по сравнению с другими местными представительными органами (Вашингтон в США и др.). Такие ограничения означают большой контроль со стороны центра и в ряде стран преследуют цель уменьшить роль населения столицы в событиях, которые могут произойти вследствие противостояния различных социальных и политических группировок. Центром таких событий, оказывающих решающее влияние на политику государства, обычно оказывают столицы.

Унитарное государство – наиболее централизованная форма государственного устройства. Однако имеются определенные градации. В некоторых странах унитарное государство является относительно децентрализованным, где в большинстве звеньев административно-территориального деления имеются органы, выбираемые населением, а в некоторых звеньях – только такие выборные органы. Они обладают широкими полномочиями по решению местных вопросов.

Информация о работе Унитаризм, федерация, конфедерация