Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание

Государство в широком смысле близко к понятию «страна». Страна - это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1. Понятие и признаки государства………………………………………….. 4
1.1. Понятие государства…………………………………………….. 4
1.2. Основные признаки государства……………………………….. 9
2. Роль государства в обществе……………………………………………… 19
Заключение……………………………………………………………... 22
Библиография…………………………………………………………... 24

Работа состоит из  1 файл

курсовая тгп.docx

— 50.32 Кб (Скачать документ)

     5. Система налогов и займов

     Поскольку лица, образующие особый аппарат политической власти, управления и суда, не принимают  непосредственного участия в  производстве материальных благ, они  нуждаются в материальных средствах  для своего содержания. Эти средства взыскиваются с населения в виде налогов и займов.

     Древнее общество не знало этого института, так как не располагало аппаратом  управления и прямого принуждения, который, не участвуя в процессе производства, становился в обществе «иждивенцем». Привилегии должностных лиц являются средством обеспечения их поведения  и деятельности в интересах экономически господствующих социальных групп.

     Налоги  всегда были источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые  государством с граждан и юридических  лиц.

     Обязанность платить налоги в Конституции  Российской Федерации закреплена как  одна из важнейших. От добровольного  исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности, в чем заинтересован каждый гражданин.

     Государство устанавливает много видов обязательных платежей, но налоги среди них занимают особое место, имея свою специфическую  правовую природу. Прежде всего, налоги отличаются от других обязательных платежей, установленных государством и включенных в налоговую систему государства, тем, что за сумму денег, вносимую в бюджет, конкретному налогоплательщику  ничего не выделяется. Иную правовую природу, чем налоги, имеют другие обязательные платежи и разные сборы, установленные  законодательством. При уплате налога денежные средства от любого собственника переходят в собственность государства, как и при внесении любого другого  обязательного платежа в бюджет, но при взимании сборов и пошлин плательщик получает какую-либо услугу, благо и так далее. В связи  с этим основной юридической характеристикой  налога является индивидуальная безвозмездность  платежа для конкретного налогоплательщика.

     Таковы  основные признаки государства, которые  наиболее полно выражают его сущность. К ним могут быть добавлены  и иные признаки, характеризующие  государство со стороны его этнической организации (например, единый язык общения), создания информационной и энергетической систем и так далее13, но они не в равной степени присущи каждому государству и могут по-разному проявляться применительно к конкретным условиям государственной организации.

 

     

    1. Роль государства  в обществе
 

     Главное предназначение государства - служить обществу. В этих целях государство должно:

     1.  устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение;

     2.  выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов;

     3.  защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных семей, детей-сирот и т.д.);

     4.  обеспечивать безопасность общества и его органов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны других государств;

     5.  выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе;

     В идеале социальное назначение государства - служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность государства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.

     Общечеловеческое  предназначение Государства - быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

     В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства:

     1.  Первый подход - Классовая сущность государства - состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего касса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, рассматриваемого в качестве классовой организации того, кто стоит у власти, а само государство характеризуется как аппарат насилия, принуждения, подавления. Его сущность составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.

     2. Второй подход - Общесоциальная сущность государства - способность государства объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Преимущества данного подхода по сравнению с классовым:

  • Он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, которое должно управлять обществом в интересах всех и каждого человека;
  • Ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;
  • Подчеркивает ценность для общества государственной организации, так как человечество еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности л людей;

     Несмотря  на противоположность двух указанных  подходов к сущности государства, они  не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью: в нем присутствуют и  черты классовости, то есть стремления правящих сил, интересы которых они  представляют (иначе не было бы ожесточенной борьбы за власть в любом обществе), и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам. Но удельный вес тех или иных качеств неодинаков и зависит от многих факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и другие. Очевидно, что у демократически устроенного государства буду преобладать черты общесоциальности, у тоталитарного государства - черты классовости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как  властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.

     Традиционно государство рассматривается как  общность людей, в основе которой  лежат территория, народ и государственная  власть.

     В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

     В широком смысле государство можно  рассматривать как ассоциацию, члены  которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами  и отношениями публично властного  характера.

     Данное  определение характеризует государство  как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое  не может быть сведено к механизму  управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

     Таким образом, государство в узком  смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

     Высшей  ценностью в государственной  политике должен быть человек, его права  и свободы. Государство, его органы, общественные и политические объединения, социальные институты играют служебную  по отношению к личности и гражданину роль, ответственны перед ним. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиография 

      1. Нормативно-правовые акты 

     1. Конституция Российской Федерации.  Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1993. 62     

2. Литература 

     2. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. №7. С. 12-20.

     3. Венгеров А.Б. Теория государства  и права: Учебник для юридических  вузов. М.: Юриспруденция, 2000. 528 с.

     4.   Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М.: Издательство Норма, 2003. 448 с.

             5. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и   определениях. - М., 1997.

        6. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория

    государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр Март, 2002. 512 с.

        7.  Малько А.В. Правоведение. 1997. №3.

        8. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.

     9. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 1999. 520 с.

      10. Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. В.Т. Гайкова и В.А. Ржевского. Ростов н/Д: Издательство Феникс, 1995. 512

      11.  Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 1998 №2.

          12. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. Екатеринбург: Издательство Уральской

    13. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г.

          14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. 384 с.

        15. Четвернин В.А. размышления по поводу теоретических представлений о государстве / Государство и право. 1992. №5. С. 3-11.

        16. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996. 495с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

       
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 

Информация о работе Теория государства и права