Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 14:49, контрольная работа

Описание

Термин «функции государства» применяются для обозначения основных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.
Само понятие «функция государства» имеет много разных определений. «Функция может рассматриваться с точки зрения последствий, вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование)» [15, с145]. На мой взгляд, под функциями понимаются особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющие главные направление содержание его деятельности по управлению обществом. Таким образом, функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ними задач, а эти задачи не могут быть произвольными, и зависят от всех условий, в которых существует само общество.

Работа состоит из  1 файл

теория гос и права.docx

— 33.71 Кб (Скачать документ)

1.Понятие и значение  функций государства.

 

Термин «функции государства» применяются для обозначения основных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.

Само понятие «функция государства» имеет много разных определений. «Функция может рассматриваться  с точки зрения последствий, вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или с точки зрения взаимосвязи  отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование)» [15, с145]. На мой взгляд, под функциями понимаются особый механизм государственного воздействия  на общественные процессы и отношения, определяющие главные направление  содержание его деятельности по управлению обществом. Таким образом, функции  государства - это основные направления  деятельности государства по решению  стоящих перед ними задач, а эти  задачи не могут быть произвольными, и зависят от всех условий, в которых  существует само общество. Задачи и  функции государства -- явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период.

Каждая функция имеет определенное содержание, что предполагает деятельность государства в конкретной сфере  общественной жизни.

Некоторые авторы [11;20] считают, что  государственные функции можно  охарактеризовать следующими чертами:

1. имеют комплексный, синтезирующий  характер;

2. в функциях государства прослеживается, пряма связь с основными целями  и задачами государства;

3. функции государства не следует  отождествлять с функциями его  отдельных функций или же государственных  организаций;

4. по своему характеру, содержанию  и назначению функции государства  никогда не бывает социально  выхолощенными, нейтральными;

5. и многие другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что функции используются для  характеристики, описания деятельности государства, а формирование функций  государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития.  

Признаки функций.

Попробуем выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные  стороны деятельности государства  именно к функции.

Выделяют следующие признаки функций  государства [12, с 96]:

1. прочно сложившаяся предметная  деятельность государства в важнейших  сферах общественной жизни: экономической,  политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;

2. непосредственная связь между  сущностными, формальными характеристиками  государства и его социальным  назначением, которое и реализуется  в деятельности государства;

3. направление деятельности государства  на решение крупных социально  экономических, политических и  иных задач, достижение крупных,  общественно значимых целей, которые  встают на каждом историческом  этапе развития общества;

4. деятельность государства в  определенных формах (чаще всего  правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных  методов.

Некоторые учёные-правоведы, выделяют ряд других признаков. Например, профессор  М.Н. Марченко, перечисляя признаки функций  государства, пишет: «Функции государства  не следует отождествлять с функциями  его отдельных органов или  же государственных организаций. Функции  последних, хотя и имеют в большинстве  своём немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей». Поэтому, я считаю, что вышеперечисленных признаков вполне достаточно для определения понятия «функция государства».

Таким образом, все эти признаки дают характеристику государства, о  наличии той или иной соответствующей  функции, которые выполняют деятельность государства в определенных формах.

Классификация функций

В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, так как  без этого метода сопоставить  все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.

Классификация функций государства  имеет своей непосредственной целью  создание условий для их более  глубокого и разностороннего  изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию  основных направлений деятельности государства не вообще, а дифференцированно, то есть применительно к их отдельным  видам, группам или даже -- к отдельно взятым функциям.

В юридической теории и в практике существует множество оснований  классификации функций государства. Нельзя выделить какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они  используются с разными целями и  не могут друг друга заменять. Например, такой критерий, как «время действия», не может заменить критерий «сфера деятельности», так как они между  собой мало связаны. Отсюда следует и то, что одна и та же функция может присутствовать в различных классификациях.

Итак, попробуем выделить классификацию  функций:

Ш объекты и сферы государственной деятельности;

Ш территориальный масштаб;

Ш способ государственного воздействия на общественные отношения;

Ш взаимоотношения государств;

Ш содержание функций.

По времени действия функции  делятся на:

s постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования);

s временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения).

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся  на:

s внутренние (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);

s внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).

«Внутренние и внешние функции  любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими  государствами, во многом зависит от внутренних условий существования  данного государства»[2, с 177].

Классификация функций государства  проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они  реализуются. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном  плане делимого государства.

В последние годы предпринимаются  попытки классификации функций  государства, которые базируются на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные, управленческие и судебные.

Наряду с вышеназванными критериями существуют и иные основания классификации  функций государства. Однако наиболее распространенными и широко признанными среди них являются такие критерии, в соответствии с которыми функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние - в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач, а также - на основные и не основные -- в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений деятельности государства.

Внутренние функции государства  представляют собой основные направления  внутренней деятельности государства, которые решают задачи внутри страны.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, которые связанные  с решением стоящих перед ним  на международной арене целей  и задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Общая характеристика  теорий о происхождении государства

 

Уже тысячелетия люди живут в  условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются  государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями  и требованиями. Естественно, что  еще в глубокой древности они  стали задумываться над вопросами  о причинах и путях возникновения  государства и права. Создавались  самые разнообразные теории, по-разному  отвечающие на такие вопросы. Множественность  этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием  идеологических и философских позиций, которые они занимали [16, с.4].

Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения государства  и права была теологическая, объясняющая  их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные  деятели Древнего Востока, средневековой  Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеологии  ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак Маритен и др.). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации [5, с.17].

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности вместе с  вопросом о существовании Бога, Высшего  Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.

Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др., т.е. в XVII - XVIII вв. По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав [5, с.19].

Эти положения нашли выражение  в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости  США (1776 г.) говорится: «Мы считаем  самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом  определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится  право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для  обеспечения этих прав люди создают  правительства, справедливая власть которых  основывается на согласии управляемых...» [4, с.1].

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы  обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.) - Нашло это  положение свое отражение и в  Декларации независимости США.

Отмечая прогрессивность многих положений  теории общественного договора, которая  противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед  законом, следует указать все  же на то, что, кроме чисто умозрительных  построений, нет убедительных научных  данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

Патримониальная теория. Представители: Фома Аквинский, Мартин Дэн и другие. Учёные полагают, что государство  возникло на основе божественной воли. Бог вручил людям два меча: один меч церкви ля просветления, а другой меч - правителю, для усмирения непокорных.

Таким образом, следует, что государство  возникло по образу и подобию Царства  Божьего на земле. Тем самым обожествлялась государственная власть [10, с.14].

Ирригационная теория выдвинута К. Виттфогелем. В наше время, она основывается на исторических фактах. В Древнем Египте и некоторых других государствах регионов с жарким климатом при переходе на оседлое земледелие возникла необходимость ирригационных работ, они были сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации, её стали осуществлять специальные организаторы, которые впоследствии и образовали государственный аппарат. Теория является локальной и может объяснить процесс происхождения государства лишь в некоторых регионах [10, с.15].

Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.) [17, с.29].

Информация о работе Теория государства и права