Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание

В юридической литературе предметом научного исследования обычно становятся принципы права. Под принципами права понимает выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его создание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности принципов права.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3
Общая характеристика принципов права
1.1. Понятие принципов права их эволюция……………………………...4
1.2. Классификация принципов права……………………………………12
Межотраслевые и отраслевые принципы права
2.1. Основные характеристики межотраслевых прав…………………….16
2.2. Характеристика отраслевых прав……………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 59.97 Кб (Скачать документ)

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3

Общая характеристика принципов права

    1. Понятие принципов права их эволюция……………………………...4
    2. Классификация принципов права……………………………………12

Межотраслевые и  отраслевые принципы права

       2.1. Основные характеристики межотраслевых прав…………………….16

       2.2. Характеристика отраслевых прав……………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………...33

Список использованной литературы………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Понятие принципов права  является одной из актуальных проблем  современной юридической науки. Именно в этих принципах наиболее ярко отражена сущность права во всем многообразии составляющих ее сторон и закономерностей. Кроме того, важность данной проблемы определяется тем, что  сложившееся в отечественной  науке представление о принципах  сформировалось в основном на базе узконормативного правопонимания и  имеет существенные недостатки. В основе любой осознанной деятельности человека лежат определенные принципы. Законодательство, будучи социальным явлением, создаваемым людьми с целью юридического закрепления нормативно-правовых предписаний, направленных на урегулирование общественных отношений, основано на определенных принципах.

В юридической литературе предметом научного исследования обычно становятся принципы права. Под принципами права понимает выраженные в праве  исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его создание, его  основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности принципов права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика принципов права.
    1. Понятие принципов права, их эволюция.

          Принципы права бесспорно относятся к числу его основных механизмов, несущих конструкций. Принцип – это всегда исходное направляющее начало. Применительно к праву нужно иметь в виду, что в этой области, как и во всех других областях, принцип – это прежде всего идея. Но не только идея. Как само право не сводится к идеям, а охватывает и нормы, и социальные отношения, так и его принципы выходят за пределы только идей и обретают нормативное и правоприменительное содержание. Принципы права – это прежде всего идеи, но также нормы и отношения.

 Принципам права посвящена  огромная литература, как общетеоретическая,  так и отраслевая. В любой монографии  и в большинстве учебников  вы прочтете, что принципы права  – это его стержневые идеи. К принципам права, как правило,  относят демократизм, гуманизм, интернационализм, справедливость, равноправие, законность, связь прав и обязанностей, сочетание  убеждения и принуждения и  т.п. Нам хотелось бы избрать  иной подход. Дело даже не в  том, что это перечень часто  не претворялся в нашей действительности, а скорее в том, что сами  принципы носят в таком понимании  общеидеологический, но не правовой  характер. Они распространились, точнее, должны были распространяться, на  многие области человеческих  отношений, а не только на  право. Эти принципы, если они  будут реально претворяться в  действительность, имеют определенное  идеологическое и воспитательное  значение. Но сути, специфики именно  права эти принципы не отражают.

 Видимо, принципы права  нужно выводить не из идеологических  категорий, а из самой правовой  материи. Признавая в праве  систему общественного порядка,  средство общественного согласия, путь и средство предотвращения  и разрешения разногласий, нужно  соответственно конструировать  и принципы права. Принципы  охватывают всю правовую материю  – и идеи, и нормы, и отношения  – и придают ей логичность, последовательность, сбалансированность. В принципах права как бы синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации. Принципы – как бы «сухой осадок» богатейшей правовой материи, ее скелет, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно  рассматривается в теоретической  юриспруденции в качестве основного. Но, как было отмечено, с течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых  ученых - божественное установление, для  Ж.-Ж. Руссо - общая воля, Р. Йеринга - защищенный интерес, Л. Петражицкого - императивно-атрибутивные эмоции, для  представителей юридического позитивизма  право есть веление, приказ государства  и т.д.

 Многозначность определений  права, неутихающие споры о  его существе привели некоторых  исследователей к пессимистическому  выводу, что сущность права познать  нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя  И. Канта, который сетовал, что  юристы столетиями ищут определение  права, русский теоретик права  Н.Н. Алексеев заметил: "Юристы  никогда не найдут определение  права, как естествоиспытатели  не ответят на вопрос, что такое  природа вообще".

Действительно, проблема правопонимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение  самые разнообразные отношения  и интересы людей, оно имеет различные  формы проявления в зависимости  от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков  человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы  удовлетворения различных потребностей, как отдельными индивидами, так и  общностями людей. Итак, какова же природа  права, в чем, иначе говоря, заключена  его сущность? Известно, что сущностью  любого предмета, явления философия  считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, проявляющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки. Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.1

 Регулятивная природа права определяется тем, что оно отличается волевым характером. В истории правовой мысли это обстоятельство подмечено уже давно. Так, уже Гуго Гроций отмечал, что "право имеет своим источником волю". Эта конструктивная мысль поддерживается и в современной юридической литературе.

 Если учесть, что в понимании психологов воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, проявляющаяся в действиях, то можно заключить, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить социально-психологический механизм действия права. Принципиально важным в этой связи является уяснение того, чья воля находит выражение в праве, интересы каких социальных групп и слоев населения оно защищает. Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально-культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности.

 При анализе этого положения наблюдаются существенные расхождения в правовых учениях прошлого и современных теориях. Так, Томас Гоббс утверждал, что "право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими". Для марксизма характерно понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса. В современной западной юридической литературе обоснована мысль о том, что "право есть свободное выражение воли индивидов". Менее заметным для правоведов, а между тем весьма примечательным по своему значению является высказанное уже в работах Ж.-Ж. Руссо суждение о том, что право заключает в себе общую волю. Категория "общая воля", следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности, ее интересами и потребностями. Надо лишь уточнить, что общая воля не есть механическое сложение индивидуальных воль. Общая воля есть результат их (индивидуальных воль) согласования, сочетания, результат достигнутого общественного компромисса различных специфических интересов.

 Итак, сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

 Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли.

 Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования. Для понимания природы права принципиально важно иметь в виду следующее: право выступает 1) в форме идей, представлений; 2) юридических предписаний (велений или установлении), исходящих от государства, и 3) действий или отношений, в которых реализуются идеи, принципы и предписания права. В теоретической юриспруденции с давних пор ведутся споры о том, что следует признавать важнейшим элементом права - идеи, нормы или действия (отношения).

 Для представителей естественно-правового направления и так называемой психологической школы правовые идеи выступают первоосновой, главным компонентом права. Нормы или же действия способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи. Представители нормативной школы наиболее важным элементом признают юридические предписания. Это, по их мнению, и является собственно правом, регулятором поведения. Сторонники так называемого социологического направления приоритетным в содержании права признают действия или отношения. Узконормативный подход не дает ответа на вопрос о том, что есть недействующее право ("не соприкасающееся" с сознанием адресатов права или не воспринимаемое ими и не реализующееся в их практических действиях). Опасность одностороннего подхода к праву - узконормативного или широкого - сейчас очевидна. Только интегративный подход позволяет отразить в праве, как нормативные свойства, так и его деятельностный характер. В таком аспекте право предстанет реальной силой общества, противоречащей произвол/ и беспорядку. Точнее высвечивается роль государства по отношению к праву - оно не "производит" право, но обеспечивает его на всех стадиях бытия права. Данный подход позволяет более точно подойти к оценке соотношения объективного и субъективного в праве, осмыслить роль фактической правомерной деятельности в правообразовательном процессе, а, следовательно, и природу так называемого фактического права, не отторгая и не относя к "предправовым" факторам то, что изначально наделено правовыми свойствами.

 Утверждение интегративного подхода к праву имеет важное мировоззренческое значение, ориентируя массовое и профессиональное правосознание на понимание того, что правовое регулирование отношений и поступков возможно лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость прав и обязанностей средствами юридического процесса, что действие права предполагает определенные условия, требуемые ресурсы, наличие специальных структур, способных применять право и при необходимости принуждать к его исполнению.

Итак, по своей сущности право  выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и  ценности личности и вследствие этого  выступает мерой свободы и  ответственности индивидов и  их коллективов, средством цивилизованного  удовлетворения ими разнообразных  интересов и потребностей.

 С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права:

 1. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах. Соответствие права согласованным интересам или общей воле придает ему реальность, а, в конечном счете, социальный вес. И, напротив, если нормативные требования не выражают общей воли, то никакими механизмами, в том числе принудительной силой государства, нельзя обеспечить их полное исполнение. Выражение в праве согласованных интересов участников регулируемых отношений придает ему обязательность, всеобщность, утверждает в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

 2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В указанном аспекте право отражает: 1) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; 2) меру допустимых ограничений свобод человека. Заметим, что уже в Декларации прав человека и гражданина 178? г. (ст. 4) было зафиксировано: "Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами".

3. Право обеспечивается  государственной властью. Государство  участвует в правообразовании, в  охране права.

 4. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей. Нормативность выражается через систему регулятивных средств различного уровня. Наибольшей формально-юридической определенностью характеризуются нормы-предписания - юридические установления, исходящие от государства. В то же время им присущи и издержки. Они обладают гораздо меньшим уровнем нормативности в сравнении с принципами права, всегда требуют официального удостоверения в правотворческих актах. Наиболее универсальным регулятором выступают принципы права, которые характеризуются высоким уровнем нормативности и не обязательно требуют закрепления в социальных актах.

Информация о работе Теория государства и права