Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание

Государство в широком смысле близко к понятию «страна». Страна - это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1. Понятие и признаки государства………………………………………….. 4
1.1. Понятие государства…………………………………………….. 4
1.2. Основные признаки государства……………………………….. 9
2. Роль государства в обществе……………………………………………… 19
Заключение……………………………………………………………... 22
Библиография…………………………………………………………... 24

Работа состоит из  1 файл

курсовая тгп.docx

— 50.32 Кб (Скачать документ)

     Необходимо  отметить, что одновременно с государством в обществе формируются и другие, негосударственные политические организации (партии, союзы, различного рода общественные движения), которые также оказывают  влияние на картину общественной жизни. Поэтому важно выявить  наиболее характерные признаки государства, которые отличают его от негосударственных  организаций общества как в прошлом, так и в настоящем.

     Государство в реальной действительности – это  государство на определенной ступени  общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся  на более ранних или более поздних  ступенях развития. Однако всем государствам истории и современности присущи  общие признаки, придающие данному  общественному явлению качественную определенность, обосабливая его тем самым от других общественных образований. Каковы эти признаки?

     Проведенный нами анализ литературы показал, что  большинство авторов (С.А. Комаров, В.В. Лазарев, А.В. Малько,  В.Н. Хропанюк и другие) выделяют четыре основных признака государства: территориальное деление граждан, наличие публичной власти, неразрывная связь государства и права, государственный суверенитет. При этом необходимо отметить, что если в вопросе количества признаков мнения исследователей совпадают, то относительно содержания этих признаков мнения, наоборот, могут расходиться. Так, например, В.Я. Любашиц не называет государственный суверенитет в качестве признака государства, вместо этого он говорит о системе налогов и займов как необходимом условии проведения определенной политики и содержания государственного аппарата.10

     Рассмотрим пять основных признаков государства, которые, на наш взгляд, наиболее полно раскрывают особенности данного общественного явления.

    1. Территориальная организация населения

     Государство представляет собой единую территориальную  организацию политической власти в  масштабе всей страны.

     Государственная власть распространяется на все население  в пределах определенной территории. Территориальное разделение населения  в отличие от кровнородственных  связей между членами общества порождает  новый социальный институт – гражданство  или подданство. Территориальный  признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного  деления. Возникают центральные  и местные органы государства. Осуществление  власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов – государственной границы, которая отделяет одно государство  от другого. Территориальный признак  опосредованно связан и с федеративным устройством государства, в границах которого проживает население, принадлежащее  к различным нациям и народностям. Понятие государственной территории важно не только для деления внутреннего  устройства, но и для понимания  ряда его конкретных задач и функций. Например, защиты территории государства  от нападения извне или расширения своей территории за счет других государств.

     Государство обладает территориальным верховенством  в пределах своих границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающих вмешательство иностранной власти.

     Территория  не общественное, а естественное условие  существования государства. Сама территория не порождает государство, она лишь образует пространство, в пределах которого государство распределяет свою власть.

     Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными  предпосылками возникновения и  существования государства. Не может  быть государства без территории, как не может быть государства  без населения.

    1. Публичная (государственная) власть

     Государство – это особая организация публичной  власти, которая располагает специальным  аппаратом (механизмом) управления обществом  для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

     Власть  существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, то есть в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).

     Аппарат власти – это тот самый государственный  механизм, который обладает государственно-властными  полномочиями и в котором концентрируется  принудительная сила государства. Такого аппарата нет у иных организаций. Причем государство применяет в  первую очередь так называемое «легализованное  принуждение», то есть предусмотренные  законом принудительные меры в целях  наказания или предотвращения нарушений  со стороны отдельных лиц, групп  или организаций. Такие меры применяются  через суд или другие органы, наделенные правом использовать юридические санкции. Принуждение может носить и нелегализованный характер, но обусловливаться общественной справедливостью и целесообразности, например, в целях предотвращения государственного переворота, ликвидации хаоса и распада общества, когда могут быть использованы не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства. В зависимости от целей такого принуждения оно может быть вполне оправдано в глазах общественного мнения (легитимировано).11

     Механизм  государства не является постоянной величиной. На различных этапах общественного  развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержанию задачи. Однако эти изменения и различия не исключают общих элементов, которые  свойственны механизму всякого  государства. К важнейшим государственным  органам, которые в той или  иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. Особое место в механизме  государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том  числе и карательные функции: армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения.

     3. Связь государства и права

         Государство организует общественную жизнь на правовых началах.

     Родовой строй не только не знал, что такое  право и обязанность в юридическом  смысле слова, но и вообще самого деления  на права и обязанности.

     В результате разложения первобытно-общинного строя, с разделением общества на классы экономически господствующий класс стремится к установлению правовых норм, в которых выражается воля не всего общества, а только одного господствующего класса.

     На  весьма ранней ступени общественного  развития возникла потребность охватить общим правилом часто повторяющиеся  акты производства, распределения и  обмена и позаботиться о том, чтобы  отдельный человек подчинялся общим  основным требованиям общественной жизни. Эти правила, вначале выражавшиеся в обычае, постепенно превращались в закон. Правовые обычаи и законы постепенно складывались в систему  права.

     Правовые  формы организации жизни общества присущи именно государству. Без  права, законодательства государство  не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную  реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций  только государство в лице своих  компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего  общества, государство в необходимых  случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих  специальных органов (судов, администрации  и других).

     4. Государственный суверенитет

     Государство представляет собой суверенную организацию  власти.

     Суверенитет государства – это такое свойство государственной власти, которое  выражается в верховенстве и независимости  данного государства по отношению  к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.12

     Понятие «государственный суверенитет» появилось  в конце средних веков, когда  потребовалось отделить государственную  власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Сейчас суверенитет – обязательный признак государства. Страна, не имеющая его, - это колония или доминион.

     Суверенитет – собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной  организации общества. Независимость  и верховенство государственной  власти выражается в следующем:

     - в универсальности – только  решения государственной власти  распространяются на все население  и общественные организации данной  страны;

     - в прерогативе – возможности  отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;

     - в наличии специальных средств  воздействия, которыми не располагает  никакая другая общественная  организация.

     Верховенство  государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при  решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни. В суверенитете государства  находит свое политическое и юридическое  выражение полновластие народа, в  интересах которого государство  осуществляет руководство обществом.

     Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость  территории, неприкосновенность территориальных  границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное  государство или внешняя сила нарушает границы данного государства  или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят  о нарушении его суверенитета.

     Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты.

     Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

     Политическая  основа суверенитета заключается в  существовании стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой политической организации власти.

     Правовой  основой суверенитета являются конституция, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие  равенство государств, их территориальную  целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций  на самоопределение.

     При известных условиях суверенитет  государства совпадает с суверенитетом  народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы  государственного и общественного  развития, формировать направление  политики своего государства, состав его  органов, контролировать деятельность государственной власти.

     Понятие государственного суверенитета тесно  связано с понятием национального  суверенитета. Национальный суверенитет  означает право наций на самоопределение  вплоть до отделения и образования  самостоятельного государства. В многонациональных  государствах, образованных путем добровольного  объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, не может  быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили  свое право на самоопределение –  путем объединения в союзное  государство или путем федерации  на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет  каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем  обеспечения суверенных прав субъектов  союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающего как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.

Информация о работе Теория государства и права