Сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:30, реферат

Описание

Цель моей работы:

1.Дать точное понятие – государства и разобрать его сущность;
2.Рассмотреть государство, как политический институт

Содержание

Введение 2стр.



ГЛАВА I

Понятие, происхождение и сущность государства 4стр.

ГЛАВА II

Формы государственного правления 10стр.

ГЛАВА III

Формы государственного устройства 19стр.

ГЛАВА IV

Правовое социальное государство 24стр.


Заключение 27стр.

Список литературы и сайтов в Интернете 29стр.

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 74.03 Кб (Скачать документ)
  1. Принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определение предметов ведения.
  2. Принцип совместной компетенции, т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов.
  3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий.
 

     В современной юридической теории принято выделять несколько разновидностей федеративных государств: основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные и национальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные; договорные и конститутивные (конституционные).  

Конфедеративное государство:

     Конфедерация представляет собой «союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей»6. Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее благоприятные условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое государственное образование, объединение.

     Для достижения поставленных целей в  конфедерации создаются необходимые  органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих  дел, объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по соглашению. В основном в конфедерациях нет  общей армии, хотя и могут создаваться  силы, для решения военных задач. Каждое государство-член конфедерации обладает собственным полицейским  аппаратом.

     Исторический  опыт показывает, что конфедеративные  объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются  весьма быстро, либо преобразуются  в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось  интересами борьбы против британского  господства. Вскоре конфедерация стала  федерацией – США. Так и созданная  в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась  моментально. Основными причинами  подобной нестабильности конфедераций является два фактора: каждый член конфедерации обладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом не подчинения решениям конфедеративных властей.

     Субъекты  конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного  объединения. Так же только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы  могут также стать предметом  нормоустановительной деятельности конфедеративных  органов.

     В юридической теории по поводу целесообразности выделения конфедерации в отдельную  форму государственного устройства поныне идут споры, т.к. фактически конфедераций сейчас не существует, есть лишь государства (межгосударственные образования) с  отдельными признаками конфедерации. Однако, по мнению некоторых деятелей юридической науки «ставить крест» на конфедерации как форме государственного устройства рано, т.к. именно конфедерация может стать «золотой серединой» в деле объединения ряда государств, таких как бывшие республики СССР; республики, входившие в состав Югославии; Северная и Южная Кореи.  
 
 
 
 
 

Глава IV

Правовое  социальное государство 

     Правовое  государство – реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяется в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство, существует разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты.        

     Правовое  государство формировалось постепенно на базе соответствующих идей и элементов  государственности, некоторые из которых  появились еще в глубокой древности. Различные теории правового государства  базируются на концепции гражданского общества. 

     Термин  «гражданское общество» употребляется  как в широком, так и в узком  значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами  часть общества, т.е. все то, до чего «не доходят руки» государства. В узкомгражданское общество, представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Гражданское общество формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращение из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

     Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные  и правовые отношения, мораль, а так  же не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д.

     В гражданском обществе в отличие  от государственных структур преобладают  не вертикальные (подчиненности), а  горизонтальные связи – отношения  конкуренции и солидарности между  юридически свободными и равноправными  партнерами.

     Обобщая опыт возникновения и развития различных  правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:

  1. наличие развитого гражданского общества;
  2. ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;
  3. мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;
  4. правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;
  5. всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;
  6. суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;
  7. разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства;
  8. приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения;
  9. свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается так, где нарушается свобода других.
 

     Социальное  государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым  и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды. Социальные государства возникли примерно в 60-х гг. XX в. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.

     Деятельность  современного социального государства  многогранна. Это перераспределение  национального дохода в пользу менее  обеспеченных слоев населения, политика занятости  и охраны прав работника  на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для  всех образования, здравоохранения, культуры и т.д. 

     Соотношение социального и  правового принципов

     Социальное  государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества – стремится  расширить права личности и наполнить  правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый – физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии, второй – социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека.

     Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим,  хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество. 

     В наши дни демократические  государства стремятся найти  меру оптимального сочетания  правового и социального принципов.  При этом консерваторы обычно  делают большой акцент на правовом, а социал-демократы и близкие  к ним либералы – на социальном  принципе.

 

     

Заключение 

     Обобщая всё выше сказанное, можно сделать  вывод, что государство – основной и один из важнейших институтов не только политической системы общества, но и всего общества в целом. Этот институт возложил на себя огромный перечень функций и целей по всестороннему  регулированию общественной жизни. Государство как главная властвующая  и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций  в рамках их уставных задач, содействовать  их развитию и совершенствованию.

     Мы  живем в стране, которая по Конституции  является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что  это именно так. На мой взгляд, у  нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства  необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых  является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного  общества. А общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие  свои разнообразные потребности  и интересы. Наша психология опирается  на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага  для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности.

     В России, по-моему, нельзя сказать о  том, что гражданское общество достигло высшего этапа в своем развитии, а это способствует затруднению  развития правового государства  в нашей стране. Следовательно, чтобы  разрешить эту проблему, необходимо усовершенствовать российское общество, а этому можем поспособствовать только мы сами.

     Сейчас  на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства  и права - становление в новых  независимых государствах государственных  и правовых систем, соответствующих  требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более  осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический  и социальный кризис, существенно  отразившийся на уровне жизни людей  и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

     Суровая закономерность, а может быть трагическая  неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все  еще далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении  зла, а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью  создания правового общества. Более  того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека.

     На  смену идет иное мировосприятие действительности, как многовариантности, порой случайности, порой и вероятности бытия. Эти отчасти философские соображения в контексте современной политологии по-новому обосновывают характер взаимодействия гражданина и государства. Но главное - именно в таком мире гражданин действительно свободен, может реализовать свои способности, достигать свои цели, удовлетворять свои интересы, а гражданское общество - процветать.

Информация о работе Сущность государства