Сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:30, реферат

Описание

Цель моей работы:

1.Дать точное понятие – государства и разобрать его сущность;
2.Рассмотреть государство, как политический институт

Содержание

Введение 2стр.



ГЛАВА I

Понятие, происхождение и сущность государства 4стр.

ГЛАВА II

Формы государственного правления 10стр.

ГЛАВА III

Формы государственного устройства 19стр.

ГЛАВА IV

Правовое социальное государство 24стр.


Заключение 27стр.

Список литературы и сайтов в Интернете 29стр.

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 74.03 Кб (Скачать документ)
 

   На  протяжении истории человечества, отмеченные признаки государства не оставались неизменными. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации (См. рис №1 в Приложении на 30стр.)

Цель государства – то желаемое, возможное и необходимое состояние общества, его жизнедеятельности, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически обоснованная конструкция, образ, который требуется создать, воплотить в жизни. Цель государства закрепляется в основном законе (конституции) и определяет функции государства.

Функции государства (это внутренняя и внешняя политика) – главные направления деятельности, виды управляющего воздействия на общество со стороны органов государственной власти и должностных лиц.

Основными функциями государства являются:

  • обеспечение, охрана целостности и стабильности общества, его территории;
 
  • создание и  обеспечение адекватной правовой системы  как совокупности взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих  юридических средств, с помощью  которых регулируются общественные отношения;
 
  • создание и  обеспечение условий для развития всех сфер жизнедеятельности общества;
 
  • охрана конституционности  и правозаконности во взаимоотношениях власти и общества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
 
  • координация, согласование потребностей и интересов  социальных слоёв общества, определение  приоритетов его развития;
 
  • обеспечение общенациональных интересов в мировом сообществе.
 
 

   В соответствии с функциями государства  создаётся структура его органов  управления:

  • представительные органы (парламент);
  • исполнительно-распорядительные органы (президент, правительство, премьер-министр);
  • надзорно-контрольные органы;
  • судебная система;
  • органы власти общественного порядка, государственной безопасности;
  • вооруженные силы.
 

     Государственная власть независима от других властей  как внутри страны, так и вне  ее. Ее суверенитет выражается в  верховенстве, то есть:

  1. в обязательности ее решений для всего населения;
  2. в возможности отмены актов негосударственных политических институтов;
  3. в обладании исключительным правом на издание законов, в монополии на легализованное насилие.

   Государство обладает правом взимания налогов и  других обязательных платежей, обеспечивающих его экономическую самостоятельность.

   В процессе общественного развития менялись соотношение институтов государственной  власти, объем выполняемых ими  функций. В доиндустриальную эпоху  государство контролировало все  проявления политической жизни, регламентировало все стороны жизни общества. В условиях зрелого гражданского общества за государством остаются наиболее важные из них, обеспечивающие основы общественной жизнедеятельности.

   В обществе государство выполняет  ряд функций. Важнейшие из них:

Экономическая функция - регулирование экономических процессов путем налоговой, кредитной политики, с помощью санкций или создания экономических стимулов;

Социальная функция - регулирование отношений между разными группами (социальными слоями, классами, этносами и т.д.), поддержка социально незащищенных слоев населения, содействие развитию систем образования, здравоохранения;

Правовая функция - установление правовых норм, обеспечение их выполнения;

Культурно-воспитательная функция - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения

     Внешние функции государства включают:

1) оборону  страны;

2) экономическое,  технологическое, культурное и  иное сотрудничество с другими  странами, участие в работе международных  организаций. 

Исторические  рубежи в развитии государства

     Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство  изменяется вместе с развитием всего  общества, частью которого оно является. В развитии государства можно  выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.

     Традиционные  государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей. Не признавали личность как источник государственной власти.

     Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека – его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнение функций, делегированных гражданами  и не нарушающих свободу личности.

     В целом, конституционный этап в развитии государства, связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической  очерченностью полномочий и сферы  государственного вмешательства, с  правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных  и иных гарантий прав человека. Одним  словом, он связан с появлением конституции.

     Конституция

     Сам термин «конституция» в науке  употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначается термином «реальная конституция»- это государственный  строй, устойчивая модель государственной  деятельности, определяемая тем или  иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит  форму свода законов, присущего  современным государствам. Он может  иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых  традиций, которым подчиняются текущие  законы государства.

     Во  втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» - это свод законов, юридический или нормативный  акт. Она представляет собой систему  зафиксированных в специальном  документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования  и принятия решений, а также положение  личности в государстве.

     Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего  его деятельность. Она придает  государству современного, конституционного типа необходимую легитимность.

     Конституции, как правило, состоят из двух важнейших  частей. В первой определяются нормы  взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части  описываются характер государства (республика, монархия, федерация и  т.п.), статус различных властей, правила  взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а так  же структура и порядок функционирования управления.

     Первые  конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791г. Билль о правах) и  во Франции (в 1789г. «Декларация прав человека и гражданина» и в 1791г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных  актов, появились еще раньше –  в 1215, 1628, 1679, 1689 г.г. в Англии. В современном  мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и  Оман) не имеют конституционных сводов законов.

     Наличие демократической конституции –  показатель подлинной конституционности  государства лишь в том случае, если она реально воплощена в  государственной организации и  неукоснительно исполняется органами власти, учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепления  принципа ограничения его компетенций, с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует  понятие «правовое государство». 
 
 
 

Глава II

Формы государственного правления 

     С момента возникновения государство  представляет собой особую организацию  политической власти, оно отличалось разнообразием конкретных форм ее проявления. Опыт человечества в организации, устройстве и реализации государственной власти обобщен политологами в понятии "форма государства". В него включили три элемента: форма правления, формы государственного (территориально-административного) устройства, политический режим.

     Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти (в особенности высших и центральных ее органов), структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства трактуемая в широком смысле.

     Основные  формы государственного правления - монархия и республика.

     Монархия

     Монархическая форма правления возникла еще  при рабовладельческом строе  и продолжала развиваться со временем. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В  буржуазном же обществе сохранились  лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления. Тем  не менее, монархии существуют и поныне, существенно отличаясь от начальной  формы, они все же сохраняют (часто  «только на бумаге») свои основные черты.

     Свои  истоки монархическая форма правления  имела в той достаточно простой  социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась  на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге  «неолитической революции». В этой форме правления «высшая государственная  власть принадлежит единоличному главе  государства – монарху, который  престол по наследству и не несет  ответственности перед населением»1.

     Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок, всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет.

Основными признаками классической монархической  формы правления являются:

  • существование единоличного главы государства, пользующего своей властью пожизненно;
  • наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • представительство государства монархом по своему усмотрению;
  • независимость монарха от мнения населения государства;
  • монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота);
  • юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры (порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, реже одного из министров, ответственного за исполнение данного закона).

     Так в монархии существует несколько  систем престолонаследия. Престолонаследие - это переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому, в установленном законом порядке.

     В настоящее время существуют три  основные системы престолонаследия:

  1. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция);
  2. Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания);
  3. Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

Информация о работе Сущность государства