Сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:04, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в изучении сущности государства.
Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства - с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
1.Понятие и признаки государства…………………………………………..4
2.Сущность государства: методологические подходы при изучении……..11
3.Социальное назначение государства………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………….20
Список используемой литературы…………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

Сущность государства.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………….2

1.Понятие и признаки государства…………………………………………..4

2.Сущность государства: методологические подходы при изучении……..11

3.Социальное назначение государства………………………………………17

Заключение…………………………………………………………………….20

Список используемой литературы…………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства - с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.

    В ранней и в более поздней, вплоть до современной, истории развития человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, лишь на основе проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правления для самого государства и для общества, как правило, были далеко не однозначными, а нередко, как показывает, например, опыт бывшего СССР, весьма плачевными.

    Без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства практически невозможно грамотное, квалифицированное им управление. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанием о нем. Так было уже не раз в истории развития общества, и так будет.

    При определении понятия государства важно учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и сложность и многогранность самого государства как явления.

    Государство, имеет политический характер, проявляется прежде всего как политическая организация потому, что оно устанавливает «порядок использования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы».

    Сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия различными авторами - с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.

    Цель  данной работы состоит в изучении сущности государства.

       Мною в работе использовались  труды таких ученых как А.С.  Пиголкин, А.Н. Головистикова, А.Ю.  Дмитриев, Н.И. Матузова, А.В. Малько  и другие.

       Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, где содержатся выводы по данной работе и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и признаки государства.

    История человечества насчитывает несколько миллионов лет и вбирает в себя множество эволюционных и революционных этапов своего развития. Процесс замены родового строя государством также происходил длительное время. В различных частях земного шара он проходил по-разному.

    Прежде всего, для определения государства важно отличить его от публичной власти родового строя, для чего один из основателей марксизма Ф. Энгельс выделил следующие признаки государства:

    1. Деление населения по территориальному признаку. При существовании родового строя деление населения происходило по кровно-родственному признаку. Человек кровно принадлежал к роду или принимался в члены рода на общем собрании рода. Все члены рода проживали совместно, осуществляя хозяйственные и военные функции. Общественное разделение труда, усложнение социальных связей повлекло расселение людей по различным территориям.

    Этому способствовали миграции населения и завоевательные войны. Не имея возможности участвовать в управлении делами рода ввиду территориальной удаленности, люди стали объединяться в территориальные общины, формируя государственно-организованное общество. Появились административно-территориальные единицы. У человека появилось постоянное местожительства, на территории которого он мог реально осуществлять свои права и интересы, выполнять обязанности. Территориальный порядок организации населения складывался в результате острых противоречий, сопровождался переделом территорий и кровопролитными войнами.1

    2. Наличие публичной власти, не совпадающей с населением. Публичная власть представляет собой организующую государство силу, которая внешне выражена через аппарат управления. Именно управленческий аппарат, состоящий из профессионалов, является олицетворением политической власти в обществе. Государство органически не может представлять интересы всего населения, потому оно представляет интересы какой-либо группы или, по теории марксизма, господствующего класса. Публичная власть лежит в основе государства, не позволяет анархическим силам разложить государство изнутри.

    Однако она может служить инструментом для подавления воли народа, ущемления его прав и законных интересов. В этом случае мы говорим об авторитаризации власти, централизме.

    Публичная власть осуществляется через сложный механизм управления обществом, социальными сферами и процессами, который представляет собой систему государственных органов и организаций, необходимых для выполнения задач и функций государства.

    Аппарат управления существует не только в государстве, но и в других коллективных образованиях, например международных организациях, общественных объединениях. Но только государство с помощью аппарата реализует власть. Аппарат наделен государственно-властными полномочиями, предполагающими юридическую способность издавать правовые акты обязательной силы и обеспечивать их исполнение.

    3. Налоги являются обязательным признаком государства. Государство материально зависимо от общества. Для осуществления своих функций государству требуются значительные расходы. Основным источником покрытия государственных расходов являются налоги.

    Признаки государства, отличающие его от власти родового строя, характеризуют процесс исторического развития государства, его формирование. На определенном этапе истории именно образование государства позволило обществу выйти на новый виток, модернизировать общественные отношения и обеспечить значительный прогресс в общественной жизни.

    В настоящее время в юридической науке выделяют также ряд признаков государства, которые отличают его от других организаций общества, показывают его исключительную организующую роль в обществе:

    1. Государственный суверенитет. Понятие государственного суверенитет приобрело особое значение в Средневековье, когда период феодальной раздробленности сменился централизацией. Государственная власть приобрела независимость от власти церковной, освободилась от претензий церкви на управление всеми государственными и общественными делами.

    Государственный суверенитет - это свойство единой государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять внутренние и внешние функции государства.

    Суверенитет государства предполагает признаки верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти.

    Верховенство государственной власти означает, что власть распространяется на все общество, на все государственные и общественные органы, должностные лица, юридические лица, на всех граждан. Любые решения, юридически противоречащие законам государства, признаются незаконными и не подлежат исполнению, они должны быть отменены.2

    Самостоятельность государственной власти означает взаимное невмешательство государства и общества в дела друг друга. Государственная власть осуществляется внутри страны только уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Они наделяются государственными полномочиями соответствующими правовыми актами, но должны использовать полномочия во благо государства и общества, не должны злоупотреблять ими.

    Общественным объединениям и гражданам, другим негосударственным организациям не разрешается вмешиваться вдела государства. Но граждане могут участвовать в управлении государством путем реализации избирательных прав, поступая на государственную службу, участвуя в отправлении правосудия.3

    Независимость государственной власти на международной арене означает право государства самостоятельно вступать в отношения с другими государствами и международными организациями, является неотъемлемым признаком государства, без нее государство является колонией, частью другого суверенного государства.

    Ряд авторов выделяют в качестве самостоятельного признака единство государственной власти, предполагающее правовое и организационное единство системы органов государственной власти.

    Определенные проблемы вызывает содержание суверенитета в федеративном государстве. Во многих конституциях, в том числе и в Конституции РФ, закреплено, что субъекты или один из субъектов Федерации имеют статус государства. Возникает вопрос, обладают ли суверенитетом такие субъекты Федерации? Одни авторы стоят на позициях наличия у субъектов Федерации ограниченного суверенитета, не имеющего признака независимости государственной власти. Другие считают, что суверенитет следует рассматривать как цельное свойство государства и государственной власти. Потому суверенными будут являться только государства, полностью обладающие признаками верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти. Думается, эта точка зрения верна. Не может быть суверенного государства в составе другого суверенного государства. Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих постановлений по вопросу толкования Конституции РФ подтвердил эту позицию.

    2.Гражданство государства. Население, объединенное по территориальному признаку, официально юридически связано с государством по признаку гражданства. Долгое время гражданство определялось как распространение суверенной воли государства на конкретное лицо. Подобным образом в настоящее время определяется подданство - распространение суверенной воли монарха на его подданных. Гражданство предполагает взаимные права и обязанности. Под гражданством понимается правовая связь лица с государством, содержанием которой являются их взаимные права, обязанности и ответственность, основанная на признании и уважении прав и свобод личности. Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство РФ является единым и равным, приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.

    3.Государство издает законы и подзаконные акты. Только государство вправе издавать правовые акты, имеющие нормативный и общеобязательный характер. В отличие от государства негосударственные организации имеют право издавать акты, обязательные для исполнения только членами этих организаций. Например, органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения жителями соответствующего муниципального образования.

    Общественные объединения, предприятия и учреждения могут издавать локальные акты, имеющие юридическое значение для работников и членов этих организаций. Государственно-правовые акты обязательны для всех, так как правотворчество - исключительная прерогатива государства. Особую роль играют международные правовые акты. Если они признаются и ратифицируются государством, то значит, имеют высшую юридическую силу по отношению к внутригосударственному законодательству.

    4.Государство обладает карательным аппаратом. Для управления обществом государство вынуждено прибегать к принуждению. Именно государственным принуждением, возможностью и способностью его применения государство отличается от других организаций. Государство обладает целой системой принудительных органов, которые в юридической науке получили название правоохранительных органов. К ним относятся суд, прокуратура, милиция и другие органы. Они призваны стоять на страже законности и правопорядка, охранять права граждан и государства от посягательств, содействовать гражданам в реализации их прав. Правоохранительные органы наделены полномочиями по предупреждению и пресечению правонарушений, а в установленных законом случаях и наказанию виновных в их совершении. Карательные органы, что очень важно, должны действовать строго в рамках своей компетенции, пределы которой закреплены законом, обеспечивать охрану достоинства личности. Опасно создание чрезвычайных карательных органов.

    Российская история имеет горький опыт их деятельности, приведший к многочисленным нарушениям прав граждан, массовому истреблению населения. В этой связи необходимо придерживаться принципа законности в деятельности правоохранительных органов.4

    5.Государство имеет вооруженные силы. Только государство обладает развернутой системой обеспечения обороны и безопасности государства. Ее основы составляют вооруженные силы - многочисленная военизированная организация, подчиненная главе государства, прямо предназначенная для охраны государства от посягательств, обеспечения территориальной целостности и государственной безопасности.

Информация о работе Сущность государства