Автор работы: Ирина Соколова, 05 Августа 2010 в 08:56, курсовая работа
Впервые основы самоуправления американских штатов были заложены в статьях Конфедерации от 1781 года. Однако по своему характеру государственное объединение было скорее содружеством тринадцати независимых государственных штатов, нежели работоспособной целостностью. Ни о каком законодательно оформленном разделении властей в рамках центрального правительства не было и речи. Пытаясь преодолеть нарастающие проблемы, Конгресс созывает в 1787 году общенациональную ассамблею, на которой 17 сентября 1787 года была принята новая Конституция.
Глава 1. Система «сдержек и противовесов»: понятие и механизм действия
Глава 2. Механизм взаимоконтроля ветвей власти
2.1. Право вето как средство взаимоконтроля
2.2. Импичмент
2.3. Полномочия по избранию на должности и снятию с них
Глава 3. Конституция США
Глава 4. Система “сдержек и противовесов”: мнения выдающихся американских мыслителей и публицистов
И все же для американцев Конституция – это больше, чем просто свод законов. Это символ. Мирская библия. В ней отражены все ценности общества, все приоритеты и формы этих приоритетов. Это особенно отражено в Преамбуле, где записаны цели Конституции, и в Билле о правах, провозглашающем права людей. И весь документ в целом отражает классические либеральные взгляды на индивидуальную свободу, равенство, собственность, представительную демократию и ограниченное правительство. Словом, то, что мы сейчас многозначительно называем «американской демократией». То, насколько многозначительно о ней говорят сами американцы, вызывает легкую тень зависти к их почти фанатичному патриотизму.
Анализ текста Конституции США и его многочисленных комментариев и толкований позволяет прийти к заключению, что в нем речь идет не о классическом разделении властей. Власть так таковая предполагается единой, разделяются, разграничиваются лишь властные полномочия. Единство власти выводится из концепции единого суверенитета, который теоретически пребывает в народе.
Американские государственные деятели, отцы-учредители конституции отнюдь не стремились к теоретически безупречной и логически последовательной конструкции разделения властей. Американский вариант системы разделения властей основан не столько на теоретическом наследии, сколько на опыте колониального периода и самостоятельного государственного строительства независимых штатов с 1776 по 1787 г.
Концепция
единства государственной власти нашла
свое выражение в торжественной
формуле преамбулы к
Разграничение функциональной компетенции между тремя ветвями власти осуществлено в конституции в весьма общих чертах. Учредители конституции исходили из того, что сами понятия "исполнительная власть" и «судебная власть» предполагают соответствующие им функциональные назначения - исполнение законов и осуществление правосудия. Что же касается предметов правового регулирования этих двух ветвей власти, то о них не сказано ни слова. Исключение конституция делает для конгресса, которому вручаются законодательные полномочия.
Разд. 8 ст. 1 конституции2 содержит перечень предметов правового регулирования, относящихся к предметной компетенции конгресса как высшего органа государственной власти, наделенного законодательными полномочиями. Кроме того, в разд. 9 ст. 13 дается перечень особых изъятий из компетенции конгресса (запрещение приостановки действия Наbеаs Согрus в мирных условиях, запрещение принятия биллей об опале и законов, обладающих обратной силой, запрещение жалования дворянских титулов и некоторые др.). Ряд ограничений предметной компетенции конгресса содержит в себе Билль о правах, который явился существенным дополнением первоначального текста конституции. Так, поправка 1 гласит: «Конгресс не должен издавать никаких законов, касающихся установления какой-либо религии или свободного ее исповедания или ограничивающих, свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о возмещении вреда». Известные ограничения налагает на конгресс и знаменитая X поправка: Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей конституцией, а также те, осуществление которых не запрещено ею Штатами, сохраняются соответственно за Штатами или народом" если изначальная идея разделения властей, заимствованная у мыслителей прошлого, не нашла детального выражения в тексте конституции, то американская идея "сдержек и противовесов" разработана весьма основательно во всех ее проявлениях. Система «сдержек и противовесов», положенная в основу организации и функционирования центральных органов государственной власти США, покоится на следующих началах [12].
Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники их формирования. Носитель законодательной власти — конгресс состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым образом. Палата представителей избирается народом, иными словами, избирательным корпусом. Сенат - легислатурами штатов Носителем исполнительной власти — президент — избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются народом. Что касается носителя судебной власти - Верховного суда, то он формируется совместно президентом и сенатом.
Во-вторых, все органы государственной власти, согласно конституции имеют различные сроки полномочии, палата представителей избирается на два года. У сената нет установленного срока полномочий, так как его состав обновляется каждые два года одну треть путем перевыборов. Президент избирается сроком на четыре года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно.
Установление
конституцией различных источников
формирования и сроков полномочий для
носителей законодательной
В-третьих, авторы системы «сдержек и противовесов» ставили цель создать такой механизм, в рамках которого каждая из ветвей власти имела бы возможность нейтрализовать узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этой идеей конгресс получил право отклонять законопредложения президента, (включая финансовые), которые он может вносить через свою креатуру в палатах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших федеральных должностей, поскольку в силу процедуры получения «совета и согласия» необходимо квалифицированное большинство в две трети голосов Верхней палаты. Конгресс, наконец, может привлечь Президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности до истечения срока его полномочий [12].
Важнейшим
конституционным средством
Носитель судебной власти - Верховный суд - формируется совместно президентом и конгрессом. Члены Верховного суда назначаются президентом “по совету и согласия сената” т.е. с одобрения двух третей присутствующих сенаторов при наличии кворума. Формально Верховный суд апелляционная инстанция и как суд первой инстанции определенной категории дел, перечень которых содержался в конституции. Фактически конституция содержала условия для наделения Верховного суда правом конституционного надзора, что позволяло ему ограничивать законодательную деятельность конгресса и нормоустанавливающую деятельность президента. Надзорные полномочия Верховного суда были сформулированы более детально в ст. 25 Закона “О судоустройстве” в 1789 году, принятого первым конгрессом США [Ч]. Досрочное отстранение судей Верховного суда от должности может быть осуществлено в соответствии с процедурой импичмента [13].
Развитие системы «сдержек и противовесов», взаимоотношений составляющих ее институтов определяется социально-экономическими категориями, но свое внешнее выражение оно находит в борьбе двух основных тенденций. Исполнительная власть стремится к расширению своих полномочий, активизации политической инициативы и концентрации руководства. Законодательная власть проявляет тенденцию к сужению своих фактических полномочий, отказу от политической инициативы и распылению руководства что находит свое выражение в независимости многочисленных постоянных комитетов и подкомитетов конгресса [12].
Важнейшими односторонними полномочиями главы исполнительной ветви власти, применение которых не сопряжено с положительным участием конгресса, является право вето, привилегия исполнительной власти и право отстранения высших федеральных должностных лиц от должности. Право вето достаточно подробно регламентируется в разд. 7 ст. 1 Конституции4.
Основное содержание данного конституционного положения сводится к следующему. Во-первых., объектом президентских возражений (термина «право вето» в разд. 7 нет) являются все билли, а также приказы, резолюции и решения, принимаемые совместно обеими палатами конгресса, а не одной из них. Во-вторых, если билли и иные совместные документы принимаются простым большинством голосов присутствующих, то для преодоления президентских возражений требуется квалифицированное большинство в каждой из палат. Иными словами, процедура преодоления вето намного сложнее чем, обычная законодательная процедура одобрения биллей и иных совместных документов. В-третьих, президент может отклонить или одобрить весь биль или иной документ целиком, а не отдельные его положения или статьи.
К
конституционной конструкции
Относительно же процедуры и оснований досрочного отстранения от должности конституция содержит лишь положение (ст. II, разд. 45), согласно которому все гражданские должностные лица Соединенных Штатов могут быть привлечены к ответственности в порядке импичмента за совершение измены, взяточничества или другого тяжкого преступления или мисдиминора и в случае признания их виновными отстраняют должности. Поскольку процедура импичмента применялась крайне редко и только в отношении президентов и федеральных судей, можно заключить, что конституция фактически оставила вопрос о досрочном отстранении от должности всех высших федеральных лиц открытым. Профессор Л. Трайб говорит об этом следующее: “Конституция: нигде ясно не указывает, владеют ли конгресс или президент, или оба вместе правом отстранения от должности каких-либо других назначаемых должностных лиц кроме федеральных судей и подчиненных наемных служащих».
В общих чертах процедура импичмента определяется ст. 1 конституции6. В разд. 27 сказано, что только палата представителей имеет право возбуждать преследование в порядке импичмента. Более подробно говорится об импичменте в разд. 3: “Сенату принадлежит исключительное право рассмотрения всех обвинений в порядке импичмента. Заседая с этой целью, они приносят присягу или дают торжественное обещание. Когда судят президента США, председательствует Главный судья; и ни одно лицо не может быть признано виновным без согласия двух третей присутствующих сенаторов” 8.
Следует принять во внимание то обстоятельство, что в системе “сдержек и противовесов” наиболее мощные средства противодействия были нацелены на законодательную ветвь власти. Это нашло свое выражение не только в том антиконгрессистском инструментарии, который конституция предоставила в распоряжение президента и Верховного суда. В самом конгрессе верхняя палата — назначаемый легислатурами штатов сенат — была уравнена в правах с выборной палатой представителей, чтобы сдержать в случае необходимости ее радикальные поползновения [12].
Система «сдержек и противовесов» должна была не только предупредить узурпаторские тенденции одной из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность государственно-правовых институтов и непрерывность функционирования самой государственной власти.
Созданная
Конституцией 1787 г. государственная
система представляла собой конечный
результат порою противоречивых политических
и экономических тенденций, практического
опыты и теорий [12].
Сочетание в системе «сдержек и противовесов» таких противоречивых начал, как разделенность и единство, при котором формально независимые ветви власти являлись одновременно интегральными частями единого федерального правительства, поражали воображение не только современников конституции, но и отдаленных потомков ее учредителей. Так, член Верховного суда Д. Джексон писал: «...в то время как конституция распыляет власть для лучшего обеспечения свободы, она также предполагает такую практику, которая интегрирует разделенные власти в работоспособное правительство. Она предписывает учрежденным ею властям раздельность, но и взаимозависимость; автономию, но и взаимодействие».
Информация о работе Система сдержек и противовесов в государственном организме США