Система сдержек и противовесов в государственном организме США

Автор работы: Ирина Соколова, 05 Августа 2010 в 08:56, курсовая работа

Описание

Впервые основы самоуправления американских штатов были заложены в статьях Конфедерации от 1781 года. Однако по своему характеру государственное объединение было скорее содружеством тринадцати независимых государственных штатов, нежели работоспособной целостностью. Ни о каком законодательно оформленном разделении властей в рамках центрального правительства не было и речи. Пытаясь преодолеть нарастающие проблемы, Конгресс созывает в 1787 году общенациональную ассамблею, на которой 17 сентября 1787 года была принята новая Конституция.

Содержание

Глава 1. Система «сдержек и противовесов»: понятие и механизм действия
Глава 2. Механизм взаимоконтроля ветвей власти
2.1. Право вето как средство взаимоконтроля
2.2. Импичмент
2.3. Полномочия по избранию на должности и снятию с них
Глава 3. Конституция США
Глава 4. Система “сдержек и противовесов”: мнения выдающихся американских мыслителей и публицистов

Работа состоит из  1 файл

Система сдержек и противовесов в государственном организме США.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

Введение

 

      Впервые основы самоуправления американских штатов были заложены в статьях Конфедерации от 1781 года. Однако по своему характеру государственное объединение было скорее содружеством тринадцати независимых государственных штатов, нежели работоспособной целостностью. Ни о каком законодательно оформленном разделении властей в рамках центрального правительства не было и речи. Пытаясь преодолеть нарастающие проблемы, Конгресс созывает в 1787 году общенациональную ассамблею, на которой 17 сентября 1787 года была принята новая Конституция.

      Структура власти, закрепленная Конституцией США 1787 года вызревала в умах отцов-основателей  американской государственности под  влиянием идей Монтескье, Локка, прецедентов  британской государственно-политической жизни. К тому же в стране был накоплен солидный опыт управления государством.

      Конституция США 1787 года содержала не только четкое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, но и  предусматривала механизм взаимодействия этих ветвей власти.

      Цель  данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть разработанный Конституцией механизм взаимодействия ветвей власти. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач.

      Во-первых, нужно рассмотреть систему «сдержек и противовесов», ее понятия и  механизм действия.

      Во-вторых, необходимо раскрыть принцип взаимоотношения  трех ветвей власти в США, механизм их взаимоконтроля.

 

Глава 1. Система «сдержек и противовесов»: понятие и механизм действия

 

      Истоки  современной политико-правовой идеологии  США восходят к тем далеким временам, когда началась колонизация Северной Америки. Известно, что первые белые поселенцы появились на этом континенте в 1607 г., в 1619 г. была доставлена первая партия негров-рабов из Западной Африки. В 1620 г. к берегам нынешнего Массачусетса пристал знаменитый “Мэйфлауэр”, на борту которого находилась группа английских кальвинистов-пилигримов (102 человека), бежавших из Англии от религиозных преследований. В дальнейшем шел процесс нарастания потока иммигрантов как из самой Англии, так и из других стран  Европы. Бурные события того времени — Английская  революция, 30-летняя война и другие - немало способствовали этому великому исходу [12].

      Что касается самой Англии, то из нее  направлялись в Новый свет два  основных потока иммигрантов, разных по численности и по  своей политико-религиозной ориентации. Это, во-первых, религиозные сектанты, которые изгонялись из страны за свои убеждения правительствами Стюартов. Религиозные сектанты придерживались демократических взглядов, поддерживали парламент и Республику Кромвеля. Они селились главным образом в колониях Новой Англии. Второй поток - это аристократы англикано-католических исповеданий, которые оседали в южных колониях и составили основу класса плантаторов-рабовладельцев. Они были настроены роялистски и реакционно, особенно после казни Карла 1.

        Эти группы со временем стали  носителями противостоящих друг, другу тенденций как в экономике,  так и в политико-правовой области.  Система британского колониального  управления в своих основных  чертах сложилась к концу XVII столетия. К этому времени существовало 13 колоний, которые по их правовому статусу можно подразделить на три группы. Род-Айленд и Коннектикут имели хартии самоуправляющихся колоний, что определяло их особое положение. Они фактически представляли собой своеобразные республики, поскольку все органы управления на их территории избирались. Пенсильвания, Делавэр и Мэрилэнд принадлежали частным владельцам. Остальные восемь -  Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Вирджиния, Северная Каролина, Южная Каролина и Джорджия являлись владениями британской короны. В этих колониях управленческие функции осуществлялись губернаторами, а роль нормоустанавливающих учреждений играли двухпалатные законодательные собрания. Эти органы нельзя, конечно, считать представительными учреждениями в собственном смысле слова хотя бы потому, что их решения могли быть отменены королем через Тайный совет. Тем  не менее следует отметить, что в отличие от французских и испанских колоний в Америке, управляющихся сугубо военно-бюрократическими методами, в британских, колониях, были введены  основы представительной формы правления. Колониальные же хартии можно рассматривать как зародыши будущих писаных конституций [12].

      Американские  колонисты привезли с собой английскую модель государства, сформировавшегося после «славной» революции 1688 г. Эти идеи определяли их отношение к своим собственным местным институтам управления. Однако английские идеи государства и права не трансплантировались механически на американскую почву. В Новом свете складывались иные социально-экономические и политические условия. Главное состоит в том, что там никогда феодализм не существовал как общественно-экономическая формация. Само заселение колоний осуществлялось прежде всего антифеодальными, буржуазными элементами, что определило специфически американский характер политико-правовой идеологии, особое отношение колонистов к государству и демократии. Политическое влияние плантаторов-рабовладельцев закончилось вместе с их поражением в Гражданской войне.

       В революционную эпоху и последующее столетие представление об избранности и исключительности Америки сочеталось с убеждением в том, что она является "страной Надежды"; в современную эпоху это убеждение разделяют далеко не все. Теоретическое и практическое осмысление и конструирование системы разделения властей в Америке представляло собой противоречивый и неоднозначный процесс. Европейский государственный опыт и европейские теории использовались для создания такой модели разделения властей, которая бы соответствовала представлениям об избранности и исключительности Америки. До бурных 70-х и 80-х годов ХVШ в. наиболее приемлемой для колоний оказалась теория Джона Локка, так как она соответствовала желанию американцев создать такую систему правления при которой наиболее ненавистная им исполнительная власть персонифицированная в британском короле и назначаемых им губернаторах, была бы лишена возможности перерастать в открытую тиранию. Согласно конструкции Д. Локка должны быть созданы три организационно-обособленные власти: законодательная (предоставляемая парламенту) — принимает законы; исполнительная (сосредоточенная в руках правительства) -  претворяет законы в жизнь; и, наконец, союзная (федеральная) [12]. власть, которой предоставлены все внешнеполитические полномочия. Союзная власть должна осуществляться специально создаваемыми для этого органами. Что касается судебной власти, то она, по мысли Д. Локка, включается в состав исполнительной. Главное, что привлекало колонистов в локковской модели разделения властей, - это положение о неравноправности выделяемых им властей. Согласно Д. Локку, законодательная власть является верховной и повелевает всеми другими властями. Именно в законодательных собраниях американская политическая мысль видела в тот период гарантию от произвола исполнительной власти. Сама доктрина разделения властей рассматривалась как средство   обуздания  ненавистной  исполнительной  власти ассоциировавшейся с британским королем. Антибританская направленность этой доктрины предопределила слишком восторженное к ней отношение, поскольку она рассматривалась как панацея ото всех зол и как средство достижения самых сокровенных желаний. Таким образом, до 1776 г. разделение властей было лишь лозунгом, политической теорией.

      В период, непосредственно предшествующий созыву Филадельфийского конвента 1787 г., американское политическое сознание характеризуется такими чертами, которые наложили неизгладимый отпечаток на всю деятельность Конвента. Совершенно четко и определенно выразилась неудовлетворенность как опытом государственного строительства в штатах, так и междуштатными  конфедеративными отношениями. Поиски более совершенных и удобных для правящей элиты систем организации власти для отдельных штатов и для той единой республики, которая должна была их объединить, велись в направлении создания чисто американского, приспособленного к местным условиям варианта разделения властей. От собственно британской концепции верховенства законодательной власти американцы отказались полностью. В воздухе носилась идея о равномерном распределении всех полномочий государственной власти между «тремя ветвями правительства». Доминирующим настроением было обуздание узурпаторских амбиций законодательной ветви власти. Об этом писали и говорили наиболее выдающиеся политические мыслители Америки того времени - Д. Мэдисон, А. Гамильтон И ДР.

      В результате "переходного периода" сложились два главных теоретических  подхода  к организации всей системы  построения органов государственной  власти.

  • Во-первых, сувереном является народ, а не институты власти, обладающие лишь теми полномочиями, которые делегировал им народ.
  • Во-вторых, один из институтов власти не может быть единственным выразителем общей воли народа. Выразителем такой воли они могут быть только все вместе и в равной степени[12].

      Все ветви власти, таким образом, выражают волю народа по его уполномочию, в соответствии с присущими им функциями и в пределах, установленных писаной конституцией. Для надежной охраны общества от опасности установления тирании власть должна была быть распределена между «ветвями правительства». Кроме того, предполагалось создание системы взаимозависимости, обеспечивающей взаимный контроль с целью предупреждения злоупотреблений. Горизонтальное распределение властных полномочий между ветвями национального правительства — законодательной, исполнительной  и судебной — дополнялось вертикальным разделением власти, что предполагалось федеративной формой государственного устройства; что не входило в сферу полномочий Союза, оставалось за штатами и народом. 

      Разделение  власти дополнялось системой  «сдержек и противовесов». Она предусматривает такой механизм, когда президент, законодатели и судьи, хотя и зависят друг от друга в исполнении своих конституционных обязанностей, вместе с тем обладают известной политической и правовой независимостью. Политическая независимость гарантировалась по мысли «отцов-основателей» тем, что все органы власти имели различные источники формирования. Условно говоря, каждому отводилась своя категория «избирателей». Президента избирала коллегия выборщиков (Статья, II Раздел 1/2); сенаторов - депутаты легислатур штатов (Статья I), хотя и те и другие  в свою очередь избирались прямым голосованием избирателей, лишь члены палаты представителей избирались одностепенным голосованием избирательного корпуса; членов Верховного Суда президент назначает «по совету и с согласия сената» (Статья III).

      Создатели конституции позаботились о том, чтобы большинство избирателей  могли взять под контроль сразу  только один государственный орган. Для этого все институты государственной власти наделялись различным сроком полномочий. Если, например, на промежуточных выборах большинство избирателей склонится к смене палаты представителей, президент, сколько бы ни противоречили его взгляды воле большинства, все равно останется на посту еще два года, если не будет отстранен от должности по крайне сложной процедуре так называемого импичмента.

      Палата  представителей избирается на два года, каждые два года переизбирается лишь 1/3 сената (Статья I, Раздел 3 (1,2)).

      Срок  полномочий президента - четыре года  (Статья II, Раздел 1 (1)).

      Судьи занимают должность пожизненно (Статья III).

      Все эти нормы нацелены не только на обеспечение преемственности, но и  на оттягивание возможных политических перемен, на консервацию элементов  политического режима.

 

Глава 2. Механизм взаимоконтроля ветвей власти

 

      Механизм  взаимоконтроля ветвей власти заключается  в том, что каждый орган федерального государственного аппарата имеет возможность  в известной мере контролировать деятельность другого, а также обладает смежной компетенцией. Как отмечают авторитетные американские ученые, «доктрина разделения власти в соединении с механизмом  «сдержек и противовесов», представляет скорее взаимозависимость, нежели зависимость»1 . Так, конгресс принимает законопроекты, президенту предоставлено право вето, которое обе палаты способны отклонить квалифицированным большинством. Президент следит за исполнением законов, но конгресс ассигнует средства на деятельность исполнительных ведомств. Сенат и палата представителей по существу обладают правом абсолютного вето по отношению друг к другу. Верховный Суд может не признавать соответствующими конституции законы, принятые конгрессом и подписанные президентом. Утверждаются сенатом и могут быть устранены с должности посредством процедуры импичмента. Сенат имеет право блокировать назначения президентом на федеральные должности, а обе палаты способны отстранить самого президента от должности. Президент заключает договоры от имени США, но ратификации они подлежат лишь с согласия квалифицированного большинства сенаторов.

       2.1. Право вето как  средство взаимоконтроля

 

      Одним из наиболее сильных и широко обсуждаемых  средств взаимного контроля исполнительной и законодательной ветвей власти служит право вето. Традиционно это  право ассоциируется с президентскими привилегиями. Статьи Конфедерации признавали за каждым штатом право вето при принятии поправок к этой хартии.

      Первое  время и отцы-основатели подумывали о том, чтобы наделить этим правом и президента и Верховный Суд. Спустя время вето стало рассматриваться как условие защиты президента от злоупотреблений и неправомерного вмешательства со стороны законодательной власти. «Первейший мотив наделить президента правом, о котором идет речь, - писал А. Гамильтон, - заключается в том, чтобы дать силу и возможность защищаться; во-вторых, увеличить шансы сообщества против принятия из-за спешки, небрежности или злого умысла скверных законов... Возможный вред в результате отклонения нескольких хороших законов будет с лихвой компенсировано предотвращением ряда скверных»1 .

Информация о работе Система сдержек и противовесов в государственном организме США