Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:15, шпаргалка

Описание

1. Предмет теории государства и права.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
3. Функции теории государства и права.
4. Методология теории государства и права.
7. Происхождение права.

Работа состоит из  1 файл

TGP.doc

— 372.00 Кб (Скачать документ)

 

40. Профсоюзы в политической системе  общества.

Профсоюзы уходят своими корнями в цеховые объединения ремесленников. Их отношения с государством могут складываться по-разному, в том числе могут вступать в конфликт с государством. На сегодняшний день профсоюзы оказывают серьезное влияние на государственную деятельность (в том числе международные отношения). ФНП – Федерация Независимых профсоюзов. Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) - добровольное демократическое объединение общероссийских профсоюзов и территориальных профобъединений Российской Федерации, созданное с целью координации и консолидации их деятельности по защите прав и интересов работников, в основу создания которого заложен принцип свободы ассоциации. Федерация Независимых Профсоюзов России образована в 1990 году. ФНПР – самое крупное профсоюзное объединение трудящихся России.  
ФНПР объединяет 42 общероссийских отраслевых профсоюза на правах членских организаций и 6 профсоюзов, строящих свои взаимоотношения с ФНПР на основе двусторонних договоров о сотрудничестве. В общей сложности членские организации ФНПР объединяют около 30 млн. членов профсоюзов, или 96 процентов всех членов профсоюзов в стране. Во всех республиках, краях, областях Российской Федерации действуют 79 территориальных объединений организаций профсоюзов, которые наряду с отраслевыми профсоюзами являются членскими организациями ФНПР. Главной целью, стоящей перед ФНПР, является повышение уровня жизни работников и членов их семей. Рост заработной платы до уровня среднеевропейского, обеспечение полной занятости трудоспособного населения, безопасных и достойных условий труда, соблюдение государственных социальных гарантий, - на этих приоритетных направлениях строят свою работу профсоюзы, объединенные в Федерацию.

 

 

 

 

 

 

 

41. Государство и церковь.

Церковь – это религиозная организация, созданная для обеспечения и регулирования отношений между членами религиозных объединений, для поддержания связей со светскими организациями. В традиционном обществе церковь – опора власти, оказывает огромное влияние. Но постепенно церковь отделилась от государственной власти. В зависимости от взаимоотношений с церковью различают 3 типа государств: светское, теократическое, клерикальное. Светское – разграничение сфер деятельности, функций между церковью и государством, отделение церкви от политики. Церковь может оказывать влияние посредственно через другие организации. Государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует, но призвано охранять и регулировать деятельность церкви. Теократическое – государственная власть принадлежит церкви; религиозные нормы – основной источник законодательства; представитель церкви является главой государства (Ватикан). Клерикальное – религия имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Сотрудничество государства и церкви. Слияние государства и церкви не происходит, просто признается, что государство уважает исповедуемую населением религию. (Великобритания, Норвегия, Швеция, Израиль), форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и все сферы общественной жизни. Примером клерикального государства является Исламская Республика Иран, где помимо светских органов (парламент, президент, правительство) и над ними существует пожизненный руководитель государства, официально являющийся главным духовным и политическим лидером страны.  В России до 1918 г. православная церковь была государственной. Глава государства давал религиозную клятву. Церковь выдвигала своих представителей в высшие органы государства, вела религиозную цензуру печатной продукции, являлась крупным собственником. В настоящее время РФ является светским государством, но в последние годы наблюдается сильное влияние церкви на политическую на политическую власть. 1) Религия и церковь преследуются властями или полностью подчиняются ей; 2) Религия и церковь приобретают государственный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Средства массовой информации  в политической системе общества.

Роль и значение СМИ исключительно властью: «Кто владеет информацией, тот владеет властью». СМИ оказывают серьезное влияние на развитие политических процессов в обществе, воздействие на мировоззрение общества и отдельных людей, в том числе формирование их политических взглядов, позиций, убеждений. СМИ – четвертая власть, самостоятельная сфера политической деятельности, без СМИ государство не может влиять на протекающие в стране общественные процессы. Население узнает о мероприятиях государства и принимаемых государственных решениях в первую очередь через СМИ. СМИ – относительно самостоятельный политический институт, который функционирует на основе корпоративных норм (включают принципы и нормы, содержащиеся в актах политических партий, общественных объединений, регулируют внутриорганизационные отношения в данных объединениях но и внешние (взаимоотношения с другими объединениями и государством; обязательны для членов данного объединения, а вовне носят рекомендательный характер) и ведет активную политическую деятельность, вмешиваясь в отношения между другими политическими и социальными институтами, формируя  общественное мнение вокруг отдельных наиболее крупных событий, государственных решений, политических и государственных деятелей. Многие связывают результаты выборов в представительные органы власти с влиянием СМИ (телевидение!!!).

1. Предмет теории государства и  права.

Теория – это система  понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции  функционирования и развития познаваемого предмета. Определить предмет теории государства и права – значит установить круг тех общественных явлений, институтов, учреждений, которые она изучает. Теория государства и права изучает такие явления, как государство и право. Но эти явления изучаются и другими общественными науками (философия, социология, политология). Следовательно, объект может общим для некоторых наук, а предмет не может. Предмет теории государства и права – общие закономерности возникновения, существования и развития  государственно-правовых явлений, а также связанные с ними и сопутствующие им явления. Государство и право – это относительно самостоятельные явления, но находящиеся в тесной взаимосвязи.

 

2. Место теории государства и  права в системе общественных  и юридических наук.

ТГП – общественная наука. Теснее всего она связана с философией, политологией, социологией, т.к. все эти науки изучают государство и право, но под своим углом зрения. Т.о. ТГП не обладает монополией на рассмотрение государства и права, но делает особый акцент на изучение юридических начал в функционировании государства и права. ТГП – составная часть юридических наук, выступающая в качестве теоретической и методологической базы для отраслевых наук: историко-правовые науки;  обще-теоретические  отраслевые науки; специальные отраслевые науки (гражданское, уголовное право), юридические науки, связанные с отраслевыми, но имеющие свой собственный предмет изучения – прикладные (криминалистика,), технико-прикладные юридические науки, пользующиеся данными других наук (судебная медицина), международное право (публичное и частное). По отношению к другим юридическим наукам ТГП является обобщающей (обобщает выводы отраслевого значения, разрабатывает общие понятия и категории, которые используются отраслевыми науками), фундаментальной (раскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовой действительности и формулирует главные выводы), имеет методологическое значение (разрабатывает идеи, концепции), является исходной (от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Функции теории государства и  права.

1) Теоретическая делится  на : а) гносеологическая (изучение  и объяснение процессов, происходящих  в государственно-правовой сфере,  определяющих их сущности и  содержания, а также тенденции  развития) и б) прогностическая (на основе выявленных закономерностей в развитии государства и права выдвигаются прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития). 2) Методологическая (разработка способов, приемов, средств исследования государственно-правовых явления. 3) Идеологическая (вырабатывает и формулирует идеи по совершенствованию действующего законодательства, улучшению деятельности органов государства, укреплению правопорядка). 4) Воспитательная (обучающее значение для студентов; воспитание уважения к праву, закону; вооружает государственные органы, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни).5) Организационно-практическая  (официальное опубликование – вступление закона в силу). 6) Онтологическая (что такое государство, право, как они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба в будущем); 7) Эвристическая (открывает новые закономерности  в прогрессе государственно-правовых явлений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методология теории государства  и права. 

Метод – совокупность приемов, правил, принципов научной  деятельности, применяемых для получения  истинных знаний.  Методология –  совокупность методов, с помощью  которых познается предмет ТГП. Методология – теория, обращенная к практике исследования. Методы: 1) общефилософские (всеобщие) – методы, служащие основанием, на которой развивается наука: а) Метафизика – исследует высшие, недоступные для органов чувств начала всего существующего в мире (рассматривает ТГП как явления не связанные друг с другом); б) Диалектика – наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления (государство и право рассматривается в развитии и во взаимосвязи): материализм – утверждается познаваемость мира, его закономерностей (государство и право – реально существующие явления, постоянно развиваются и изменяются, взаимосвязаны) и идеализм объективный  (объясняет факт существования государства и права объективным разумом, типа божественной силы) и субъективный идеализм (существование государства и права связано с сознанием человека). 2) Общенаучные – методы, используемые во многих областях научного знания: а) Исторический (государственно-правовые явления должны рассматриваться не только в развитии, но и с учетом исторических особенностей); б) Логический – абстрактно-теоретический метод: анализ (процесс мысленного или фактического разложения целого на части - выделение в норме гипотезы, диспозиции и санкции); синтез (процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей – формулировка понятия из отдельных признаков); индукция (на основе частного знание получают знание общее – из форм правления отдельных государств формулируется общая модель республиканской или монархической модели); дедукция (на основе общего знания получают частное (на основе общих признаков демократического и недемократического режимов определяют политический режим отдельного государства); системный и комплексный (государство и право как сложные системные образования должны рассматриваться во взаимосвязи). в) Функциональный (выявляют в государственно-правовых явлениях их функции, социальное значение, методы и формы). 3) Частнонаучные -  использование ТГП достижений технических, естественных, смежных общественных наук: а) Метод конкретно-социологический исследований (анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики – анализ документов, опросы, изучение материалов судебной и арбитражной практики); б) Метод моделирования (идеальное воспроизведение анализируемых явлений); в) Статистический метод (получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов); г) Метод социально-правого эксперимента (способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения); д) Математический метод (оперирование с количественными характеристиками – криминалистика); е) Кибернетический метод  (используется для разработки автоматизированных систем получения, обработки, хранения и поиска правовой информации); ж) Синергетический метод (самоорганизация сложный систем); з) Сравнительно-правовой метод (сопоставление различных государственных и правовых систем, институтов); и) Формально-юридический метод (позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Власть и социальные нормы  в первобытном обществе.

6. Происхождение государства.

7. Происхождение права.

Первой в истории  человечества формой жизнедеятельности  людей, охватывающей эпоху от появления  человека до образования государства, было первобытное общество. Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство.  Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев. Особенность первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения. На первом этапе первобытного общества управления в общине строилось на началах естественного самоуправления. Власть носила общественный характер, т.к. исходила от общины. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней. Институты власти: а) лидер, б) совет старейшин, в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни. Выборность и сменяемость первых двух институтов. Власть основывалась на авторитете члена общины, называлась потестарной. Управлением делами общины занимался лидер, религиозные функции выполнял жрец, шаман. Власть: а) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, равные права голоса у мужчин и женщин; б) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе; в) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев; 4) род выступал органом защиты всех своих членов, кровная месть. В обществе присваивающей экономики действовали мононормы (нерасчлененность права и морали) – единые для всех правила поведения, имели чаще всего форму запретов (табу), имели место дозволения и позитивные обязывания.  Тотемная форма нормативной системы – объявление какого-либо животного или растения священным.   Совершенствование орудий труда, увеличение производительных сил, переход от присваивающей к производящей экономике. Постепенно уровень развития производственных сил привел к избытку (добавочный продукт). Возникла частная собственность. Пленные превращались в рабов, интерес к войнам, усиление власти военного вождя, крупное разделение труда (скотоводство и земледелие). Возможность обмена, торговля, класс купцов. Усиление ремесла, стимул возникновения городов. Социальные нормы: отпочковались религиозные нормы; среди обычаев выделялись те, которые выгодны властьдержащим. Становление правовых обычаев, закрепляются в письменном виде, зачатки законодательства, возникновение юридической профессии.   Признаки государства: а) деление по территориальному принципу; б) наличие публичной власти (профессиональная основа, вооруженные силы); в) появление налогов. Основные пути развития государства: а) Азиатский (типичный) – к крупным работам привлекалось население, а пользовался результатами класс управленцев. Рабство – придворный характер; б) Европейский – расслоение между свободными и рабами.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"