Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:15, шпаргалка

Описание

1. Предмет теории государства и права.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
3. Функции теории государства и права.
4. Методология теории государства и права.
7. Происхождение права.

Работа состоит из  1 файл

TGP.doc

— 372.00 Кб (Скачать документ)

 

38. Государство  в политической системе общества.

1) государство  занимает центральное место в  политической системе (государство  олицетворяет государственную власть); 2) государство наделено правом  устанавливать правовой режим; 3) государство осуществляет реализацию политической системы и их регистрацию; 4) государство привлекает к своей деятельности другие субъекты политической системы (партии); 5) государственные органы призваны осуществлять надзор над политической системой; 6) государство вправе принимать меры по принуждению для выполнения общественного порядка; 7)государство выражает общие интересы общества, официальный представитель общества в целом; 8) обладает единством законодательских, управленческих, судебных и контрольных полномочий.

 

39. Партии  в политической системе общества.

Назначение  партий: а) осуществление представительства  и защиты интересов различных  социальных групп; б) снятие внутренних противоречий. В РФ действует закон  «О политических партиях» от 11 июля 2001 г., в котором политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Партия имеет свою программу, систему целей и определенную культуру. Должна соответствовать требованиям: а) должна иметь региональные объединения в большей части регионов РФ; руководящие органы должны находятся на территории РФ. Основные цели: а) формирование общественного мнения и доведение их до общественности; выдвижение кандидатов на посты государственных органов. Классификация партий: 1) классовые (представляют интересы социальных групп); 2) национальные; 3) религиозные; 4) государственно-патриотические; 5) проблемные (партии «зеленых»); гротескные (партия любителей пива); 7) формирующиеся вокруг харизматической фигуры. Партии: а) правящая (победила на выборах, большинство мест в парламенте и в важнейших государственных органах); б) оппозиционные (противостоят правящей партии и критикуют ее политику): конструктивная оппозиция (Что такое конструктивная оппозиция? Это люди, которые предлагают альтернативные решения. И считают их лучше тех, что предлагает исполнительная власть. Конструктивная оппозиция. Она практически всегда защищает социально и политически незащищенные слои населения, выявляет и поддерживает продуктивные социальные отношения, требующие трансформации), деструктивная оппозиция, непримиримая оппозиция (КПРФ). Левые партии (радикально-революционные партии, коммунистическая и социалистическая идеологии), правые (отрицательно относятся к революционным методам, ориентируются на стабильность в обществе – консервативные, буржуазные партии), центристские ( умеренность в политической борьбе, компромисс). От партий необходимо отличать движения. В движениях отсутствует жестокая централизация, нет четкого членства, программа заменена направлением.

 

40. Профсоюзы  в политической системе общества.

Профсоюзы уходят своими корнями в цеховые  объединения ремесленников. Их отношения  с государством могут складываться по-разному, в том числе могут  вступать в конфликт с государством. На сегодняшний день профсоюзы оказывают серьезное влияние на государственную деятельность (в том числе международные отношения). ФНП – Федерация Независимых профсоюзов. Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) - добровольное демократическое объединение общероссийских профсоюзов и территориальных профобъединений Российской Федерации, созданное с целью координации и консолидации их деятельности по защите прав и интересов работников, в основу создания которого заложен принцип свободы ассоциации. Федерация Независимых Профсоюзов России образована в 1990 году. ФНПР – самое крупное профсоюзное объединение трудящихся России.  
ФНПР объединяет 42 общероссийских отраслевых профсоюза на правах членских организаций и 6 профсоюзов, строящих свои взаимоотношения с ФНПР на основе двусторонних договоров о сотрудничестве. В общей сложности членские организации ФНПР объединяют около 30 млн. членов профсоюзов, или 96 процентов всех членов профсоюзов в стране. Во всех республиках, краях, областях Российской Федерации действуют 79 территориальных объединений организаций профсоюзов, которые наряду с отраслевыми профсоюзами являются членскими организациями ФНПР. Главной целью, стоящей перед ФНПР, является повышение уровня жизни работников и членов их семей. Рост заработной платы до уровня среднеевропейского, обеспечение полной занятости трудоспособного населения, безопасных и достойных условий труда, соблюдение государственных социальных гарантий, - на этих приоритетных направлениях строят свою работу профсоюзы, объединенные в Федерацию.

 

41. Государство  и церковь.

Церковь – это религиозная организация, созданная для обеспечения и регулирования отношений между членами религиозных объединений, для поддержания связей со светскими организациями. В традиционном обществе церковь – опора власти, оказывает огромное влияние. Но постепенно церковь отделилась от государственной власти. В зависимости от взаимоотношений с церковью различают 3 типа государств: светское, теократическое, клерикальное. Светское – разграничение сфер деятельности, функций между церковью и государством, отделение церкви от политики. Церковь может оказывать влияние посредственно через другие организации. Государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует, но призвано охранять и регулировать деятельность церкви. Теократическое – государственная власть принадлежит церкви; религиозные нормы – основной источник законодательства; представитель церкви является главой государства (Ватикан). Клерикальное – религия имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Сотрудничество государства и церкви. Слияние государства и церкви не происходит, просто признается, что государство уважает исповедуемую населением религию. (Великобритания, Норвегия, Швеция, Израиль), форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и все сферы общественной жизни. Примером клерикального государства является Исламская Республика Иран, где помимо светских органов (парламент, президент, правительство) и над ними существует пожизненный руководитель государства, официально являющийся главным духовным и политическим лидером страны.  В России до 1918 г. православная церковь была государственной. Глава государства давал религиозную клятву. Церковь выдвигала своих представителей в высшие органы государства, вела религиозную цензуру печатной продукции, являлась крупным собственником. В настоящее время РФ является светским государством, но в последние годы наблюдается сильное влияние церкви на политическую на политическую власть. 1) Религия и церковь преследуются властями или полностью подчиняются ей; 2) Религия и церковь приобретают государственный характер.

42. Средства  массовой информации в политической системе общества.

Роль и  значение СМИ исключительно властью: «Кто владеет информацией, тот владеет  властью». СМИ оказывают серьезное  влияние на развитие политических процессов  в обществе, воздействие на мировоззрение  общества и отдельных людей, в том числе формирование их политических взглядов, позиций, убеждений. СМИ – четвертая власть, самостоятельная сфера политической деятельности, без СМИ государство не может влиять на протекающие в стране общественные процессы. Население узнает о мероприятиях государства и принимаемых государственных решениях в первую очередь через СМИ. СМИ – относительно самостоятельный политический институт, который функционирует на основе корпоративных норм (включают принципы и нормы, содержащиеся в актах политических партий, общественных объединений, регулируют внутриорганизационные отношения в данных объединениях но и внешние (взаимоотношения с другими объединениями и государством; обязательны для членов данного объединения, а вовне носят рекомендательный характер) и ведет активную политическую деятельность, вмешиваясь в отношения между другими политическими и социальными институтами, формируя  общественное мнение вокруг отдельных наиболее крупных событий, государственных решений, политических и государственных деятелей. Многие связывают результаты выборов в представительные органы власти с влиянием СМИ (телевидение!!!).

 

  1. Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов.

В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы – система мононорм, регулировавших наиболее важные для жизни  родовой общины общественные отношения. Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему  конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.

Социальное регулирование  предполагает использование разнообразных  методов и способов воздействия на общественные отношения и поведение людей: 1) побуждение; 2) понуждение (в основе лежит стимулирование); 3) принуждение (возможно применение насилия).

В регулятивной системе  принято выделять нормативные и  ненормативные социальные регуляторы. К нормативным  относится регулирование посредством норм, т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений. Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи и традиции. Так же на общество воздействуют ненормативные регуляторы: ценностный, директивный и информационный. Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы в сфере трудовых, семейных и национальных отношений. Директивный – способ воздействия на общественные отношения с помощью директив, приказов, направленных на решение какой-либо цели. Информационный регулятор – воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации.

 

  1. Социальные и технических нормы. Технико-юридические нормы.

Социальные нормы  – представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила поведения людей, регламентирующие формы их социального взаимодействия, возникшие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации. Признаки социальных норм: являются общими правилами; связаны с функционированием общества; основаны на установлении порядка; непрерывного и многократного действия; не имеют определенного адресата. Функции социальных норм: 1) информационная функция (несет в себе информацию); 2) оценочная (выступает критерием отношения людей к тем или иным действиям); 3) регулятивная (устанавливают правила поведения в обществе); 4) трансляционная (передача ценностей). Виды социальных норм: религиозные, корпоративные (правила в общественном объединении, организации), политические (отношения между политическими партиями и др. по поводу политической власти), моральные, международные.

Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром - природой, техникой. Это отношения человек – машина, человек и производство. Человеческие нормы не имеют социального содержания, но их соблюдение важно, так как иначе неизбежны аварии, катастрофы. К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигиенические, технологические, экологические. Их нельзя отождествлять  с законами природы. Технические нормы создаются людьми.

Технико-юридические – наиболее важные технические нормы, закрепленные в нормах права, имеющие юридическую силу. За их нарушение устанавливается юридическая ответственность (правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения).

 

  1. Право в системе социальных норм.

Право относится к социальным нормам, но имеет свои особенности: 1) определяет права и обязанности субъектов правового общения и меры юридической ответственности (нормативность); 2) в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию, санкцию (дифференцированное внутренние строение); 3) каждая норма занимает свое место в системе права (иерархичность); 4) право – сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права (системность); 5) выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей; 6) право имеет свой предмет регулирования – власть, государство, порядок в обществе, собственность;7) присуща специальная форма выражения и закрепления – законодательство; 8) связано с государством.

  1. Понятие и признаки права.

Право – это регулятивная система, которая с помощью формально  установленных норм (правил поведения), выраженных в правовых актах, судебных прецедентах, других нормах и обеспеченные возможностью государственного принуждения, воздействуют  на общественные отношения с целью их упорядочивания, стабилизации. Или право- это система общепризнанных норм, правил поведения, санкционированных либо установленных государством и обеспеченных его принудительной силой. Термин «право» употребляется в нескольких значениях: 1) социальные притязания людей – право на жизнь (субъективный смысл); 2) система юридических норм (объективный смысл).

Признаки права – это ключевые, основополагающие идеи права, выражающие его сущность.

    1. Принцип справедливости (При этом справедливым считается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу).
    2. Принцип равноправия (принцип формального, а не фактического равенства людей: равны в смысле своей правоспособности, равных возможностей в достижении целей правовыми средствами, но никогда не равны фактически).
    3. Принцип гуманизма (право – высшая ценность).
    4. Принцип демократии.
    5. Принцип единства прав и обязанностей (не возможна реализация прав без обязанностей, а обязанностей без прав).
    6. Принцип сочетания убеждения и принуждения.
  1. Классовое и общесоциальное в праве.

Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. В юридической науке сложилось 2 подхода к определению сущности права:

    1. классовый – право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения, подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Этот подход характерен для марксисткой науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.
    2. Общесоциальный – право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Право не связано с принуждением. Прнуждение необходимо только  в случае невыполнения предписаний.

Таким образом сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право  выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но и одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности.

  1. Право и свобода.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"