Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:33, шпаргалка

Описание

1. Понятие конституционного права
2. Конституционно правовые нормы
3. Конституционно правовые отношения
4. Ответственность в системе конституционного права
5. Наука конституционного права

Работа состоит из  1 файл

KPR_lektsii.doc

— 536.00 Кб (Скачать документ)

2. Совет Федерация:

А) Порядок формирования

Б) Структура

В) Порядок работы

Г) Компетенция

3. Государственная  Дума:

А) Порядок выбора депутатов.

Б) Структура и порядок работы.

В) Компетенция.

Г) Прекращение  полномочий.

4. Статус депутата  Государственной Думы и члена  Совета Федерации. 

5. Законодательный  процесс.

 

1. Общая  характеристика ФС

5 Глава Конституции посвящена Российскому Парламенту. Согласно ст.10 Конституции, Парламент – один из органов государственной власти, осуществляющий таковую.

1905 – Впервые  появился Парламент в России. 1993 – Возрождения парламентаризма в России.

Основные черты  Российского Парламента:

1) Парламент  имеет представительный характер.

2) Парламент  – законодательный орган. Основная  функция – принятие бюджета  и законов.

3) Федеральное  Собрание – постоянно действующий орган.

4) Федеральное  Собрание состоит из двух палат:  Совет Федерации и Государственная  Дума. В Совете Федерации представлены субъекты, а в Государственной Думе – все население. ГД – нижняя палата, СФ – верхняя палата.

Наличие двухпалатного  парламента свидетельствует о наличии  бикамерализма.

5) С.Ф. и Г.Д.  заседают раздельно.

Есть несколько  случаев совместного заседания:

1. Заслушивание  Послания Президента.

2. Заслушивание Послания Конституционного Суда.

3. Заслушивание выступления руководителей иностранных государств.

5.12.11

2. Совет  Федерации 

А) Порядок формирования:

В Совете Федерации представлены по 2 представителя от каждого субъекта федерации. Один от законодательного органа субъекта, второй от исполнительного органа. На сегодняшний день – 83 субъекта, следовательно 166 членов.

От законодательной власти – избирают из своих рядов законодательного органа на срок своих полномочий.

От исполнительной власти – губернатор назначает представителя на срок своих полномочий. Необходимо, чтобы «против» не проголосовало 2/3 законодательного органа власти.

Ценз:

1. Гражданство 

2. Дееспособность

Б) Структура

Основной документ – регламент. Из своего состава члены Совета Федерации избирают Председателя. Предстатель – 3е должностное лицо в стране. У него существуют заместители: их количество меняется от качества и размера работы.

Отсутствует деление  по партийным признакам.

Работает по комитетам и комиссиям.

Численный состав комитета СФ не может быть менее 8 человек. Комитет носит постоянный характер.

Комиссии, в  отличие от комитета, носит временный  характер, за исключением Комиссии по регламенту и парламентским процедурам (ad hoc – комиссия на данный, конкретный случай).

Депутат – избираемая должность, член СФ – назначаемая  должность.

Посмотреть  регламент СФ.

В) Порядок работы.

Заседание комитетов  и комиссий проходит по необходимости.

СФ работает на постоянной основе - с середины сентября до середины июля, при этом зимой существуют каникулы, примерно с 30 декабря до 14 января. Бывают внеочередные заседания.

Заседания СФ, если на них присутствует не менее 2/3 членов СФ. Как правило, заседания СФ – открытые, то есть разрешено присутствие прессы, так же по усмотрению СФ, заседания могут быть закрытыми.

Г) Полномочия.

Самое основное – одобрение, принятых в ГД, законов (Ч.4-5, Ст.105 , ст.106 К). СФ дается 14 дней для рассмотрения. Кроме определенных вопросов, если СФ не укладывается в этот срок, то закон идет к Президенту, то бишь становится одобренным РФ. Так же, если нет определенного срока, то закон может лежать в СФ сколько угодна.

Д) Исключительные полномочия.

1. Утверждает  изменение границ между субъектами.

2. Утверждение Указов Президента о военном и чрезвычайном положении. Если СФ не одобряет, то указ не считается действительным и Президент должен его отменить. Другие Указы Президента не нуждаются в одобрении РФ

3. Решение вопроса  об использовании военных сил  РФ за пределами РФ.

4. Назначение  выборов Президента.

5. Принятие окончательно решение в процедуре отрешения Президента от должности. СФ должен решить в течение 72 часов.

6 . Назначение  на должность судей КС, ВС, ВАС.

7. Назначает судей Экономического  суда СНГ.

8. Назначение и освобождение от должности генерального прокурора.

9. Назначает и освобождает заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава аудиторов ( 12 человек , 6- СФ) Если по вопросу снятия неприкосновенности, то по представлению прокурора.

10.  Назначает 1/3 состава ЦИК.

11. СФ может  обращаться с запросом (либо с  ходательством) в КС.

 

3. Государственная  Дума.

Численный состав – 450 человек. Все избираются по партийным  спискам.

Требования  к депутатам:

1. Возраст не  менее 21 года.

2. Гражданин РФ

3. Способность  обладать активным избирательным  правом

Срок полномочий – 5 лет

Одно, и тоже лицо, не может быть одновременно депутатом и членом СФ.

От 18 мая 2005 года ФЗ №-57 « О выборах депутатов  в ГД ФС РФ».

Выборы ГД назначает  Президент.

Выдвижение  в депутаты ГД возможно только в составе партийных списков. Партия, чтобы стать зарегистрированной, должна собрать в свою поддержку 150 тысяч подписей.

После регистрации  партийных списков начинается агитация. Партия может привлечь в списки людей, которые не состоят в партии – количество не более 50% от общей численности. Федеральный список может быть разбит на региональные группы.

Региональная  группа – 3 миллиона.

У каждой региональной группы должно быть название  не  более 5 слов.

Общее число  кандидатов, включенных в списки, не может быть более 500 человек.

Федеральный список представляется в ЦИК не позднее, чем через 30 дней с момента официального опубликования решения о назначении выборов.

Избирательные участки открыты с 8 до 20. Голосование  проходит по пропорциональной системе. К распределению депутатских мандатов допускаются партии, преодолевшие заградительный мандат. Партии, которые набирают 5-6% имеют 1 депутатский мандат, от 6 до 7% - 2 мандата.

Предельная  сумма расходов, общий объем фондов не более 400 миллионов рублей.

Методика распределения ??????

Дописать

 

6.12.11

Б) Структура  и порядок работы ГД

Основным документ – регламент ГД. В регламенте закреплена и структура:

1) На первом  заседании депутаты избирают Председателя (спикера) – 4ое должностное лицо в стране.

Первое заседание  будет открывать и вести старейший  по возрасту депутат ГД.

2) Каждая фракция  выставляет кандидата на пост  заместителя от каждой фракции.

3) Совет Государственной  Думы.

В состав входит Председатель, руководители фракции. Совет создается для предварительной подготовки организационных решений, например для определения календаря работы сессии. Руководители фракций входят с правом совещательного голоса. Первый заместитель Председателя ГД с решающим голосом.

4) Комитеты и  комиссии.

Комитеты на постоянной основе, комиссии – временно, за исключении мандатной комиссии.

Численный состав комитета – от 12 до 35 человек. На 13.09.11  - 32 комитета и 5 комиссий.

5) Фракция –  структурный элемент Государственной  Думы, формируется по партийному признаку.

Порядок работы:

2 сессии в  год: весенняя и осенняя. 

Весенняя –  с 20 января до 20 июля. Осенняя – с 1 сентября по 25 декабря. Это очередные  сессии. Могут быть созданы внеочередные сессии.

Заседания открыты.

Формы работы:

1) Пленарное  заседание

2) Заседание  палаты.

Запросы исполнительной власти, они формируются заранее. Формируются письменные вопросы правительству в течение 30 дней.

3) Заседание  комитетов, комиссий.  Сами депутаты определяют, когда будут работать комиссий.

4) Работы во  фракциях

5) Работа в  Совете ГД.

6) Если созданы,  то работа в рабочих группах

7) Каждая последняя  неделя месяца – работа с  избирателями.

 

В) Компетенция

1. Разработка и принятие федерального законодательства. ГД принимает ФЗ и ФКЗ

Первоочередной  порядок рассмотрения законов, которые идут от Правительства и Президента.

Порядок принятия – ст.105, 108

2. Принятие бюджета

Бюджет рассчитан  на 3 года. В него вносятся поправки.

 

Исключительные  полномочия:

1. Дача согласия  Президенту на назначение Председателя  Правительства.

2 раза может  отклонить.

2. Решение вопроса  о вотуме доверия Правительства.

3. Решение вопроса о вотуме недоверия Правительства.

4. Назначение  и освобождение от должности  Председателя ЦентроБанка, с кандидатурой  выступает Президент

5. Назначение  Председателя и половины состава аудиторов Счетной Палаты (постоянно действующий орган финансового контроля за целевым использованием бюджета)

Статус Счетной  Палаты регламентируется ФЗ №4-ФЗ от 11.01.95 года.

Цензы для аудиторов:

1. Гражданство  РФ.

2. Высшее образование.

3. Опыт профессиональной  деятельности.

4. Опыт государственного  контроля экономики и финансов

Не имеют  права занимать другие должности.

При выявлении  нарушении хозяйственной,  финансовой и коммерческой деятельности, Счетная  Палата направляет, обязательное к исполнению предписание.

Представление будет наложено, когда нет явного ущерба.

20 дней дается  для исправления нарушений. 

6. Назначает и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, его правовой статус регламентируется ФЗ (Омбудсмен)

Статус Уполномоченного .

7. Объявление  амнистии.

8. Выдвижение  обвинения против Президента.

9. Участие в  деятельности международных парламентских  организаций:

1) Межпарламентская ассамблея государств- участников СНГ

2) Межпарламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

3) Парламентская ассамблея Советы Европы (ПАСЕ)

4) Межпарламентский союз.

10. Проведение парламентских  расследований. ФЗ №196 “О парламентском  расследовании Федерального Собрания»  от 27.12.05

Цели:

1) Защита, гарантированных  Конституцией, прав и свобод гражданина.

2) Контроль за  работой Правительства.

Предмет расследования:

1) Факты грубого  или массового конституционных  прав и свобод.

2) Обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных  ситуаций техногенного характера.

3) Обстоятельства, связанные с негативными последствиями  чрезвычайных ситуаций природного  характера.

Парламентскому  расследованию не подлежат :

1) Деятельность  Президента

2) Деятельность  по осуществлению правосудия.

3) Деятельность  органов дознания и предварительного следствия, которые проводятся в соответствии с УПК.

Срок проведения – 1 год со дня создания комиссии.

Дописать 

Итоговый доклад направляется Президенту и Правительству  и публикуется в сети Интернет. Решения комиссии носят рекомендательного характера.

Комиссия имеет  право вызывать любое должностное  лицо, правда нет никакой санкции за не появление на заседании.

Г) Прекращение  полномочий.

1. Прекращение  полномочий депутата.

2. Прекращение  полномочий ГД.

Досрочное прекращение  депутатов ГД и членов СФ возможно в случае:

1. Письменно  заявление члена СФ или депутата  Государственной Думы о сложении  своих полномочий.

2. Избрание их депутатами  законодательного органа субъекта или органа МСУ.

3. Поступление  на государственную или муниципальную  службу.

4. Утрата гражданства или приобретение гражданства иностранного государства.

5. Вступление  в силу обвинительного приговора суда.

6. Признание  пропавшим без вести или объявление  умершим.

7. Смерть.

В случае роспуска ГД депутат  утрачивает свои полномочия. СФ нельзя распутить.

 

Роспуск Государственной  Думы:

1. Трехкратное отклонение  ГД представленной кандидатуры  на должность Председателя Правительства.

2. Повторное,  в течение 3-х месяцев, выражение  недоверия Правительству (ч.3, ст.117)

3. Отказ в  доверии Правительству.(ч.4, ст.117) (Правительство ставит о вопрос о доверие ему, если Правительству нужно «протолкнуть» какой – либо закон).

 

ГД в соответствии со ст.109 Президент одновременно с  роспуском ГД принимает решение  о назначении даты новых выборов в ГД. Дата подбирается таким образом, что с момента роспуска до первого заседания нового парламента, прошло не более 4 месяцев.

Ограничение в  роспуске ГД

1. ГД не может быть распущена в течение года после ее избрания (на основании выражения вотума недоверия или отказа в доверии).

2. Дума не  может быть распущена с момента  выдвижения ею обвинения против  Президента и до принятия соответствующего решения Совет Федерации (ч.4, ст.109)

3. Дума не  распускается в период действия  на всей территории страны военного или чрезвычайного положения.

4. В течение  шести месяцев до окончания  срока полномочий Президента  РФ (ч.5, ст.109)

 

4. Статус  депутата ГД и члена СФ

 

Статус закреплен  в №-3 ФЗ “О Статусе депутата ГД и  члена СФ».

Императивный  мандат депутата – мандат, при наличии которого, депутат обязан выполнять наказы избирателей, и соответственно, нести ответственность перед ними за свои действия. При невыполнении обязательств население может отозвать своего кандидата – главная особенность.

Свободный мандат – депутат не связан никакими наказами избирателей, он может работать в парламенте исходя из своих убеждений в интересах всего народа. Этот мандат не предполагает возможности отзыва.

А) Обязанности  парламентариев.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"