Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:33, шпаргалка

Описание

1. Понятие конституционного права
2. Конституционно правовые нормы
3. Конституционно правовые отношения
4. Ответственность в системе конституционного права
5. Наука конституционного права

Работа состоит из  1 файл

KPR_lektsii.doc

— 536.00 Кб (Скачать документ)

8. Светский характер государства

Светским считается  государство, в котором религия, ее каноны, религиозные объединения не оказывают никакого влияния на государственное устройство, деятельность государственных органов. Светский характер закреплен в ст.14, в государстве отсутствует какая – либо государственная религия. Ч.2, ст.14 указывает на отделение церкви от государства, т.е. государство, должностные лица не в праве вмешиваться в вопрос определения гражданами или своего отношения к религии, государство не в праве вмешиваться в деятельность религиозных объединений, но и религиозным объединениям не поручается исполнение государственных функций.

Государство охраняет деятельность религиозных объединений. РО не в праве вмешиваться в  деятельность государства. В РФ все  РО равны, т.е. никакая религия не имеет преимущества над другой.

9. Принцип народовластия

Раскрывается  в Конституционных положениях:

1) Многонациональный  народ является носителем суверенитета  и единственным источником власти (ч.1, ст.3)

2) Осуществление  власти народом, либо непосредственно, либо через выборные органы (ч.2, ст.3)

3) Высшим непосредственным  выражением воли народа является референдум (ч.3,ст.3)

В зависимости от формы волеизъявления народа Конституция предусматривает – непосредственную демократию (выборы, шествия, пикетирование), представительную демократию (осуществление народом власти через выборных представителей (депутатов)).

Цель представительной демократии – вовлечь наиболее авторитетных представителей народа в осуществление  государственной власти, обеспечить соединение государственной власти и народа с деятельностью проф.аппарата управления.

Цель прямой демократии – непосредственное принятие народом решений. Форма осуществлении народовластия – органами местного самоуправления, они отделены от органов государственной власти. МСУ самостоятельно в пределах своих полномочий, МСУ обеспечивает принятие вопросов местного назначения (местные выборы, собрания граждан)

10. РФ – социальное государство.

Ст.7 – означает, что государство не снимает с  себя, заботу о социальной защите своих  граждан. Его политика направлена на создание условий, обеспечивающий свободную  жизнь человека. Под социальным государством понимают государство, главной задачей которого является достижение общественного положения, основанного на закрепленных правом принципах равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Социальная  политика – часть общей политики государства. Следовательно, нельзя рассматривать ее отдельно от других направлений деятельности государства, прежде всего экономической деятельности. Экономическую основу социальной политики включают элементы:

1) Охраны труда  и здоровья (нормальные условия труда)

2) Установление  гарантий МРОТ

3) Государственная  поддержка семьи, материнства,  отцовства, детства, инвалидов,  пожилых

4) Развитие системы  социальной службы

5) Установление  государственных пенсий, пособий  и иных гарантий социальной защиты

Социальная  политика не исчерпывается этими  элементами, это лишь основные.

 

11. Принципы  экономических основ Российского  общества

КП нормы  экономической системы составляют правовой институт. Любая общественно-экономическая  формация характеризуется своим типом экономических отношений. Эти отношения обеспечиваются различным уровнем развития производственных сил, различных исторических условий. Взаимосвязь этих отношений образует экономическую систему любого общества. Конституция РФ не содержит главы об экономической системе.

Основы экономики РФ – рыночная экономика. Регулирование отношений собственности. Для нормального функционирования экономики РФ необходимо обеспечить:

1) Единство экономического  пространства

2) Свободные  перемещение товаров, услуг, финансовых средств

3) Необходимо  обеспечить свободу экономической  деятельности (ч.2,ст.134)

4) Защита и  устойчивость рубля (ч.3, ст.72)

Конституция исходит  из того, что для экономической  системы РФ характерна сложность форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных при этом все формы собственности защищаются равным образом. В Конституции установлено, что земля и другие ресурсы могут находится в частной, государственной и др. собственности, при этом указывается, что земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.19)

 

 

 

 

 

Избирательное право и избирательная система  РФ.

 

1.Понятие избирательной  системы.

2. Принципы избирательного  права.

3. Активное и пассивное  ИП.

4. Виды избирательных  систем

А) Мажоритарные.

Б) Пропорциональные.

5. Избирательный процесс: понятия, стадии.

6. Порядок проведения  референдума в РФ.

 

1. Понятие

В Конституции не содержится главы насчет ИП. Только 32 статья регулирует на конституционном уровне. Все остальное регламентируется ФЗ.

Выборы – способ формирования государственной власти. С помощью выборов формируются как государственные органы, так и местного самоуправления. Выборы – это способ занятия определенной должности. Участие в выборах граждан говорит о политическом самосознании.

Избирательная система –  совокупность общественных отношений, возникающих по поводу выборов, они регулируются правовыми нормами – системой этих норм составляет избирательное право (это правовой институт). В узком смысле ИП: активное и пассивное.

1) ФЗ от 12.06.02 №67-ФЗ «Об  основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан РФ»

2) ФЗ от 10.01.03 №19 «О выборах  Президент РФ»

3) ФЗ от 18.05.05 «О выборах  депутатов ГД РФ» № 51

4) ФКЗ от 28.06.04 «О референдуме»  №5

2. Принципы избирательного права

А) Ст.4 ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав» - к выборам  допускается все взрослое население  страны. Каждый имеет право голосовать и баллотироваться. Ограничения:

1. Возрастное ограничение – возраст менее 18 лет.

2. Недееспособность

3. Наказание в местах  лишения свободы по приговору  суда, вступившего в законную  силу.

Б) Принцип равного  ИП – ст.5 – каждый избиратель имеет  одинаковое количество голосов по отношению  к другим избирателям.

В) Прямое ИП – ст.6 – избиратель голосует непосредственно «за» или «против» без посредников.

Г) Принцип тайного голосования

Ст.7 – исключается возможность контроля за волеизъявления избирателя. Кроме рукоприкладчика (если инвалид, то за него голосует рукоприкладчик).

Д) Принцип периодичности  выборов – приходить в четко  определенное время.

Абсентеизм – неявка на избирательный участок. Его надо искоренить в рамках действующего законодательствам.

В Австрии голосовать обязаны  все, или штраф.

3. Активное и пассивное избирательное право.

Активное право  – право граждан избирать главу  государство, депутатов, Парламент.

Пассивное право  – право избираться в выборное органы государственной власти и МСУ ( повышенные цензы)

Избирательный ценз. Раньше в Америке была доктрина WASP ( Президент должен быть белым). Цензы в каждой стране разные.

4. Виды  избирательных систем.

1) Мажоритарная:

А) Абсолютное большинство (для избрания лица требуется абсолютное большинство голосов – 50%+1 голос) – первый тур президентских выборов (Россия, Франция).

Плюсы – победитель пользуется поддержкой избирателей.

Минусы –  система нерезультативна, дорогая, выгодна крупным политическим структурам.

Б) Относительное  большинство (неважно столько голосов, главное больше, чем у конкурентов). Второй тур президентских выборов в России. Франции.

Плюсы – достаточно результативна, относительно дешевая

Минусы –  менее демократичная, чем абсолютное большинство, т.к. победителем может  стать даже с 10% голосов любой.

Г) Квалифицированное  большинство

 

2) Пропорциональная

Каждая партия получает такое количество мест в Парламенте, которое пропорционально числу голосов, поданных за эту партию на выборах. Избиратели голосуют за партийные списки, затем подсчитываются голоса, определяется избирательная квота или избирательный метод.

Квота – наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Она должна определяться как для каждого округа, так и для всей страны.

Способы определения  квоты (методы):

Q – квота, x – число поданных в округе голосов, у – число причитающихся округу мест в парламенте.

1) Естественная  квота – Q=x|y

2) Искусственная  квота Q = x|y+1

Метод д'Онта – голоса, отданные за каждый партийный список, последовательно делятся на ряд чисел (зависит от мандатов, если их 7, значит ряд от 1 до 7). Полученные после деления остатки распределяются по убывающей. Искомая квота будет находиться в этом ряду на том месте, которое соответствует количеству избираемых от округа депутатов.

Метод донта  и искусственной квоты – выгоднее для маленьких партий

Естественной  квоты – для больших.

При остатке одного или более мандатов существует ряд правил:

1) Наибольшего  остатка

Оставшийся  мандат передается той партии, которая  имеет наибольшее количество голосов, образовавшихся при первом распределении ( обычно для метода ес. квоты)

2) Наибольшего  избирательного числа. 

Не распределившиеся по квоте  места перераспределяются партии, собравшей  наибольшее число голосов. Но определение числа причитающихся партии мандатов не решает главное: кто из кандидатов списка получит эти мандаты.

 

 

 

1. Правило связанных списков (жесткий список). Порядок расположения кандидатов в списке, определяется самой партией. Избиратель, голосуя за весь список, лишен возможности определить свои преференции (предпочтения) внутри списка.

2. Правило свободных списков (Швеция). Данное правило позволяет избирателю, проголосовавшему за весь список, выразить свое отношения к кандидатам, проставив против их имен преференции.

3. Панаширование (смесь). Предоставление избирателю нескольких голосов в соответствии с количеством подлежащих замещению вакансий.

4. Блокировка. Партии объединяют свои списки перед выборами. Этот список рассматривается как единый по отношению к другим партийным спискам.

Заградительный барьер –  требование, по которому участие в распределении мандатов принимают только партии, набравшие установленный процент голосов. В данный момент 7%.

 

Плюсы и минусы пропорциональной избирательной системы

Плюсы:

1.По общим  правилам пропорциональной системы благоприятствует мелким партиям (места распределяют не по большинству полученных голосов, а по пропорциям)

2. Партийная пестрота. Представители широких слоев населения (интересы всех слоев).

Минусы:

    1. Сложность распределения мест в парламенте.
    2. Невозможность выбрать свободного депутата.
    3. За редким исключением не позволяет распределить все мандаты.
    4. Партийная пестрота – нет единых взглядов в отношении проводимой политики, как следствие нестабильность.

 

Избирательный процесс

Процесс, связанный  с организацией и провидением  выборов.

Стадии избирательного процесса:

  1. Назначение выборов. Регулируется «избирательным» законом (ФЗ).  Голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее, чем через 110 дней, и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Выборы назначаются за 65 дней до дня истечения срока полномочий.  На уровне субъектов голосование должно быть проведено не позднее, чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование должно пройти в промежутки от 60 до 80 дней. Выборы могут быть назначено только в воскресенье. 2ое воскресенье марта и октября.
  2. Составление списков избирателей. Они составляются избирательными комиссиями, на основании списков, которые подает местная администрация. Они берутся в соответствии с фактом регистрации по месту проживания.
  3. Образование избирательных участков. Для проведения выборов образуются одномандатные или многомандатные избирательные округа, либо определяется единый избирательный округ. Одно- и многомандатные округа должны образовываться с учетом следующих требований : а) Примерное равенство одномандатных округов по числу избирателей. Допускается отклонение от нормы в 10%. А в труднодоступных районах до 30%. При образование многомандатных округов сохраняется примерно количество избирателей на один депутатский мандат. 10% и 15% соответственно. б) Избирательный округ должен составлять единую территорию. в) При образовании избирательных округов на территории компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства определяется законом субъекта, но не более 40%. г) в случае образовании одномандатных округов число депутатских мандатов, подлежащих распределению в данном округе, не может превышать пяти.

 

Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

  1. Формирование избирательных комиссий. В РФ действует следующая система ЦИК – Центральная избирательная комиссия. Состав – 15 человек. 5 – назначается Гос.Думой. 5 – Советом Федерации. 5 – Президентом. Срок полномочий – 4 года. На период проведения выборной кампании срок продлевается. Участники должны иметь высшее юридическое образование и ученую степень в области права. Избирательная комиссия субъектов à ИК муниципальных образований à Окружные ИКàТерритория (районные, городские) ИК --àУчастковые комиссии. Решение вышестоящих  комиссий обязательно для нижестоящей. Члены комиссии с правом совещательного голоса и с правом решающего голоса.
  2. Выдвижение и регистрация кандидатов. Граждане РФ, обладающих пассивным избирательным правом, могут быть непосредственно выдвинуты кандидатом, либо в составе списка кандидатов. В поддержку кандидат, либо партия собирают подписи. После сбора подписей, списки проходят процедуру проверки. Подписи сдаются в ЦИК до 18 часов дня по мск, когда прекращается сборы подписей. Проверке подлежат не менее 20% подписей от установленного количества подписей, необходимых для регистрации. При обнаружении среди проверяемых подписей 25% и более недостоверных, то кандидатов или партию не зарегистрируют. После проверки подписей кандидат или партия проходят процедуру регистрацию. С момента регистрации начинается предвыборная агитация.
  3. Предвыборная агитация. Заканчивается за сутки до дня голосования. ПА на ТВ каналах и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования. Плакаты не могут висеть ближе, чем за 50 метров.
  4. Проведение голосование. От 8 до 20 часов местного времени. Принцип тайности обеспечивается кабинками для голосования.
  5. Подсчет голосов и определение результатов выборов. Подсчет проводит члены комиссий с правом решающего голоса.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"