Конституционные права, свободы и обязанности личности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:52, реферат

Описание

В личные права и свободы входит право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Именно это право я рассмотрю в данном реферате.
Для начала нужно определить смысл понятия свободы, неприкосновенности и достоинства личности.

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат.docx

— 33.50 Кб (Скачать документ)

В целом Конституционные  права, свободы и обязанности  личности в Республике Беларусь по содержанию классифицируются на:

  1. Личные;
  2. Социальные;
  3. Политические;
  4. В сфере культуры;
  5. Экономические. [10, ст. 71]

В личные права и свободы  входит право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Именно это  право я рассмотрю в данном реферате.

Для начала нужно определить смысл понятия свободы, неприкосновенности и достоинства личности.

Свобода – это право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой по своему усмотрению, своим временем. [8, ст. 270]

Суть свободы – делать все, что не запрещено законом, не нанося вреда другим, т.е. возможность  совершать любые правомерные  действия.

В неразрывной связи со свободой находится (но не совпадает) неприкосновенность человека.

Неприкосновенность  личности как личная свобода заключается в том, что никто не в праве насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками.

Неприкосновенность личности состоит из физической, нравственной и психологической неприкосновенности личности. Ограничение или лишение  личной свободы возможно только в  случаях и порядке, установленных  законом. Также предполагает не только защиту человека от незаконных ареста, задержания и заключения под стражу, но и ограждение его от любых незаконных посягательств.

Достоинство личности - это осознание человеком своей социальной значимости и общественное признание ценности, уникальности конкретного человека и личности как частицы человеческого сообщества.

Уважение человеческого  достоинства – неотъемлемый признак  цивилизованного общества. Ничто  не может быть основанием для его  умаления. Любые меры воздействия  на неправомерные действия лица не могут служить умалением человеческого достоинства. [8, cт. 271]

Также согласно, Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию (ст.3). В статье 5   Конвенции о защите прав человека и основных свобод указано:

1. Каждый  имеет право на свободу и  личную неприкосновенность. Никто  не может быть лишен свободы  иначе как в следующих случаях  и в порядке, установленном  законом:

a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;

b) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;

c) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;

d) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;

e) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

f) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче [6].

2. Каждому арестованному  незамедлительно сообщаются на  понятном ему языке причины  его ареста и любое предъявляемое  ему обвинение.

3. Каждый  задержанный или заключенный под стражу незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд.

4. Каждый, кто лишен свободы в  результате ареста или заключения  под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.

5. Каждый, кто стал жертвой ареста  или заключения под стражу  в нарушение положений настоящей  статьи, имеет право на компенсацию.

Согласно Всеобщей декларации о правах человека [2]:

  1. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3).
  2. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 4).
  3. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию (статья 5).

По Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [4]участником которого является Республика Беларусь:

1. Каждое Государство-участник  предпринимает эффективные законодательные,  административные, судебные и другие  меры для предупреждения актов  пыток на любой территории  под его юрисдикцией.

2. Никакие исключительные  обстоятельства, какими бы они  ни были, будь то состояние  войны или угроза войны, внутренняя  политическая нестабильность или  любое другое чрезвычайное положение,  не могут служить оправданием  пыток.

3. Приказ вышестоящего  начальника или государственной  власти не может служить оправданием  пыток.

Также Республика Беларусь является участником Конвенции о правах ребенка, [5] в котором оговаривается что Государства-участники обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет;

b) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени;

c) каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста. В частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств;

d) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия.

Конституция Республики Беларусь: Статья 25. Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом [7].

Лицо, заключенное под  стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.

Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению  или наказанию, а также без  его согласия подвергаться медицинским  или иным опытам.

 Конституция закрепляет право каждого человека на свободу и неприкосновенность. Изъятия могут быть установлены только законом. Здесь в первую очередь следует назвать Кодекс об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальный кодекс       [1, ст. 307].

Так, согласно ст. 238 КоАП в  целях составления протокола  об административном правонарушении при  невозможности составить его  на месте, если составление протокола  является обязательным, нарушитель может  быть доставлен в милицию или  в штаб добровольной народной дружины  работником милиции или народным дружинником. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок. Нахождение в штабе добровольной народной дружины доставленного  лица не может длиться более одного часа [3].

Кодексом предусмотрены  меры обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях. В случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях допускаются административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов (ст. 239 КоАП).

О задержании несовершеннолетнего  уведомление его родителей или  лиц, их заменяющих, обязательно (ст. 240 КоАП).

Кодексом установлены  сроки административного задержания. Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может  длиться не более трех часов. В  исключительных случаях, в связи  с особой необходимостью законодательными актами Республики Беларусь могут быть установлены иные сроки административного  задержания.

Лица, нарушившие пограничный  режим или режим в пунктах  пропуска через государственную  границу Республики Беларусь либо совершившие  правонарушение, связанное с проникновением на специально охраняемые территории и объекты, могут быть задержаны  на срок до трех часов для составления  протокола, а в необходимых случаях  для установления личности и выяснения  обстоятельств правонарушения - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение  двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность.

Лица, совершившие мелкое хулиганство, нарушение порядка  организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, торговлю в неустановленных местах, незаконную продажу товаров или  иных предметов или мелкую спекуляцию, могут быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел.

Срок административного  задержания исчисляется с момента  доставления нарушителя для составления  протокола, а лица, находящегося в  состоянии опьянения, - со времени  его вытрезвления.

Административное задержание может быть обжаловано заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) прокурору или в суд. Решение  вышестоящего органа (должностного лица) или прокурора может быть обжаловано в суд (ст. 246).

Более строгие меры, связанные  с ограничением свободы, предусмотрены  уголовно-процессуальным и уголовным  законодательством.

Преступлением признается совершенное  виновно общественно опасное  деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное  им под угрозой наказания.

Преступление признается оконченным с момента совершения деяния.

Преступление, связанное  с наступлением последствий, указанных  в статьях Особенной части  Уголовного кодекса, признается оконченным при фактическом наступлении  этих последствий.

Задержание состоит в  фактическом задержании лица, доставлении  его в орган уголовного преследования  и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом [9].

Задержание может быть применено только:

1) к лицу, подозреваемому  в совершении преступления, за  которое может быть назначено  наказание в виде лишения свободы,  направления в дисциплинарную  воинскую часть или ареста;

2) к обвиняемому, нарушившему  условия примененной к нему  меры пресечения;

3) к осужденному, в отношении  которого имеется представление  уполномоченного на то органа  об отмене приговора, определения,  постановления суда об условном  неприменении наказания, отсрочки  исполнения наказания или условно-досрочном  освобождении от отбывания наказания.

Задержание производится:

1) по непосредственно  возникшему подозрению в совершении  преступления;

2) на основании постановления  органа уголовного преследования;

Информация о работе Конституционные права, свободы и обязанности личности в Республике Беларусь