Конституционные права, свободы и обязанности личности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:52, реферат

Описание

В личные права и свободы входит право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Именно это право я рассмотрю в данном реферате.
Для начала нужно определить смысл понятия свободы, неприкосновенности и достоинства личности.

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат.docx

— 33.50 Кб (Скачать документ)

3) на основании постановления  (определения) суда о задержании  осужденного до разрешения вопроса  об отмене условного неприменения  наказания, отсрочки исполнения  наказания или условно-досрочного  освобождения от отбывания наказания  (ст. 107 УПК).

Задержанный подлежит освобождению на основании постановления (определения) органа, ведущего уголовный процесс, в случаях, если:

1) не подтвердилось подозрение  в совершении лицом предусмотренного  уголовным законом общественно  опасного деяния;

2) отпали основания дальнейшего  содержания лица под стражей;

3) орган, ведущий уголовный  процесс, установил, что задержание  произведено с нарушениями требований, установленных Уголовно-процессуальным  кодексом;

4) истек срок задержания.

Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрен порядок задержания подозреваемого в совершении преступления.

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, имеет  право обжаловать действия лица, производящего  дознание, следователя или прокурора, давать объяснения и заявлять ходатайства.

О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания обязан составить протокол с указанием  оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составления  протокола и в течение двадцати четырех часов сделать письменное сообщение прокурору. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В течение сорока восьми часов с момента получения  извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.

При этом необходимо учитывать, что Декретом Президента Республики Беларусь от 21 октября 1997 г. N 21 "О  неотложных мерах по борьбе с терроризмом  и иными опасными насильственными  преступлениями" установлены некоторые  особенности. Так, к лицам, в отношении которых имеются достоверные данные о том, что они причастны к терроризму или иным особо опасным насильственным преступлениям либо руководят преступной организацией, организованной преступной группой или принадлежат к ним, применяется с санкции прокурора превентивное задержание на срок до тридцати суток по мотивированному постановлению начальника органа дознания или лица, его замещающего.

Согласно ст. 116 УПК к  подозреваемому или обвиняемому  могут быть применены меры пресечения - это принудительные меры, применяемые  к подозреваемому или обвиняемому  для предотвращения совершения ими  общественно опасных деяний, предусмотренных  уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения  исполнения приговора.

Мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде  и надлежащем поведении;

2) личное поручительство;

3) передача военнослужащего  под наблюдение командования  воинской части;

4) отдача несовершеннолетнего  под присмотр;

5) залог;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу (ст. 116 УПК).

Меры пресечения могут  применяться органом, ведущим уголовный  процесс, лишь в том случае, когда  собранные по уголовному делу доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут скрыться от органа уголовного преследования и суда; воспрепятствовать  предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам  органа, ведущего уголовный процесс; совершить предусмотренное уголовным  законом общественно опасное  деяние; противодействовать исполнению приговора.

При отсутствии необходимости  в применении меры пресечения у подозреваемого или обвиняемого берется письменное обязательство являться по вызовам  органа, ведущего уголовный процесс (ст. 117 УПК).

Возможно применение одной из указанных мер пресечения и до предъявления обвинения.

Предметом рассмотрения Конституционного Суда было дело "О соответствии Конституции  Республики Беларусь части пятой  статьи 92 Уголовно-процессуального  кодекса Республики Беларусь". В  ст. 92 УПК было предусмотрено, что  содержание под стражей при расследовании  преступлений по уголовным делам  не может продолжаться более двух месяцев. Этот срок может быть продлен  районным, городским прокурором, военным  прокурором гарнизона и приравненным к ним прокурором в случае невозможности  закончить расследование и при  отсутствии оснований для изменения  меры пресечения - до трех месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено только по причине особой сложности дела прокурором области, города Минска и приравненным к ним прокурором - до шести месяцев со дня взятия под стражу.

В ряде международных актов  закрепляется право каждого человека на правосудие без неоправданной  задержки. В этой связи в целях  сокращения сроков пребывания под стражей  очень важно правильно организовать ознакомление с материалами уголовного дела, в том числе и тогда, когда  по нему проходит несколько обвиняемых. В целом же предварительное заключение под стражу должно иметь место  лишь в исключительных случаях. Нередки  случаи, когда лицо, содержавшееся  под стражей, приговаривается к  наказанию, не связанному с лишением свободы либо с такими лицами длительное время не проводились следственные действия. В местах предварительного заключения должны быть такие условия  содержания, которые гарантируют  конституционное право на охрану здоровья. Все это свидетельствует  о необходимости дальнейшего  совершенствования уголовно-процессуального  законодательства и практики его  применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 320 с.
  2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml. Дата доступа: 10.12.2012. 
  3. Кодекс об административных правонарушениях [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=hk0300194&p2={NRPA}. Дата доступа: 10.12.2012.
  4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml. Дата доступа: 10.12.2012. 
  5. Конвенции о правах ребенка [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml. Дата доступа: 10.12.2012. 
  6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 
    (Рим, 4 ноября 1950 г.) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.echr.ru/documents/doc/2440800/2440800-001.htm. Дата доступа: 10.12.2012. 
  7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 
    24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
  8. Петров, А. П. Конституционное право: учеб. пособие / А. П. Петров. – Мн.: Амалфея, 2011. – 688 с.
  9. Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=hk9900295&p2={NRPA}. Дата доступа: 10.12.2012.
  10. Чигринов, С. П. Конституционное право Республики Беларусь: Конституционное право в схемах: учеб. пособие / С. П. Чигринов под общ. ред. А. И. Сухарковой. – Мн.:  Амалфея, 2002. – 320 с.

Информация о работе Конституционные права, свободы и обязанности личности в Республике Беларусь