Избирательные кампании в субъектах Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание

Российская Федерация – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (Конституция РФ).
Выборы - это необходимый и важнейший механизм осуществления демократии. Выборы - это хотя и недостаточный, но необходимый признак демократического государства.

Содержание

Введение_________________________________________________________2
Глава 1. Этапы проведения избирательных кампаний.
Правовой статус кандидатов, политических партий и блоков в избирательном процессе._____________________________________4
Информирование избирателей.______________________________15
1.3 Предвыборная агитация.____________________________________19
Финансирование избирательных кампаний._____________________25
1.5 Проведение голосования и подсчет голосов.________________________29
Глава 2. Особенности избирательных кампаний, проводимых в Хабаровском крае.
2.1. Анализ последних наиболее значимых кампаний Хабаровского края._34
2.2 Реформирование избирательной системы._________________________40
Заключение______________________________________________________43
Список используемой литературы____________

Работа состоит из  1 файл

избирательне кампании курсовая моя почти.doc

— 370.00 Кб (Скачать документ)

В приложении 1 данной работы указаны полиграфические и издательские организации, расположенные на территории Хабаровского края, имеющие право участвовать в агитационной деятельности в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (04 декабря 2011 года). В приложении 2 указаны печатные средства массовой информации, расположенные на территории Хабаровского края, имеющие право участвовать в агитационной деятельности в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (04 декабря 2011 года). В приложении 3 представлены  организации телерадиовещания, расположенные на территории Хабаровского края, имеющие право участвовать в агитационной деятельности в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (04 декабря 2011 года).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3  ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ.

Предвыборная  агитация занимает одно из центральных  мест в структуре  избирательного процесса. Она  оказывает значительное влияние  на структуру  и динамику формирования электоральных предпочтений избирателей.

Принципы проведения предвыборной агитации – это определяемые законом основные начала агитационной  деятельности в период  избирательной кампании. Можно выделить такие принципы как:

  1. Принцип законности. Любая агитационная деятельность в период избирательной кампании должна осуществляться  только  управомоченными на ее проведение законом субъектами в законных формах и законными методами. При проведении предвыборной агитации соответствующие субъекты должны соблюдать  нормы законодательства (в частности, законодательства о СМИ, о публичных мероприятиях и т.д.), нормы подзаконных актов, регулирующих отдельные отношения в сфере  информационного обеспечения выборов и референдумов. Однако помимо законной агитация может быть и незаконной. Такая агитация в ходе которой не соблюдается рассматриваемый принцип, как и любое правонарушение, влечет предусмотренную законодательством юридическую ответственность.
  2. Принцип своевременности. Предвыборная агитация должна проводится исключительно в сроки, установленные для ее проведения законом.
  3. Принцип свободы. Субъекты агитационной деятельности, а равно и иные субъекты, которым законом разрешено осуществление такой деятельности, вправе свободно, самостоятельно определять агитационную стратегию и тактику, творчески подходить к определению содержания и направлений агитационной деятельности. Свобода, о которой идет речь в рамках рассматриваемого принципа, ограничена остальными принципами, и прежде всего принципом законности.
  4. Принцип специального содержания. Данный принцип означает, что вся агитационная деятельность должна иметь исключительно агитационное содержание, агитационные материалы должны содержать только агитационную информацию. Не допускается под видом агитации осуществлять деятельность, имеющую иные, в том числе противоправные, цели или «маскировать» под агитационные материалы иную информацию, например коммерческую рекламу. Так например, при проведении последней предвыборной агитации, посвященной выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (04 декабря 2011 года), поступили жалобы в адрес партии КПРФ, по поводу революционного содержания её предвыборных лозунгов.
  5. Принцип финансовой дисциплины. Вся предвыборная агитация, требующая финансовых затрат, должна быть оплачена из средств соответствующих избирательных фондов, и информация об этом должна надлежащим образом указываться в соответствующих выходных данных. Финансирование агитации и информация о нем должны быть «прозрачными», не позволяющими использовать для проведения агитации иные, помимо средств избирательных фондов , средства.
 

Обсуждая вопросы  организации избирательной кампании нельзя не остановиться на проблеме обеспечения законности предвыборной агитации. В условиях состязательности кандидатов предвыборная агитация играет особую роль. Не всякий раз агитация как «за», так и «против» воспринимается однозначно. В частности, А.И. Ковлер отмечает, что «до четверти голосующих избирателей принимают решение в самый последний день, до 10 процентов испытывают «шок кабины голосования», радикально меняя уже при заполнении бюллетеня, казалось бы, выношенное решение». Однако практически все кандидаты прибегают к самым различным средствам информационного воздействия на избирателя. Предвыборная агитация - наиболее политизированная часть избирательной кампании. Именно в период проведения предвыборной агитации резко сталкиваются интересы различных политических сил, обостряется борьба за голоса избирателей. Поэтому предвыборная агитация - самый чувствительный нерв всей избирательной кампании. Причем нередко накал страстей достигает такого уровня, что действующим лицам избирательных кампаний удержаться в дозволенных законом рамках проведения предвыборной агитации бывает крайне затруднительно.

Первое на что  хотелось бы обратить внимание - это  отсутствие четкого определения  предвыборной агитации. Федеральный  закон от 19.09.97 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан в Российской Федерации" в редакции от 10 июля 2001 года определяет предвыборную агитацию как деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них (часть 4 статьи 2). Вместе с тем остается неясным, по каким причинам за рамками законодательной конструкции предвыборной агитации осталась деятельность, имеющая своей целью побудить или побуждающая избирателей к отказу от участия в выборах. Вследствие этого призывы и действия, по различным причинам направленные на бойкот выборов как таковых, не могут быть с формально юридической точки зрения расценены как предвыборная агитация. По нашему мнению, это серьезное упущение федерального законодательства, поскольку подобные действия фактически исключаются из орбиты правового регулирования и тем самым создается благоприятная почва для проявления злоупотреблений в данной сфере.

Установленное законодателем определение позволяет  выделить следующие  основные характеристики предвыборной  агитации:

- предвыборная  агитация существует как юридический феномен только в период избирательной кампании;

-предвыборная  агитация представляет собой  определенную деятельность, то есть  совокупность последовательно реализуемых  специфических действий;

- деятельность  агитационного характера отличает  побуждение к голосованию за  или против конкретных кандидатов, списки кандидатов и соответствующее целеполагание.

Говоря о понятии  предвыборной агитации, отметим, что  для характеристики деятельности, составляющей основу ее содержания, Федеральный  закон использует категории «агитация  при проведении выборов» (ст. 37) и «агитация на выборах» (ст. 40). Несмотря на то, что они употребляются как равнозначные, предпочтительнее оперировать термином «агитация при проведении выборов». Обусловлено это тем, что буквальное толкование понятия предвыборной агитации не может быть отождествлено ни с чем иным как с агитацией, проводимой до выборов. В соответствии со ст. 2 Федерального закона избирательная кампания, охватывающая собой период проведения выборов, начинается со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов. С этой точки зрения использование для характеристики агитационной деятельности, проводимой, как это предусмотрено ст. 38 Федерального закона, с момента регистрации кандидата (списка кандидатов), понятия «предвыборная агитация» выглядит не вполне корректно. Принимая во внимание, что агитация в своем юридическом значении является общепризнанной составляющей избирательного процесса (процесса выборов), а не предшествует ему, считаем, что целесообразно унифицировать законодательное определение понятия «агитация при проведении выборов».

При изучении вопросов предвыборной агитации выявляется ряд моментов, внушающих тревогу: недостаточное регулирование использования средств массовой информации (СМИ), освещения ими хода предвыборной агитации; проведение предвыборной агитации в скрытых формах, нарушение правил участия в ней должностных лиц государственного и муниципального аппаратов власти; большое количество нарушений правил ее ведения.

Особенно остро  стоит проблема использования средств  массовой информации, что объясняется  их важной ролью в политической жизни  общества, в том числе при проведении избирательных кампаний. Ключевое место в использовании средств массовой информации занимает регулирование доступа к ним. Практика избирательных кампаний свидетельствует, что разрешение проблемы доступа к СМИ предполагает ответы хотя бы на следующие вопросы: а) о характере доступа (в частности, когда в прямом эфире или в записи организуются выступления кандидатов, то каковы возможное количество участников передач или программ и форма организации этих выступлений, кто управляет этими передачами или программами, в каком сопровождении они ведутся); б) об объеме предоставляемого времени (главное здесь - выяснить, может ли кандидат либо представитель избирательного объединения в рамках этого времени сделать содержательное заявление); в) о времени трансляции передач или программ - насколько оно удобно большинству избирателей конкретного избирательного округа; г) о критериях выделения времени отдельным кандидатам или избирательным объединениям, избирательным блокам; д) о том, кто и при помощи какого механизма разрешает спорные вопросы и конфликты между СМИ и кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.

Еще одна проблема - скрытая предвыборная агитация, когда  должностные лица органов государственной  власти, в том числе кандидаты  в депутаты или кандидаты на замещение государственных или муниципальных должностей, во время избирательной кампании используют СМИ в нарушение установленного порядка доступа к ним, порядка проведения предвыборной агитации («внеплановые интервью», статьи и выступления, частое появление на телеэкране одних и тех же должностных лиц, причем зачастую без привязки к сюжету соответствующей передачи, предоставление этим лицам возможности высказываться по разным вопросам общественно-политической, экономической и культурной жизни и т. п.). При помощи такой скрытой агитации органы и должностные лица, имея определенный политический интерес и используя свое политическое или административное влияние, поддерживают одних и развенчивают в глазах общественного мнения других кандидатов и т. д.  Изложенная проблема разрешима только посредством установления адекватной системы судебных санкций по отношению к органам, организациям и должностным лицам, участвующим вопреки запрету в предвыборной агитации, а в отношении кандидатов на выборные должности, а также избирательных объединений, избирательных блоков - введения действенного механизма отмены регистрации кандидата (списка кандидатов). Кроме того, нужно запретить кандидатам выступать в СМИ в ином (помимо кандидата) качестве и резко повысить штрафные санкции за нарушение правил агитации в СМИ.

Не меньшее  значение имеет проблема ангажированности СМИ органами власти, политическими  и финансово-промышленными группами.

Финансовое неблагополучие значительной части региональных средств  массовой информации делает их зависимыми от политических интересов высокопоставленных чиновников или финансово-промышленных групп, орудием грязной предвыборной борьбы. При этом суть конституционного права на свободу слова извращается и подменяется «свободой» противоправной предвыборной агитацией, свободой обогащения недобросовестных СМИ в ходе избирательной кампании, что создает угрозу основам выборной демократии в Российской Федерации. И для решения этой проблемы мало совершенствовать избирательное законодательство. Необходимо правоохранительным органам, Министерству печати и его территориальным подразделениям, Министерству юстиции России и избирательным комиссиям выбрать общую принципиальную позицию по данной проблеме и придерживаться её в ходе избирательных кампаний.

До сих пор  недостаточен контроль гражданского общества и государства за соблюдением  порядка и правил предвыборной агитации. Как свидетельствует изучение мировой  практики, в этом контроле участвуют  парламентские и избирательные  комиссии, суды, существуют неофициальные кодексы поведения СМИ и (или) комитеты по этике журналистских ассоциаций, широко применяется контроль за деятельностью СМИ гражданскими, общественными и т. п. объединениями.

Для совершенствования  избирательного контроля многое могут  сделать группы контроля, создаваемые при избирательных комиссиях разного уровня. Первый такой опыт был приобретен в ходе выборов 1993 г. Тогда при Центральной избирательной комиссии РФ была впервые создана подобная группа, впоследствии (в ходе выборов 1994 г.) аналогичные группы были образованы при избирательных комиссиях субъектов РФ, а с 1995г.- при окружных и территориальных избирательных комиссиях.

Активная работа по созданию и организации деятельности групп контроля проводилась и  в Хабаровском крае, что позволило обеспечить эффективность контроля за соблюдением порядка и правил предвыборной агитации, гарантировать избирательные права граждан.

Значительная  часть проблем организации и  проведения предвыборной агитации - следствие  несовершенства правовых норм, регулирующих правоотношения в данной сфере. Соответствующее федеральное и региональное законодательство, несмотря на неоднократные изменения, остается сложным, противоречивым, допускающим различные трактовки, что создает дополнительные трудности и порождает ошибки в правоприменительной деятельности участников избирательного процесса. Отмеченные нарушения норм законодательства о предвыборной агитации во многом объясняются недооценкой избирательными комиссиями этого направления деятельности, неумением организовать планомерную эффективную работу своих вспомогательных структур - групп контроля за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации в СМИ, контрольно-ревизионных служб. Причина «живучести» указанных проблем - фактическое отсутствие серьезных санкций к тем, кто нарушает установленные порядок и правила. Действующее законодательство не содержит квалификации подобных нарушений, не связывает напрямую с ними итоги голосования и результаты выборов. Причем по смыслу закона даже при установлении нарушений и соответствующей их оценке отмена решения о регистрации кандидата (списка кандидатов) самой избирательной комиссией или судом, а также признание итогов голосования или результатов выборов недействительными есть право, но не обязанность избирательной комиссии или суда. Эффективность контроля за порядком и правилами предвыборной агитации органов, организующих выборы, может быть обеспечена передачей этих функций от ЦИК РФ и избирательных комиссий субъектов РФ соответствующим органам, целесообразнее всего судебным. Возможно и создание смешанных государственно-общественных комиссий по контролю за избирательной кампанией и использованию в ней средств массовой информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Избирательные кампании в субъектах Федерации