Избирательная система и вопросы её демократизации в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 05:39, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования авторы считают раскрытие сути и структуры, порядка функционирования избирательной системы, выявление ее недостатков и предложение путей выхода из сложившейся ситуации. Работа не претендует на фундаментальное и полное освещение избирательной системы, а берет лишь частичное понимание узкого и широкого смыслов проблемы, затрагивает общие основы процесса влияния избирательной системы на становление демократических основ российской государственности.

Содержание

Введение
1. Избирательная система: понятие и виды.
2. Выборы: понятие, социальное назначение и политическая роль.
3. Демократизация избирательной системы.
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.72 Кб (Скачать документ)

       Вторым видом системы является пропорциональная система. Она более подходит для выборов в парламент. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

       Практика  показала, что проведение выборов в парламент по мажоритарной системе приводит к тому, что количество депутатских мандатов полученных партией в парламенте, не соответствует числу голосов избирателей, поданных за данную партию. Пропорциональная система, напротив, достаточно точно выражает распределение политических предпочтений в стране.2

       К минусам данной системы относится  то, что избиратель выбирает не между персонами, а между партиями т.к. голосующие выбирают не одного кандидата, а список где выдвинуты несколько человек от одной партии. Так же минусом является и то, что неограниченное использование пропорциональной системы может привести к появлению в палате множество мелких партий, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных лидеров, которые, не будучи способны к конструктивному сотрудничеству, путем обструкции препятствуют принятию необходимых для страны или соответствующего регионального сообщества решений. Чтобы избежать этого в некоторых странах введен заградительный пункт, т.е. минимальный процент прохода партии. В 1995 году не прошло около половины партий в Российскую Государственную Думу из-за 5% порога.3

       Места в палатах распределяются по различным  методам, с помощью квоты. Первый метод когда число поданых голосов делят на число мест и получают квоту. Затем число поданных голосов за одного кандидата делится на квоту. Места распределяются согласно полученным целым числам. Оставшиеся места распределяются по двум методам: наибольшего остатка(применяется в Государственной Думе) или когда поданные голоса делятся на число мест плюс один-метод наибольшей средней. Партии получившие большее число и получают оставшиеся места.

       Так же существует улучшенная квота. Общее число голосов делится на число мест плюс два. Оставшиеся места распределяются или по методу наибольшего остатка, или набольшей средней.

       Можно упомянуть еще квоту, предложенную в прошлом веке британским барристером Друпом: Q = [х: (у + 1)] + 1. Здесь Q-это квота, x-общее число поданых голосов, а y-число мест.

       Чтобы избежать второго распределения, в  некоторых странах применяется  метод делителей. Он заключается  в том, что число голосов, полученных каждой партией, делится на ряд возрастающих чисел, после чего полученные частные располагаются по убывающей. То частное, которое по своему порядковому месту соответствует числу мандатов, приходящихся на данный избирательный округ, представляет собой избирательную квоту, а число равных ей или превышающих ее частных, которые имеет партия, указывает на то число мандатов, которое она получает.

       В других странах делится число  голосов, полученных каждой партией, на несколько иной ряд делителей: это  либо только нечетные числа, либо вдобавок к этому первое число бывает дробным (например, 1,4) и так далее. 4

       Некоторые партии идут на хитрость и обьединяются в блоги. После получения мест для блога они распределяются внутри по методу деления.

       После распределения мест внутри партии, определяются кандидаты, которые их получат. Составляется список, в начале которого идут лидеры, и далее по убывающей. Естественно, что чем ближе кандидат к началу списка, тем больше у него шансов получить место. Но и тут важен голос избирателя т.к. голосуя за партийный список кандидатов, он получает право указать в списке предпочтительную кандидатуру, которая в следствии имеет право получить место вне очереди, несмотря на свое положение в списке.

       Вениамин  Евгеньевич Чиркин, считает, что для выборов в парламент нашей страны оптимальна пропорциональная система с преференциальным вотумом. Применительно к России суть ее в следующем. Ликвидируется единый общефедеральный округ, а страна разделяется на 40-50 многомандатных округов. Это дает прекрасную возможность индивидуализировать кандидатов, т.е. 8-10 фамилий (от каждой партии) будут фигурировать в партийном списке. В округе будут соревноваться не 23 партии а, 4-5 (это показывает зарубежный опыт). Поэтому избиратель получает 50 фамилий. Избиратель сначала определит свою партийную принадлежность, затем определяют свою политическую ориентацию из списка кандидатов этой партии. Далее определяется, сколько мест в Думе получает каждая партия. Кандидаты считаются прошедшими в законодательный орган исходя не из очередности в списке (которую определяют сами партии), а исключительно из того, у кого больше преференций.5

       Полупропорциональная система это что-то среднее между пропорциональной и мажоритарной системой. Это достигается благодаря применению так называемого ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. Ограниченный вотум требует от политических партий точного расчета при выдвижении их кандидатов. Надо хорошо представлять себе, сколько голосов насчитывает партийный электорат и как они могут распределиться между кандидатами от партии. Ведь если партия выдвинет в избирательном округе слишком много кандидатов, голоса ее электората «распылятся» между ними и вполне может случиться, что ни один не окажется избранным. С другой стороны, если кандидатов будет мало, то они могут получить больше голосов, чем нужно для избрания, а эти лишние голоса ничего партии не дают, кроме сожалений о неиспользованной возможности провести дополнительно еще одного или более своих депутатов.

       Тот факт, что избиратель, принадлежащий  к большинству, может влиять своим  голосованием на выбор не всех депутатов  от избирательного округа, открывает  возможности для меньшинства  провести в представительный орган  в этом избирательном округе одного или даже нескольких своих депутатов, либо несколько депутатов пройдут  от разных меньшинств. Разумеется, пропорционального  представительства здесь, как правило, не получается (большинство обычно бывает непропорционально велико), и потому такие избирательные  системы называют полупропорциональными.6

       Так же еще есть кумулятивный метод. Избирателю дается определенное число голосов, которые он может отдать одному или  нескольким кандидатам.

       Система единственного передаваемого голоса в теории считается самой справедливой. В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого голоса, то есть каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель же действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, то есть против фамилии наиболее желательного кандидата отмечает первую преференцию, затем против фамилии следующего - вторую и так далее. Формально он не связан партийной принадлежностью кандидатов, хотя на практике, скорее всего, будет принимать ее во внимание, считаясь с рекомендациями партии, которой симпатизирует.

       После установления общего числа проголосовавших  или общего числа действительных бюллетеней определяется избирательная  квота. Затем бюллетени раскладываются по пачкам с учетом первых предпочтений, выраженных определенным кандидатам. Кандидаты, получившие квоту, считаются  избранными. Однако обычно такие кандидаты  получают сверх квоты определенный излишек голосов, который им не нужен. Этот излишек передается кандидатам, не получившим квоты, в соответствии со вторыми предпочтениями. Вопрос: какие же именно бюллетени надо передать?

       Например, квота составляет 2700 голосов. Кандидат А получил 3700 первых предпочтений. У него 1000 лишних голосов. Из всех его 3700 бюллетеней в 370 (10 %) второе предпочтение отдано кандидату Б, а в 740 (20 %) - кандидату В. Что касается остальных бюллетеней, то там второе предпочтение либо отдано кандидатам, также получившим квоту, либо никому не отдано. Поэтому из 1000 лишних голосов 100 (10 %) отдаются кандидату Б, а 200 (20 %) - кандидату В. Если, скажем, кандидат В тем самым добрал голоса до квоты, он также считается избранным.

       Если  после того, как распределены излишки  голосов, остались незамещенные мандаты  и неизбранные кандидаты, исключаются  неизбранные кандидаты, получившие наименьшее число голосов, а бюллетени, в которых им отдано первое предпочтение, передаются другим кандидатам в соответствии со вторыми предпочтениями подобно  тому, как делается при альтернативном голосовании.

       Минусом данной системы является то, что определить результаты выборов технически сложно.

       Практика  проведения выборов по смешанной  системе в парламент показала, что так называемые независимые  кандидаты с развитием многопартийности  и при отсутствии поддержки какай  либо партии имеют все меньше шансов на избрание.7

         Смешанная избирательная система возникает тогда, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки.8

 

    2 . Выборы: понятие, социальное назначение и политическая роль. 

       Выборы  – это важнейший институт общества через, который граждане могут выразить свою волю.  Выборы - демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах.

       Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а  также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное  волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов  и норм избирательного права и  права на участие в референдуме.9

       Можно выделить две группы демократических принципов: во-первых,

принципы  избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе и социальные, условия их демократичности.

       Демократические принципы избирательного права включают:

Всеобщность - все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода,  богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве   кандидатов)   право   на   участие   в   выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов. Возрастной ценз, ценз нетрудоспособности, моральный ценз, ценз оседлости.

     В настоящее время возвратной ценз в большинстве стран составляет 18 лет, в некоторых странах он выше - 21 (Малайзия, Марокко, Боливия, Камерун, Ямайка), в некоторых ниже - 16 (Бразилия и Иран), 17 (Индонезия). В США, например, в 1787 году право голоса предоставлялось только белым мужчинам-собственникам, имущественный ценз исчез лишь к концу XIX века. Женщины получили право голоса лишь в 20-м году под влиянием Октябрьской революции в России, а черные – к концу 60-х годов. До 1970 года в ряде штатов существовал ценз на грамотность.

       Всеобщее  избирательное право утвердилось  в демократическом мире

непосредственно после второй мировой войны.

            Равенство  -  каждый  избиратель   имеет только   один   голос,

который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому

или иному  человеку. Равенство избирательных  прав также предполагает

равенство избирательных округов. Так в  США считается приемлемым,

если  на выборах в конгресс разница  в количестве жителей избирательных

округов не превышает 2%, в ФРГ на 1выше. В России на выборах в Гос. Думу 1995 года численность избирателей в округах колебалась от 400 тысяч, в

густонаселенных районах, до 300 тысяч, в Якутии и 172 тысяч в Туве.

Неправильная  нарезка округов может быть эффективным  средством для

манипулирования голосами избирателей. 

       Тайна      выборов -решение конкретного избирателя не должно

быть  кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора,

предохраняет    граждан    от    всевозможного    преследования, подкупа.

Практически   тайна   выборов    обеспечивается   закрытой   процедурой

голосования, наличием специальных кабин для  голосования, стандартной

формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них

имен  всех кандидатов или же использование  специальных машин.

          Прямое      (непосредственное) голосование - избиратель принимает решение о непосредственном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека.

Информация о работе Избирательная система и вопросы её демократизации в Российской Федерации