Избирательная система и вопросы её демократизации в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 05:39, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования авторы считают раскрытие сути и структуры, порядка функционирования избирательной системы, выявление ее недостатков и предложение путей выхода из сложившейся ситуации. Работа не претендует на фундаментальное и полное освещение избирательной системы, а берет лишь частичное понимание узкого и широкого смыслов проблемы, затрагивает общие основы процесса влияния избирательной системы на становление демократических основ российской государственности.

Содержание

Введение
1. Избирательная система: понятие и виды.
2. Выборы: понятие, социальное назначение и политическая роль.
3. Демократизация избирательной системы.
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.72 Кб (Скачать документ)

         На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким относятся:

       Свобода выборов,  предполагающая,  прежде  всего  отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления  на  избирателей,

активистов, кандидатов и организаторов выборов. 

       Так же важным показателем является наличие выбора, альтернативных кандидатов. 

       Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей  на  выборах,  знакомить  и  убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы. Периодичность  и регулярность выборов. Равенство возможностей политических партий и кандидатов.

       Рассмотрим  данный институт на примере выборов президента Российской Федерации.

       Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

       Участие гражданина Российской Федерации в  выборах Президента Российской Федерации  является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие  на гражданина Российской Федерации  с целью принудить его к  участию или неучастию в выборах  Президента Российской Федерации, а  также препятствовать его свободному волеизъявлению.10

       Указанная выше статья конституции говорит о демократичности нашего государства. Но при этом она вне-котором смысле помогает подавлять правовую активность наших граждан. На выборы приходят около 60% избирателей, но с каждым годом этот показатель уменьшается. Так может лучше немного уменьшить права и прибавить обязанностей? Или попробовать воспитывать в гражданах правовую активность со школы? Нужно обратить внимание чиновников на эту проблему.

       Кандидатом  на пост президента может быть гражданин  РФ, достигший 35тилетниго возраста, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.11 Данное ограничение нужно, что-бы, кандидат в президенты знал картину событий происходящих в стране и четко понимал ее политику.

       Статья 4. Федеральный избирательный округ

       Выборы  Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю  территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

       Статья 4. Федеральный избирательный округ

       Выборы  Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю  территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

     Статья 5. Назначение выборов Президента Российской Федерации

  1. Проведение выборов Президента Российской Федерации в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным.
  2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.12

       Далее, когда день назначен, начинается выдвижение кандидатур. Это могут быть представители партий или самовыдвиженцы. Затем, проходит предвыборная агитация, направленная на то, что бы побудить избирателей проголосовать за свою кандидатуру. В средствах массовой информации публикуются нормативно-правовые акты, касающиеся проведения выборов.

       Подготовку  и проведение выборов президента осуществляют:

       Центральная избирательная комиссия;

       Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

       Территориальные избирательные комиссии;

       Участковые избирательные комиссии.

       Центральная избирательная комиссия каждый день разъясняет права и обязанности  избирателей, а так же сроки проведения выборов по государственным организациям телерадиовещания.

       Затем образуются избирательные участки. На каждом участке должно быть зарегистрировано не более 3000 человек. Далее создается список избирателей каждого участка.

       Когда наступает день выборов, избиратели приходят на избирательный участок, в котором зарегистрированы и голосуют.

       Президент РФ избирается по мажоритарной системе  абсолютного большинства, т.е. президентом становится кандидат, получивший 50% плюс один.  Если ни один кандидат не получил абсолютное большинство то выборы признают не состоявшимися. Тогда проводят повторное голосование по мажоритарной системе простого большинства, т.е. побеждает кандидат получивший большее количество голосов.

       Социальным  назначением института выборов является наглядно показать, что народ это действительно источник власти в Российской Федерации как это и прописано в Конституции РФ, ведь именно народ избирает президента. 
 

 

     

  1.  Демократизация  избирательной системы.
 

     Демократическими  выборами могут считаться выборы на основе всеобщего, равного, прямого  и тайного голосования.

       Можно выделить две группы демократических  принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение

каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие  принципы организации

выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том

числе и социальные, условия их демократичности.

       Демократические принципы избирательного права включают:

Всеобщность, равенство, тайна выборов, прямое (непосредственное) голосование, свобода выборов, состязательность и конкурентность.

        Выборы –это важнейший институт общества через, который граждане могут выразить свою волю.  Выборы - демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах. 13 Проведения выборов в Государственную думу основывается на принципах закреплённых в ФЗ «О выборах депутатов ГД Федерального собрания РФ» Депутаты Государственной Думы избираются на основе всеобщего, прямого, равного при тайном голосовании.  Участие в выборах является свободным и добровольным.

       В соответствии с конституцией  РФ в Государственную Думу  избирается 450 депутатов сроком на 5 лет. За 17 лет существования государственной  Думы поменялась избирательная  система.  Какая система является  более приемлемой для нашего  государства?  Какая из этих  систем может наиболее яснее  выразить волю граждан на выборах?  Об этой проблеме высказывались  множество правоведов и политиков.  Среди депутатов Государственной  Думы и политиков в целом,  есть явные сторонники как  отказа от выборов по пропорциональной  системе, в пользу мажоритарной, так и отказа от мажоритарной  системы выборов, отдавая предпочтение  пропорциональной.  На мой взгляд, эта одна из основных проблем при формировании такого важного органа, как Государственная Дума.

            В 1993 году Б. Ельцин  сам предложил  модель формирования Государственной  Думы по принципу: 225 депутатов  избираются по территориальным  округам по мажоритарной избирательной  системе относительного большинства, 225 депутатов – по федеральным  спискам избирательных объединений  и блоков на основе пропорциональной  избирательной системы. Смешанная  система выборов была одобрена  депутатами, но в 1995 Президент  предложил избирать 300 депутатов  по территориальным округам, объясняя  это необходимостью усиления  влияния избирателей на депутатов  и укрепление их взаимосвязей. Но как и последующие попытки президентом Б.Н.Ельциным изменить избирательную систему провалились.  В 2001 году принят Федеральный закон « О политических партиях», который наделил правом выдвижения списков кандидатов лишь политические партии из всего спектра не только общественных объединений, но даже и политических общественных объединений.14

        Закон «О выборах депутатов в Государственной думы Федерального Собрания РФ от 13 мая 2005» изменяет прежний порядок формирования нижней палаты и гласит, что все депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей,  поданных за федеральные списки кандидатов. Федеральные списки кандидатов выдвигаются только политическими партиями.  При проведении выборов депутатов Госдумы создание избирательных блоков не предусматривается. К распределению депутатских мандатов будут допускаться федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7% и более голосов избирателей на выборах, но при условии, что таких списков не менее 2 и в совокупности за них отдано более 60% голосов избирателей. Закон вступил в силу 7 декабря 2006 г.

        Изменение порядка выборов депутатов  Государственной Думы с переходом  к избранию по партийным спискам  свидетельствует о концентрации  властных полномочий парламента  на федеральном уровне, который  вряд ли будет выражать интересы  регионов.15  Сторонники пропорциональной избирательной системы представлены членами крупных партий, такие как Грызлов, В.В Жириновский. По их мнению, пропорциональная система закрепит  стабильность работы парламента, повысит уровень компетентности депутатов, так как партия перед тем, как выставить своих кандидатов проводит тщательный отбор при выдвижении того, или иного кандидата. Но на практике выходит всё иначе. Выборы в нижнюю палату парламента прошедшие в 2007 г показывают, что такая система на данный момент не может быть приемлемой для нашей страны. В нынешнем парламенте образовалась абсолютное большинство одной партии, остальные партии занимают одну треть мест в Госдуме. Юридически парламент можно признать как многопартийный, а фактически главенствующая одна партия, от которой зависит принятие любого решения. В.В. Жириновский предложил убрать возможную монополию одной партии, установив максимальное количество мест в парламенте не более 40% для одной партии, а также снизить барьер прохождения партий  в парламент с 7 до 1-2%, но его предложения не были восприняты всерьёз партией власти.  Состав  депутатов от партии большинства нельзя назвать высококвалифицированными специалистами. В Государственную Думу были избраны люди не обладающие опытом работы в государственной службе и не обладающих юридическим образованием ( А. Кабаева, С.Хоркина и др.). Оппозиционные издания отметили, что в наш парламент попали не просто, звёзды телевидения, а звёзды порнографических изданий.  На мой взгляд, это резко подрывает авторитет партии власти в лице интересующихся политикой граждан страны.

           Всю критику противников пропорциональной  избирательной  системы можно  свести к следующему: Государственная  дума в большей мере отразит  интересы крупных политических  партий, члены которых теперь  могут занимать высокие должностные посты в федеральных органах власти.16 Это приведёт к минимизации регионального представительства в нижней палате Федерального Собрания.  А. И. Солженицын, в одном из интервью, негативно высказался о партийной системе. Он считает, что партии лишают человека свободы выбора, заставляют жить по предписанным ими правилами.  У мажоритарной системы есть свои недостатки и преимущества: с одной стороны, избиратель выбирает того кандидата, которого он хочет выбрать, чего  нельзя сказать о партийной системе. С другой стороны, отсутствует контроль  за деятельностью депутатов , что обычно присутствует в пропорциональной системе со стороны партии.

Информация о работе Избирательная система и вопросы её демократизации в Российской Федерации