Институт выборов в Китае и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:34, реферат

Описание

Цель данной работы: Раскрыть систему избирательного процесса Франции и КНР.
Основные задачи:
1. Дать четкое представление о выборах, раскрыть их политический смысл, а также выделить основные виды и функции;
2. Раскрыть основные принципы избирательного права во Франции и КНР;
3. Определить избирательные права граждан Китая и Франции;

Содержание

Введение
1. Понятие выборов, их политический смысл. Виды, функции выборов.
2. Основные принципы избирательного права во Франции и КНР.
3. Избирательные права граждан в Китае и Франции.
4. Основные стадии избирательного процесса во Франции и КНР
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КПЗС СЛАВА.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

     При избрании уездными и вышестоящими местными собраниями народных представителей различных  ступеней депутатов в собрания народных представителей вышестоящих ступеней президиум собрания народных представителей данной ступени передает список кандидатов в депутаты, выдвинутых различными политическим партиями, народными организациями и депутатами, на повторное обсуждение и согласование всеми депутатами, а затем с учетом мнения большинства депутатов составляется окончательный список  кандидатов в депутаты (ст. 28 закона).

     Согласно  ст. 30 закона предвыборная агитация заключается  в информировании избирателей или  депутатов сведениями о кандидатах в депутаты избирательными комиссиями, президиумом собрания народных представителей. Выдвинувшие кандидатов в депутаты политические партии, народные организации, а также избиратели и депутаты в группах могут сообщать сведения о выдвинутых кандидатах в депутаты в группах избирателей или на собраниях групп депутатов. Ознакомление со сведениями о кандидатах в депутаты начинается с выдвижения кандидата в депутаты и прекращается за день до проведения выборов.

     При проведении выборов путем прямого голосования в каждом избирательном округе под руководством избирательных комиссий образуются избирательные участки или проводятся выборные собрания.

     При проведении выборов многостепенным путем руководство выборами осуществляется президиумом собрания народных представителей данной ступени (ст. 32, 33 закона).

     По  окончании голосования контролеры и счетчики, избранные избирателями либо депутатами, вместе с членами  избирательной комиссии или членами  президиума СНП сверяют число  избирателей, участвовавших в голосовании, с числом подданных бюллетеней и составляют протокол, который подписывается контролерами.

     Выборы  считаются действительными, если число  поданных бюллетеней не превышает общего числа участвовавших в голосовании. При этом, если в бюллетень внесено больше установленного числа подлежащих избранию депутатов, то он считается недействительным.

     Кандидат  считается победившим, если он набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При избрании депутатов уездного и вышестоящих звеньев СНП избранным считается депутат, получивший более половины голосов общего числа всех депутатов соответствующих нижестоящих СНП. Избранный кандидат наделяется императивным мандатом, специальными полномочиями и ответственностью.

     Избирательная комиссия или президиум собрания народных представителей определяет правильность выборов и оглашает их результаты.

Закон устанавливает административные взыскания  и уголовное наказание за следующие  незаконные действия:

  • препятствование проведению выборов либо свободному осуществлению избирателями и депутатами права избирать и быть избранными посредством насилия. Угроз, обмана, подкупа и других незаконных действий.
  • подделка избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов или другие незаконные действия.
  • оказание давления или совершение актов мести по отношению к лицу, обратившемуся с жалобой на незаконные действия либо осуществляющему проверку проведения выборов или выдвигающему требование об отзыве депутата.                                                                                                    
 
 

    Стадии  избирательного процесса во Франции.

     Важным  этапом во Франции -  является выдвижение кандидатов. Согласно закону всякий французский  избиратель, обладающий необходимыми квалификациями, может быть кандидатом в представительное учреждение. Фактически же кандидаты выдвигаются политическими партиями и организациями. Лишь опираясь на политическую партию, можно рассчитывать на избрание. На парламентских выборах кандидат не может быть выдвинут более чем в одном округе. Французской истории известны случаи проведения голосования по одной кандидатуре во многих округах. Они напоминают плебисцит о доверии одному человеку. В 1871 г. Тьер был избран депутатом в 26 департаментах, а другая не менее известная личность — генерал Буланже на выборах 1889 г. намеревался выставить свою кандидатуру во всех округах. После этой неосуществленной угрозы был принят действующий до сих пор закон от 17 июля того же года. Не возбраняется члену одной палаты баллотироваться в другую; в случае избрания он прекращает членство в первой. Парламентарии могут выдвигать свои кандидатуры в другие представительства. Особенностью генеральных и муниципальных советов является членство в них многих парламентариев и членов правительства. Установленная конституцией несовместимость членства в правительстве и парламенте в таких случаях не применяется.

     Порядок избрания президента республики за всю  историю Пятой республики претерпел  единственное изменение — вместо коллегии выборщиков, избиравших президента до 1962 г., был в том же году установлен принцип прямых выборов. Новый порядок избрания послужил укреплению и без того лидирующего положения президента. Ни конституция, ни другое законодательство не устанавливают минимального возраста для кандидатов на этот пост. От Четвертой республики был сохранен и семилетний срок полномочий с той, однако, разницей, что теперь ничего не говорится о невозможности переизбрания, т. е. молчаливо предусмотрена возможность занимать этот пост неограниченное число раз.

     Для представления кандидатуры на пост президента (они представляются в Конституционный совет) требуется 5 тыс. подписей лиц, занимающих определенные выборные должности, а именно, членов парламента, генеральных советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров — причем все подписавшиеся под заявлением о выдвижении должны представлять, по меньшей мере, 30 департаментов и заморских территорий; имена подписавшихся публикуются. Избрание президента проводится по двухтуровой мажоритарной системе. Если в первом туре ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то через две недели проводится второй тур. В нем участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Избрание нового президента происходит не менее чем за двадцать и не более чем за тридцать пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в должности. В такие же сроки избирается президент в случае вакантности этого поста.

     Национальное  собрание — нижняя палата парламента — избирается на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа избирается один депутат). Если никто не получил такого большинства, то через неделю проводится второй тур. В него допускаются кандидаты, набравшие в первом как минимум 12,5 % голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов. В условиях существующей многопартийности в первом туре замещается незначительная часть мест. Основная борьба развертывается во втором туре. Возможность блокирования партий определяет тактику во втором туре. Партии, сблокировавшись, выдвигают одного кандидата, как правило, снимая остальных. «Проходной балл» во второй тур затрудняет деятельность небольших политических группировок.

     Верхняя палата — Сенат — формируется  по-иному. По мысли учредителей Пятой  республики особые условия образования  Сената должны создавать ему иное политическое «лицо», чем у Национального  собрания. Эта палата формируется, в  основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются на 9 лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на одну треть каждые три года, что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на состав Сената и не позволяет ему резко менять политический курс. В цепом избирательная коллегия включает около 108 тыс. членов, из которых около 600 депутатов, более 3 тыс. региональных и генеральных советников и около 104 тыс. представителей муниципалитетов. Последние, таким образом, фактически избирают Сенат. В коллегиях непропорционально представлены коммуны — более мелкие из них имеют завышенное представительство.

     Выборы  сенаторов проходят в главном  городе департамента и проводятся по двум системам. Пропорциональная применяется  в департаментах, избирающих 5 и более  членов палаты. Таких департаментов 13, а число сенаторов от них — 69. В остальных департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система. Установление различных систем имеет политическую цель. Пропорциональное представительство от крупных индустриальных департаментов (Парижский район, Марсель, Лиан и др.) Позволяет населению, не связанному с рабочим классом, быть подставленным в коллегии выборщиков и затем претендовать на места в Сенате. Мажоритарная система в других департаментах не обеспечивает должного представительства городского населения, находящегося там в меньшинстве.

     Региональные  советы избираются на 6 лет в департаментских  округах по пропорциональной системе  без панаширования и преференцированного  голосования. В распределении мест участвуют только списки, получившие не менее 5 % поданных голосов.

     При выборах генеральных (департаментских) советов действует двухтуровая  мажоритарная система. От каждого округа (кантона) избирается один советник. Эти  советы избираются на 6 лет и обновляются  наполовину каждые три года.

     Муниципальные советы избираются по разным системам в зависимости от численности  населения коммуны. В коммунах с  населением до 3,5 тыс. человек система  избрания похожа на систему, применяемую  при выборах Национального собрания. В коммунах с числом жителей более 3,5 тыс. человек муниципальные советники избираются списком в два тура. Каждый список должен содержать столько кандидатов, сколько замещается мест. Каждая коммуна образует один избирательный округ.

     Обжалование результатов выборов проводится в отношении парламентариев — в Конституционный совет, а в отношении других членов представительных учреждений — в органы административной юстиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

         На основании рассмотренной литературы и научных публикаций, в соответствии с темой данной работы, а также целями и задачами, поставленными во введении, можно выделить основные черты избирательной системы КНР и Франции:

        1. В КНР действует многоуровневая избирательная система, и депутатов ВСНП избирает не население, а собрания народных представителей в отдельных административно-территориальных единицах и армии, во Франции избрание президента проводится по двухтуровой мажоритарной  системе, а национальное собрание избирается на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной мажоритарной системе;

        2. В Китае фактически царит однопартийность, формально в ВСНП могут быть также избраны представители других разрешенных (небольших) левых партий и независимые депутаты. Выборы проходят на альтернативной основе, однако на деле при выборах в ВСНП на каждые 100 депутатских мест разрешено лишь 110 кандидатов. Кандидаты определяются в ходе консультаций между руководителями и рядовыми местными народными представителями, во Франции действует несколько десятков политических партий. Двухпалатный парламент построен по классическому образцу: двухпалатная структура, прямые выборы депутатов нижней палаты, ограниченность иммунитета парламентария. Однако законодательная компетенция парламента ограничена.

         3.В КНР и Франции действуют основные принципы избирательного права:

- принцип  всеобщности голосования;

- принцип  равного  избирательного права;

- принцип  тайного голосования;

- голосование  свободное и т.д.; 
 
 
 

     Список  используемой литературы. 

  1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007.
  2. Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой В.В. Сравнительное избирательное право. Учебное пособие. М., 2003.
  3. Конституции зарубежных государств. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
  4. Конституции зарубежных государств. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
  5. Конституции государств Европы в трех томах. Т. 2, 3. М., 2001.
  6. Современное законодательство Китайской Народной Республики. Сборник нормативных актов / Сост., ред. и автор предисловия Л.М. Гудошников. М., 2004.
  7. Французская Республика: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.В. Маклаков, В.Л. Энтин; под ред. и со вступ. ст. В.А. Туманова. М., 1989.
  8. Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994.
  9. Сравнительное избирательное право: Учебное пособие. М., 2003.

Информация о работе Институт выборов в Китае и Франции