Институт выборов в Китае и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:34, реферат

Описание

Цель данной работы: Раскрыть систему избирательного процесса Франции и КНР.
Основные задачи:
1. Дать четкое представление о выборах, раскрыть их политический смысл, а также выделить основные виды и функции;
2. Раскрыть основные принципы избирательного права во Франции и КНР;
3. Определить избирательные права граждан Китая и Франции;

Содержание

Введение
1. Понятие выборов, их политический смысл. Виды, функции выборов.
2. Основные принципы избирательного права во Франции и КНР.
3. Избирательные права граждан в Китае и Франции.
4. Основные стадии избирательного процесса во Франции и КНР
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КПЗС СЛАВА.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)
fy">Однако  законодательство КНР предусматривает серьезные изъятия из принципа всеобщности избирательного права, поскольку закрепляет возможность лишения избирательных права, как части политических прав в следующих случаях: 1) по приговору суда (ст. 50 УК КНР); 2) в качестве дополнительной меры наказания для контрреволюционных элементов – лиц, совершивших деяния с целью свержения диктатуры пролетариата, подрыва социальной системы или нанесения вреда Китайской Народной республике (ст. 52 УК КНР); 3) избирательных прав лишаются приговоренные к смертной казни, а также к пожизненному лишению свободы; 4) душевнобольные, которые не в состоянии осуществить избирательные права.

     2. Принцип равного избирательного  права – каждый избиратель  имеет один голос.

     Однако  в КНР этот принцип тоже имеет  свою специфику – устанавливается преимущество для национальных меньшинств и особое представительство Народно-освободительной армии Китая при формировании СНП всех уровней, имеет место неравное представительство городского и сельского населения.

Постоянный  Комитет ВСНП распределяет нормы представительства в ВСНП в крупных административно-территориальных единицах с учетом численности национальных меньшинств, их расселения, уровня развития и других обстоятельств, устанавливая при этом льготы. Каждая малочисленная национальность должна быть представлена по крайней мере хотя бы одним представителем.

     При формировании СНП автономных округов, уездов, автономных уездов нормы представительства  от городского и сельского населения  соотносятся как 1:4 в пользу городского населения. Нормы представительства в СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения различаются соответственно в пять раз (1:5). При формировании ВСНП один депутат от сельской местности представляет в восемь раз больше избирателей, чем депутат от городского населения (1:8).

     Вопросы представительства вооруженных  сил в СНП регулируются отдельным  специальным нормативным актом - Постановлением о порядке проведения выборов депутатов от Народно-освободительной  армии Китая в ВСНП и местные  СНП различных ступеней. Связано это особое представительство с большой ролью армии в политической истории Китая и современном механизме власти.

     В соответствии с Постановлением, достигшие 18-летнего возврата военнослужащие, штатные и внештатные рабочие  и служащие в армии, члены смей военнослужащих независимо от национальной, расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и времени проживания в данной местности имеют право избирать и быть избранными от армии. Исключение составляют лица, лишенные политических прав в соответствии с законом, и душевнобольные.

     Выборы  от НОАК в ВСНП трехступенчатые, в  местные СНП – двухступенчатые. Роты и низовые единицы на собраниях  военнослужащих избирают делегатов  в вышестоящие собрания представителей военнослужащих (полков, подокругов, дивизионных гарнизонов и т.п.). Собрания представителей военнослужащих полков и соответствующих единиц выбирают делегатов в вышестоящие собрания представителей и депутатов в СНП различных уровней. Представители военнослужащих главных штабов, больших военных округов, родов войск, Государственного управления оборонной промышленности, военных академий избирают депутатов ВСНП. Постановление (ст. 4) устанавливает нормы представительства от различных воинских единиц (рот, полков, подокругов и округов и т.д.).

     3. Принцип тайного голосования  тоже не везде действует. Иногда  встречаются проведения голосований  путем поднятия руки в местностях, в которых уровень малограмотного  населения очень высок.

          4. Принцип личного голосования. Однако если избиратель неграмотен или по причине физического недостатка не может заполнить избирательный бюллетень сам, то он может уполномочить другое лицо заполнить бюллетень и проголосовать вместо него. В случае отсутствия избирателя в день выборов он может с согласия избирательной комиссии уполномочить в письменной форме другого избирателя проголосовать вместо него, однако одно лицо может иметь поручения не более чем от трех избирателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Основные принципы избирательного права  Франции и избирательные права граждан.

          Законодательство Франции достаточно подробно регламентирует процесс формирования выборных органов государства. Конституция Французской республики (1958 год), а также Избирательный кодекс Французской республики содержат нормы и принципы, на которых основывается избирательный процесс, и проводятся выборы, как на национальном, так и на локальном уровнях. Тут следует отметить, что Избирательный кодекс является специальным законодательным актом, сформированным на основе инкорпорации всех норм права, регулирующих данную сферу правовой регламентации, то есть он содержит в относительно систематизированном виде все основные нормы избирательного права Франции.

Статья 3 Конституции Французской Республики устанавливает основные принципы избирательной системы страны:

       «Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума.

          Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление.

         В соответствии с положениями Конституции выборы могут быть прямыми или косвенными. Они всегда являются всеобщими, равными и тайными.

          В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами».

           Глобально выше обозначенные конституционные принципы электоральной системы Франции проявляют себя в рамках 4 различных избирательных компаний: выборы Президента Французской Республики, выборы Национального Собрания Французской Республики, выборы Сената Французской Республики, местные выборы.

           Статья 7 Конституции Франции четко определяет: «Президент Республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если это большинство не собрано в первом туре, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре с учетом случая, когда опережавшие кандидаты сняли свои кандидатуры».

          Итак, Президент страны избирается на пятилетний срок непосредственно гражданами Франции. При чем относительно демократическая форма прямых выборов Президента Французской республики была введена достаточно поздно - лишь в 1962 году. Первоначально по Конституции 1958 года Президент избирался некоей избирательной коллегией, включавшей членов парламента, генеральных советников, депутатов ассамблей заморских территорий, также мэров коммун и муниципальных советников по установ­ленным квотам.

           В 2000 году был проведен общенациональный референдум, на котором президентский срок был сокращен с 7 до 5 лет. Первые выборы, на которых президента Французской Республики избрали на пятилетний срок, состоялись в 2002 году. Обозначенные нами базовые принципы французской избирательной системы теперь полностью распространяются и на президентские выборы. А именно:

·              право голоса всеобщее, распространяется на всех граждан в возрасте, необходимом, чтобы быть избирателем;

·              право голоса строго личное;

·              голосование свободное;

·              голосование тайное, никто не должен пытаться узнать или контролировать голосование.

          На избирательных участках по выборам Президента Франции, равно как и по всем другим выборам, создаются условия для того, чтобы голосование было свободным и тайным. Избиратель обязательно проходит в кабинку, скрытую от посторонних, где кладёт бюллетень по своему выбору в специальный избирательный конверт. Затем он опускает его в прозрачную урну и расписывается напротив своего имени в избирательном списке. 

       Во Франции активным избирательным правом обладают все французские граждане, достигшие, к моменту выборов 18 лет, и обладающие гражданскими и политическими правами. К избирателям применяются требования ценза оседлости, который составляет не менее 6-месячного срока, то есть в избирательные списки вносятся лица, проживающие в коммуне, как правило, не менее шести месяцев. Участие в выборах не обязательно. Граждане, проживающие за границей, могут выдать доверенность на голосование либо проголосовать в Посольствах Франции или приграничных департаментах.

          Избирательная правоспособность французских граждан устанавливается регистрацией лиц, отвечающих критериям, предусмотренным Законом. Это означает, что каждый избиратель должен зарегистрироваться, предъявив соответствующие документы. Однако это право, а не обязанность избирателя. Во всяком случае, никакой ответственности за неисполнение этой обязанности не предусмотрено. Избирательный список является постоянным; он составляется в каждой коммуне и в каждом бюро для голосования и ежегодно пересматривается в течение довольно длительного времени с 1 сентября до последнего дня февраля следующего года. Вне этого периода избирательный список может быть изменен лишь в случае смерти избирателя или вынесенного судебного решения. Закон от 10 мая 1969 года разрешает молодым людям, достигшим возраста активного избирательного права, требовать в трибунале инстанции (tribunal d'instance) включения их в списки вне периодов регистрации.  Непосредственную работу по формированию и поддержанию списка избирателей в коммуне и в бюро для голосования ведет комиссия, в состав которой включается мер коммуны, один представитель муниципального совета и один делегат, назначенный префектом. Каждому избирателю вручается карточка, которая им предъявляется при голосовании и проштамповывается.

          Голосование осуществляется лично, один избиратель имеет один голос. На президентских выборах и в голосовании на референдуме могут принимать участие французские граждане, проживающие за границей. В этих случаях, как уже указывалось только что, голосование проходит в посольствах или в приграничных департаментах. На других выборах избиратели, проживающие за границей, могут голосовать в своих коммунах (по месту рождения либо последнего места жительства - в случае фиксации их заявления на включение в списки избирателей), либо в другой коммуне с населением более 30 тыс. жителей при условии, что число таких избирателей не превышает 2% от общего числа избирателей, внесенных в списки в этой коммуне. В этих условиях голосование осуществляется по доверенности, т.е. избиратель может дать доверенность любому другому доверенному лицу на право голосовать от его имени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Основные стадии избирательного процесса во Франции и КНР.

      Избирательный процесс в КНР.

     Порядок организации избирательного процесса регулируется Законом о выборах  во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней и Постановлением о порядке проведения выборов депутатов от Народно-освободительной армии Китая в ВСНП и местные СНП различных ступеней. Стадии избирательного процесса на выборах от НОАК в ВСНП и местные СНП различных ступеней в основном совпадают, поэтому раскроем общее.

     Проведением выборов во ВСНП руководит Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Проведение выборов депутатов провинции, автономного  района, города центрального подчинения, города с районным делением, автономного округа руководит Постоянный комитет собрания народных представителей соответствующей ступени. Для руководства проведением выборов депутатов в собрания народных представителей городов без районного деления, городских районов, уездов, автономных уездов, волостей, национальных волостей и поселков образуются избирательные комиссии (ст.7 закона).

Выборы  проводятся по многомандатным избирательным  округам, которые могут быть образованы как по месту жительства, так и  по производственному принципу (ст. 22 закона).

     Дата  проведения выборов устанавливается  избирательными комиссиями различных  ступеней в соответствии с конкретными  требованиями Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, а также местных избирательных  комиссий или постоянных комитетов местных собраний народных представителей различных ступеней (ст. 6 постановления).

     Право выдвижения кандидатов имеют политические партии (как раздельно, так и совместно), а также группы избирателей (более 10 человек) (ст. 26 закона). При выдвижении кандидата необходимо предоставлять сведения о нем в избирательную комиссию либо в президиум собрания. При этом число кандидатов в депутаты должно превышать число подлежащих избранию при прямых выборах – от 1/3 до ½, а при многостепенных выборах – от 1/5 до ½ (ст.27 закона).

     При избрании путем прямого голосования  избирательные комиссии после составления  общих списков всех выдвинутых кандидатов в депутаты опубликовывают их за 20 дней до выборов. После повторного обсуждения и согласования с учетом мнения относительного большинства избирателей составляются окончательные списки кандидатов в депутаты, которые опубликовываются за 5 дней до выборов.

Информация о работе Институт выборов в Китае и Франции