Идейные истоки и правовая природа Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:12, диссертация

Описание

Основной целью данной работы являлось комплексное исследование закономерностей развития форм государственности во Франции в конце XIX - середине XX веков и выявление той формы правления, которая наиболее адекватна специфическим французским общественно-политическим условиям. Задачами исследования явились: анализ особенностей парламентаризма, его природа, во Франции, а также трансформация и юридическое закрепление в Третьей и Четвертой республиках; исследование форм французского парламентаризма; выявление специфики полупрезидентской формы правления Пятой республики, в частности идейные истоки и сущность доктрины генерала де Голля, достоинства и недостатки указанной формы правления, ее специфичность, ресурсы, политический и исторический, а также юридический потенциал; определение сравнительной эффективности парламентской и полупрезидентской форм правления во Франции, а также установление причин перехода одной формы в другую.

Содержание

Введение.
Глава I. Идейные истоки и правовая природа Франции (III — V Республики).
§ 1 Конституционные законы Третьей республики - юридическое оформление первой парламентской республики.
§ 2 Конституция 1946 года и трансформация институтов парламентаризма в Четвертой республике.
§ 3 Конституция Пятой республики. Юридический статус высших органов власти.
Глава П. Законодательная, исполнительная и судебная системы в государственном механизме Франции
§ 1 Особенности разделения властей во Франции
§ 2 Законодательная, исполнительная и судебная власти Франции
§ 3 Французская правовая система
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 152.32 Кб (Скачать документ)

Префект представляет государство  и выполняет три функции.

Политические: представляет государство на всех официальных  мероприятиях; информирует руководство  обо всех местных событиях, а местное  сообщество - о правительственной  политике, которую он обязан защищать и разъяснять.

Юридическое представительство: подписывает все контракты, заключаемые  в регионе от имени государства  с частными или юридическими лицами; представляет государство в судебных органах и передает в суды иски по поводу актов органов власти, которые он считает незаконными.

И наконец, префект осуществляет широкие полицейские функции.

Департамент

Деление Франции на департаменты введено в 1791 году. Тогда департамент  был всего лишь избирательным  округом и формировался с целью  обеспечения избрания Национального  законодательного собрания.

Во главе департамента стоят Генеральный совет (совещательный  орган с правом принятия решений), председатель Генерального совета - "исполнительный орган" (административное лицо), при  котором работает постоянная комиссия (бюро). Как самоуправляющийся территориальный  коллектив департамент разбит на кантоны (избирательные округа), объединяющие несколько коммун. Кантоны не являются единицами самоуправления. Они создаются  правительством Франции, и их границы  меняются правительственным декретом.

Коммуна

Коммуна - естественное объединение  граждан (собственников), образующих на определенной территории сообщество, возглавляемое собственными избранными властями, уполномоченными осуществлять компетенцию, доверенную законом Франции. Коммуна - юридическое лицо. В настоящее  время насчитывается более 36 700 коммун.

Важнейшими атрибутами коммуны  являются название, территория и население. Изменение названия происходит по установленной  процедуре и вступает в силу после издания правительством специального декрета. Территориальные границы коммун, численность населения устанавливаются декретом и имеют важное значение для коммуны: в соответствии с численностью государство фиксирует размеры дотаций, нормы для выборов муниципальных советников и другие моменты.69

Вопросы, входящие в компетенцию  коммуны, перечислить довольно сложно, поскольку отсутствует четкое определение  понятия "местные дела" и государство  само решает, что относится к этой категории.

Мэр является основным органом  коммуны и всей ее исполнительной властью. Он избирается из числа муниципальных  советников.

Источники финансирования

Финансовые источники  деятельности местных властей имеют  разное значение в зависимости от уровня системы разделения властей  во Франции. Так, соотношение источников покрытия расходов бюджета департамента выглядит следующим образом: 1/3 составляют субсидии государства, затем идут поступления  от устанавливаемых департаментом  налогов и сборов, займы и доходы от использования имущества. Иное дело - финансы коммун: здесь бюджет на 3/4 формируется из налоговых поступлений, и лишь 1/4 составляют государственные  субсидии и займы.

Контрольные функции

Контроль со стороны государственной  администрации является важнейшим  элементом децентрализации власти: передача территориальным коллективам  функций, исполняемых ранее централизованно, переподчинение органов исполнительной власти местным выборным органам, плохо  подготовленным к реализации управленческих задач, - все это вызвало необходимость активного присутствия государства на всех уровнях системы разделения властей.70

Сегодня контроль за самоуправлением  представлен двумя группами мер: опеки и административного контроля. Меры опеки включают в себя: "опеку  над лицами", что означает право  префекта приостановить исполнение обязанностей (отзыва) мэра коммуны  и его заместителей; роспуск муниципального совета на основании определенных законом  причин и по оговоренной процедуре; "опеку по замещению", означающую, что префект имеет право замещения (то есть исполнения функций) в отношении  мэра и генерального или муниципального совета, право замещения в полицейской  области.

 

§ 2. Законодательная, исполнительная и судебная система Франции

Центральное место в системе  государственных органов Франции  принадлежит Президенту. Он избирается на семь лет путем всеобщих и прямых выборов. Полномочия Президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно  обширны. Некоторые из них требуют  министерской контрассигнации, однако, наиболее важные права осуществляются Президентом лично.71

Ст. 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать "своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также  преемственность государства".

В этой же статье провозглашается, что Президент является "гарантом национальной независимости, территориальной  целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров". Он наделен правом законодательной инициативы.

Все законы, принятые парламентом, должны быть в течение 15 дней подписаны  и промульгированы Президентом.

Если он не согласен с  законом или какими-то его положениями, то может потребовать повторного обсуждения этого акта. Только после  вторичного одобрения законопроекта  Президент обязан его подписать. По предложению правительства во время сессий парламента или по предложению  палат Президент может передать на референдум законопроект, "касающийся организации государственной власти". В случае одобрения законопроекта, Президент обнародует его в 15-дневный  срок. Любой законопроект может быть передан Президентом в Конституционный  совет для проверки соответствия его Конституции.

Решение о роспуске нижней палаты парламента он может принять  только после консультации с премьер-министром  и председателями палат парламента (ст. 12). В двух случаях - в течение  года с момента выборов и в  период осуществления Президентом  чрезвычайных полномочий - роспуск  Национального собрания невозможен.

Президент председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает  обсуждавшиеся на них декреты  и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению - других членов правительства, принимает отставку премьер-министра и министров, в  соответствии со ст. 13 "производит назначения на гражданские и военные должности".

В области внешней политики Президент представляет Францию  в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции в другие страны, принимает  иностранных послов.

Он является главнокомандующим  вооруженными силами. Наконец, Президент - "гарант независимой судебной власти".

Ст. 16 Конституции предусматривает  за ним чрезвычайные полномочия "в  случае возникновения для Республики непосредственной угрозы". Решение  о введении в действие чрезвычайных полномочий Президент принимает  после консультации с премьер-министром  и информирует об этом население страны. В течение всего срока действия чрезвычайных полномочий в руках Президента сосредоточена вся полнота власти.72

Законодательный орган Республики - парламент- с установлением Пятой  республики играет относительно небольшую  роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и сената.

Национальное собрание, в  состав которого входят 577 депутатов, избирается сроком на пять лет. По Закону 1985 г. выборы в Национальное собрание проводятся на основе пропорциональной избирательной  системы.

В Сенат входят представители  департаментов, " заморской Франции" и французов, проживающих за границей. В составе Сената - 304 человека, избираемых путем косвенных выборов на девять лет. Каждые три года Сенат обновляется  на треть.

Парламент собирается на очередные  сессии два раза в год. Каждая палата создает по шесть постоянных комиссий.

1. Основная функция парламента - принятие законов - значительно  ограничена Конституцией 1958 г. Прежде  всего, ст. 34 точно определяет  круг вопросов, по которым парламент  имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных  в этот список, отнесено к ведению  правительства. Если парламент  превысит свои полномочия, правительство  вправе потребовать у Конституционного  совета принять решение о разграничении  компетенции. О сужении прав  законодательной власти свидетельствует  также ограничение депутатов  об осуществлении ими законодательной  инициативы (ст. 40) и приоритет рассмотрения  правительственных законопроектов на заседаниях палат (ст. 42).73

2. Права парламента ограничены  и в финансовой сфере. Ст. 47 устанавливает определенный срок  принятия парламентом финансовых  законопроектов. В случае нарушения этого срока, положения законопроекта могут быть введены в действие путем издания правительством соответствующего акта.

3. Но парламент обладает  правом контроля за деятельностью  правительства. Ст. 49 предоставляет  возможность выразить правительству  недоверие, приняв резолюцию порицания. 

4. С целью производства  парламентских расследований палаты  могут образовывать комиссии, проверяющие  те или иные факты и дающие  по ним свои заключения. Правительство  Франции - Совет министров, согласно  ст. 20 Конституции, "определяет и ведет политику нации".74

В состав правительства входят премьер-министр - глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие  подразделениями отдельных министерств.

Функции правительства определены в Конституции в самой сжатой форме.

1. Так как ст. 37 закрепила  положение, устанавливающее, что  все вопросы, не включенные "в  область законодательства, решаются  в административном порядке", т.е. в той сфере, которая  выходит за пределы действия  закона, акт правительства заменяет  закон. 

2. Кроме того, согласно  ст. 38, правительство с разрешения  парламента может принимать ордонансы  (акты, имеющие силу закона) и в  сфере действия закона.

3. Ордонансы должны быть  утверждены специально изданным  законом "до истечения срока,  указанного законом, разрешившим  их издание". Правительство ответственно  перед Национальным собранием.  В случае принятия резолюции  порицания абсолютным большинством  Национального собрания правительство  должно подать в отставку.

В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность  за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую  деятельность и назначать на некоторые  военные и гражданские должности. Премьер-министр обладает существенными  правами в отношении парламента:

1.ему принадлежит право  законодательной инициативы,

2.он может требовать  созыва парламента,

3. может в любое время  выступить в палате парламента,

4.наконец, может требовать,  на основании ст. 38, передачи правительству  законодательных полномочий.

Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе девять человек, назначаемых на десять лет. Три члена  Совета назначаются Президентом, три - председателем Сената и три - председателем Национального собрания.75

Все законы до промульгации их Президентом и регламенты палат  до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют  ли они Конституции. Если Конституционный  совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе отменить его. Кроме функции конституционного надзора в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом  президентских выборов, проведением  общенациональных референдумов и рассмотрение споров о правильности избрания депутатов  парламента. Решения Конституционного совета окончательны и не подлежат обжалованию. Они обязательны для  всех государственных органов.

Экономический и социальный совет - консультативный орган при  правительстве. Он дает заключения на законопроекты, относящиеся к сфере  его компетенции (в основном это  законопроекты экономического и  социального характера). Поскольку Экономический и социальный совет - консультативный орган, его заключения не носят обязательного характера.

Вывод: Созданные согласно Конституции 1958 г. государственные  органы смогли стабилизировать обстановку в стране, не допустили обострения противоречий и возникновения гражданской  войны.

Система общих судов во Франции включает в себя76:

1. кассационный суд, 

2. апелляционные суды 

3. суды, рассматривающие  различные категории дел по  первой инстанции. 

Кассационный суд, возглавляющий  систему общих судов, - одно из старейших  государственных учреждений Франции. Он существовал еще при "старом режиме", предшествовавшем революции 1789 г., а свое нынешнее название получил  в 1790 г. Кассационный суд находится  в Париже и ныне, после реформы 1967 г., включает в себя шесть палат: пять по гражданским делам и одну по уголовным.

Информация о работе Идейные истоки и правовая природа Франции