Идейные истоки и правовая природа Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:12, диссертация

Описание

Основной целью данной работы являлось комплексное исследование закономерностей развития форм государственности во Франции в конце XIX - середине XX веков и выявление той формы правления, которая наиболее адекватна специфическим французским общественно-политическим условиям. Задачами исследования явились: анализ особенностей парламентаризма, его природа, во Франции, а также трансформация и юридическое закрепление в Третьей и Четвертой республиках; исследование форм французского парламентаризма; выявление специфики полупрезидентской формы правления Пятой республики, в частности идейные истоки и сущность доктрины генерала де Голля, достоинства и недостатки указанной формы правления, ее специфичность, ресурсы, политический и исторический, а также юридический потенциал; определение сравнительной эффективности парламентской и полупрезидентской форм правления во Франции, а также установление причин перехода одной формы в другую.

Содержание

Введение.
Глава I. Идейные истоки и правовая природа Франции (III — V Республики).
§ 1 Конституционные законы Третьей республики - юридическое оформление первой парламентской республики.
§ 2 Конституция 1946 года и трансформация институтов парламентаризма в Четвертой республике.
§ 3 Конституция Пятой республики. Юридический статус высших органов власти.
Глава П. Законодательная, исполнительная и судебная системы в государственном механизме Франции
§ 1 Особенности разделения властей во Франции
§ 2 Законодательная, исполнительная и судебная власти Франции
§ 3 Французская правовая система
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 152.32 Кб (Скачать документ)

Сенат совместно с Палатой  депутатов имел право законодательной  инициативы и издания законов. Данный законопроект, в основных чертах, повторял проект герцога де Брольи от 15 мая 1870 г.

В первом чтении оба законопроекта  были одобрены.

Следующая поправка по первой статье законопроекта была внесена  от депутатской группы Левого центра: «Правительство республики состоит  из двух палат и Президента». По сути, это было уже третье предложение  о конституционном закреплении  республиканской формы правления  во Франции после проектов Ж. Дюфора от 19 мая 1873 г. и К. Перье от 15 июня 1874 г. Несмотря на то, что это предложение  не прошло, было ясно, что вопрос о  принятии республиканской конституции - дело времени. Фактическое существование  республики во Франции не оспаривался  даже монархическим большинством Национального  собрания.

Ключевым моментом в прениях  по вопросу о Конституции стало  принятие поправки к статье 1 законопроекта  о государственных властях депутата А. Валлона (Левый центр). Его поправка имела по существу тоже значение, что и предложение Э. Лабуле, но ставила республиканскую форму правление на голосование Национального собрания как бы в завуалированной форме, не провозглашая ее принципиально, а лишь определяя порядок избрания и продолжительность Президентских полномочий. В ней указывалось, что «Президент республики избирается большинством голосов Сената и Палаты депутатов». Отстаивая свою поправку, А. Валлон заявил: «Я знаю три формы правительства: монархию, республику и империю. Против империи вы проголосовали в 1871 г. Монархия! Но она невозможна... Говорят, вы провозглашаете республику. Господа, я ничего не провозглашаю. Я говорю о том, что есть». Поправка Валлона прошла большинством в один голос (за было подано 353 голоса, против - 352)28.

Принятие данной поправки играло большую роль. Во-первых, термин «республика» впервые был включен  в текст Конституционного закона. Во-вторых, устанавливая процедуру  избрания Президента республики, поправка тем самым предусматривала, что  после маршала Мак-Магона может  быть другой Президент республики. В-третьих, принятие поправки А. Валлона  показало, что в Собрании сформировалось новое большинство, которое и  смогло принять в дальнейшем Конституцию  страны, юридически закреплявшую республиканскую  форму правления. Как и при  попытки реставрации монархии осенью 1873 г., различные монархические группы Национального собрания не смогли создать  единого блока при вотировании  Конституционных законов. Более  того, как писала газета «Фигаро» 6 февраля 1875 г., «если поправка Валлона была поддержана лишь небольшой группой  Правого центра, то уже вечером 30 января фракция Правого центра признала неудачной своей политики блока  с правыми. С этого времени, не колеблясь, Правый центр встал на позицию поддержки Конституционных  законов».

Законопроект «О выборах  в Сенат», принятый 2 августа 1875 г., встретил еще меньше сопротивления и собрал 533 голоса (против 71). Законопроект «О выборах  в палату депутатов» вызвал споры  о порядке выборов - путем ли баллотировки по спискам или по отдельным кандидатурам. Большинство членов Национального  собрания (506) проголосовали 30 ноября 1875 г. за униноминальный вотум29.

Вотировав эти законы, Национальное собрание закончило свою деятельность, как учредительный орган власти и самораспустилось.

Принятие Конституции 1875 г. явилось важнейшим шагом на пути закрепления республиканской  формы правления, и, в целом, процесса конституирования Третьей республики во Франции. Национальное собрание, выступив в 1871-1875 гг. в роли высшего представительного  и учредительного в стране, несмотря на острую политическую борьбу между  различными парламентскими фракциями, завершило свою законотворческую деятельность принятием Конституционных законов 1875 г. Однако процесс конституирования не был в целом завершен, поскольку  окончательное законодательное  закрепление республиканской формы  правления произошло в 1884 г., когда  был осуществлен последний в XIX в. пересмотр Конституции.

 

 

§ 2 Конституция 1946 года и трансформация институтов парламентаризма в Четвертой  республике.

 

В преамбуле конституции  торжественно подтверждались права  и свободы человека и гражданина, провозглашенные "Декларацией прав человека и гражданина 1789 г."30 Кроме того, провозглашались: равные права всех граждан вне зависимости от пола; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обязанность работать и право на получение работы вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания; право на организацию профсоюзов и проведение стачек, но в рамках законов, которые их регламентируют; право на заключение коллективных договоров. Декларировалась: социальная помощь детям, матерям, "престарелым труженникам", инвалидам; обязательство республики не вести завоевательных войн, "... не употреблять силы против свободы какого-либо народа". Объявлялось, что "...всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает национальное общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества".

Конституция предусматривала  учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось на 5 лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только Национальное собрание имело  право принимать законы. Законодательной  инициативой наделялись члены парламента и Председатель Совета министров. Совет  республики избирался коммунами  и департаментами на основе всеобщего  и косвенного избирательного права.

В соответствии со ст. 20 конституции  Совет республики получил право  рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по ним Совет республики должен был  представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным собранием, последнее рассматривает  проект или предложение закона во втором чтении. Оно выносит окончательное  решение только по поводу предложенных Советом республики поправок, принимая или отклоняя их полностью или частично. В случае полного или частичного отклонения поправок голосование закона во втором чтении происходит открытой подачей голосов, причем для его принятия требуется абсолютное большинство голосов всего состава Национального собрания, но при условии, если в Совете республики голосование закона в целом было проведено аналогичным образом31.

Высшим представителем государственной  власти конституция объявила президента республики. Он избирался парламентом  на 7 лет и мог быть переизбран еще на один срок. Президент подписывал договоры с иностранными государствами, обнародовал законы, мог потребовать  от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона, но повторное решение парламента являлось окончательным. Президент утверждал  также важнейшие правительственные  декреты, но каждый из актов Президента должен был скрепляться подписями  председателя Совета министров и  одного из министров, по ведомству которого шло осуществление соответствующего нормативного акта.

Органом, возглавляющим непосредственное управление страной, являлся Совет  министров во главе с председателем. Последний назначался президентом  после консультаций с лидерами политических фракций в парламенте. Кандидат на пост председателя представлял на рассмотрение Национального собрания программу  будущего кабинета. Если он получал  вотум доверия при открытом голосовании  абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводилось его назначение, а также министров сформированного им кабинета32.

Председатель Совета министров  обеспечивал исполнение законов. Под  его непосредственным руководством находился весь государственный  аппарат. Он осуществлял общее руководство  вооруженными силами.

Конституция возложила на министров коллективную ответственность  перед Национальным собранием за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность. Правительством (Председателем Совета министров) мог быть поставлен вопрос о доверии перед Национальным собранием.

Отказать кабинету в доверии  могло только абсолютное большинство  депутатов Национального собрания. Такой отказ приводил к коллективной отставке кабинета. Принятие Национальным собранием резолюции о порицании  кабинета также влекло его коллективную отставку.

Вместе с тем конституция  предусматривала систему противодействия  возможному злоупотреблению со стороны  Национального собрания правом порицания. Она принималось только в том  случае, если в течение 18 месяцев  происходило два министерских кризиса. Совет министров мог принять  решение о роспуске Национального  собрания. Роспуск в соответствии с этим решением объявлялся декретом президента. После роспуска должны быть проведены не ранее 20 и не позднее 30 дней новые выборы в Национальное собрание.33

Конституция фактически сохранила  прежнюю систему местного управления, равно как и прежний порядок  контроля правительства за деятельностью  органов местного самоуправления. Специальная  глава конституции посвящалась  Французскому союзу, который должен был юридически оформить колониальную империю. В этой главе провозглашалось  равенство всех частей колониальной империи, которые образовывали Французский  союз. Для решения общих вопросов учреждалась Ассамблея Французского союза. Но многие положения этой главы носили формальный характер и не реализовывались на практике.

Таким образом, по конституции 1946 г.34:

1) сохранен двухпалатный  парламент, что в немалой степени  было вызвано объективной необходимостью (наличие двух палат придает  стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двухкратному обсуждению  в независимых друг от друга  палатах должен быть более  совершенным); существенно ограничены  права второй палаты;

2) право принимать законы  было предоставлено только Национальному  собранию, запрещалось его делегирование;

3) не предусматривалась  сильная и независимая от парламента  президентская власть;

4) исполнительная власть (правительство) зависело от Национального  собрания.

В последующие годы происходят определенные изменения в системе  государственной власти Франции. Возрастает роль Совета республики в законодательном  процессе, а в 1954 г. законодательно было закреплено почти полное равноправие  палат. Повышается роль и самостоятельность  исполнительной власти.

Политическая система  Четвертой республики в условиях острых политических противоречий оказалась  не в состоянии найти решение  экономических, социальных и иных проблем, стоящих перед Францией. Поляризация  политических сил, выразившаяся в многопартийности парламента, была одной из причин частых политических кризисов и отставок правительства. В период с 1946 г. по 1958 г. во Франции  сменилось 45 составов правительства.

Непосредственной причиной отмены конституции 1946 г. явились события  в Алжире. В апреле-мае 1958 г. там  резко активизировались правые силы, требовавшие решительного подавления национально-освободительного движения алжирского народа. Начались открытые проколониалистские выступления французских военных против правительства, считавших, что оно не достаточно энергично ведет войну. Угроза гражданской войны назревала и в самой Франции. Правые и центристские партии в парламенте добились передачи всей полноты государственной власти де Голлю, имеющему наибольший авторитет в стране. По требованию де Голля ему были предоставлены чрезвычайные полномочия для составления новой конституции. Парламент, ограничившись общими положениями относительно будущей конституции, по существу, устранился от участия в ее составлении. Вскоре проект конституции, минуя парламент, был передан общенациональный референдум и одобрен большинством избирателей. Принятие конституции 1958 г. знаменовало начало Пятой республики.

Новая Конституция Франции  не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после  освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых  политических принципов, характерных  для европейских конституций  так называемой второй волны (40—50-е гг.)35.

Реакцией на авторитаризм времен войны была демократизация общественной жизни, предоставление широкого круга  прав и свобод, гарантии конституционной  законности. В Конституцию был  включен новый блок экономических  и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право  на труд, отдых и материальное обеспечение  в случае нетрудоспособности, право  рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение  условий труда и на участие  в управлении предприятиями, право  на всеобщее бесплатное светское образование  и др. Расширялась сфера регулирования политической и особенно внешнеполитической деятельности государства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и т. п.).

Вместе с тем новая  Конституция значительно расширяла  пределы вмешательства государства  в экономическую и социальную сферу жизни общества, изменяла характер отношений между личностью и  государством, возлагая на государство, помимо широких прав, и новые обязанности. Признанным конституционным принципом  стало провозглашение “социального государства”, в котором права  собственника сочетаются с “общим благом” и ограничиваются общественными интересами36.

С точки зрения основного  принципа организации государственного строя, в первой послевоенной конституции  Франции продолжала господствовать идея абсолютного парламентаризма. По форме правления Франция являлась парламентарной республикой, причем нижняя палата парламента — Национальное собрание — провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Кроме  того, Национальное собрание имело  исключительное право законодательной  инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших  международных договоров, объявления войны. Собрание, избираемое по системе  пропорционального представительства  на основе всеобщего избирательного права, абсолютным большинством голосов  должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед  ним всю полноту ответственности.

Информация о работе Идейные истоки и правовая природа Франции