Идейные истоки и правовая природа Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:12, диссертация

Описание

Основной целью данной работы являлось комплексное исследование закономерностей развития форм государственности во Франции в конце XIX - середине XX веков и выявление той формы правления, которая наиболее адекватна специфическим французским общественно-политическим условиям. Задачами исследования явились: анализ особенностей парламентаризма, его природа, во Франции, а также трансформация и юридическое закрепление в Третьей и Четвертой республиках; исследование форм французского парламентаризма; выявление специфики полупрезидентской формы правления Пятой республики, в частности идейные истоки и сущность доктрины генерала де Голля, достоинства и недостатки указанной формы правления, ее специфичность, ресурсы, политический и исторический, а также юридический потенциал; определение сравнительной эффективности парламентской и полупрезидентской форм правления во Франции, а также установление причин перехода одной формы в другую.

Содержание

Введение.
Глава I. Идейные истоки и правовая природа Франции (III — V Республики).
§ 1 Конституционные законы Третьей республики - юридическое оформление первой парламентской республики.
§ 2 Конституция 1946 года и трансформация институтов парламентаризма в Четвертой республике.
§ 3 Конституция Пятой республики. Юридический статус высших органов власти.
Глава П. Законодательная, исполнительная и судебная системы в государственном механизме Франции
§ 1 Особенности разделения властей во Франции
§ 2 Законодательная, исполнительная и судебная власти Франции
§ 3 Французская правовая система
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 152.32 Кб (Скачать документ)

В 80-90-е гг. XX века во Франции  происходит расширение прав местного самоуправления. Действительностью  политической жизни стала система  раздельного правления, когда президент  и правительство представляют различные  политические силы.

Новый этап конституционных  реформ предпринят в 2000 г. Весной 2000 года президент Ж. Ширак внес законопроект о снижении срока полномочий президента до 5 лет. Осенью 2000 г. он был одобрен  на референдуме и вступил в  силу.

Глава II  . Законодательная, исполнительная и судебная системы  в государственном механизме  Франции

 

§ 1. Особенности разделения властей во Франции

Франция принадлежит к  числу государств, сыгравших особую роль в становлении концепции  и утверждении разделения принципа разделения властей.

К числу основных принципов  Конституция Франции 1958 года относит  национальный суверенитет. Он принадлежит  только народу и никакая отдельная  личность или группа не могут присвоить себе его осуществление.55

Осуществление национального  суверенитета в соответствии с принципом  разделения властей возлагается  на три ветви власти. Принцип, закрепленный еще в Декларации прав человека и  гражданина 1789 года,  нет конституционного строя, если нет разделения властей  — не подлежащая пересмотру составная  часть французского конституционного права56.

Центральное место в системе  государственных органов Франции  отведено президенту республики. Полномочия президента касаются самых важных сторон государственной жизни. Он глава  государства, и осуществляет верховное  представительство страны во всех актах  внутриполитической и международной  жизни. Обеспечивает соблюдение Конституции  и нормальное функционирование государственных  органов, и преемственность государства. Он гарант национальной независимости, территориальной целостности и  соблюдения международных договоров. Он возглавляет вооруженные силы страны. Президент Франции не несет  политической, т.е. парламентарной ответственности.57

Специфика положения президента во Франции состоит в том, что  в силу своих полномочий он как  бы участвует в функционирование каждой из ветвей власти. И в то же время ни одну из них нельзя отождествлять  с президентом или исключительно  с президентом.

Президент республики наделен  обширными полномочиями. Часть из них он осуществляет самостоятельно, часть — совместно с другими  государственными органами.

Наиболее  существенные права президента.

Это, прежде всего, назначение премьер-министра. Президент обладает правом досрочного роспуска Национального  собрания — нижней палаты парламента. Правда предварительно он должен запросить  премьер-министра и председателей  палат, однако их мнение имеет лишь консультативный характер. Решение  принимает президент.

Президент возглавляет вооруженные  силы. Он председательствует в советах  и в высших комитетах национальной обороны. Глава государства представляет страну в международных отношениях. Он ведет переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их.

Президент республики может  по собственной инициативе ввести в  действие механизм ст. 16 Конституции, предусматривающих  использования чрезвычайных полномочий. В этом случае президент обязан запросить  мнение премьер-министра, председателей  палат парламента и Конституционного совета.

Президент республики обладает многочисленными иными полномочиями, которые также имеют весьма существенное значение, но осуществляются совместно  с другими государственными органами.

Президент — активный участник законодательного процесса. Правительственные  законопроекты обсуждаются в  Совете министров, а председательствует на нем президент. Законодательные  акты, одобренные парламентом, передаются для промульгации президентом. При  этом может вернуть законопроект в парламент для повторного обсуждения, либо обратится за мнением Конституционного совета, если полагает, что данный акт в чем-то противоречит Конституции.

Президент республики обладает правом издания собственных нормативных  актов.

Исполнительная власть во Франции, как и во всех иных странах  со смешенной формой правления, имеет  бицефальный, т.е. двойной характер. Она осуществляется и президентом  и правительством. Президент участвует  в осуществление всех наиболее значимых функций, которые закреплены за правительством.58

Президент может принимать  участие и в осуществлении  некоторых функций судебной власти. Он назначает членов Высшего совета магистратуры и является его председателем. Данный орган осуществляет дисциплинарную власть в отношении судейских  работников. Президенту принадлежит  право помилования. Президент является гарантом судебной власти.

Статус и полномочия президента Французской Республики подтверждают, что данный институт нельзя однозначно отнести только к одной ветви  власти.

Во Франции, как и во всех других демократических государствах, обеспечена самостоятельность и  независимость судебной власти. Заметно  сложней и противоречивей выглядят взаимоотношения между законодательными и исполнительными государственными органами.

Носителем законодательной  власти в Пятой Республике, является парламент. Парламент Французской  Республики состоит из двух палат. Национального  собрания (нижняя палата) и сената (верхняя  палата).

Французский парламент остается формально единственным законодательным  органом страны. Это значит, что  среди всех государственных органов  только ему, в соответствии с особой процедурой, установленной Конституцией принадлежит право принимать законы республики. Законодательная инициатива, принадлежит премьер-министру и парламентариям. Акты, предлагаемые правительством, именуются законопроектами, а предлагаемые парламентариями законоположениями.59

К числу важнейших функций  парламента относятся установление государственных доходов и расходов, принятие государственного бюджета  и утверждение отчета о его  исполнении. Финансовые законопроекты  подготавливаются и вносятся в Национальное собрание правительством.

Еще одна важная функция  парламента — контроль деятельности правительства. Парламентарии сохранили  за собой право устных и письменных вопросов, адресуемого премьер-министру или членам правительства. Однако самой  важной и значимой формой контроля остается институт парламентской ответственности. Именно в этой области перемены наиболее существенны. Одно из самых существенных нововведений — это возможность  постановки вопроса о доверии  правительству может исходить от самого правительство.60

Принцип разделения властей  в условиях смешанной республики во Франции претерпел ряд изменений  по сравнению с парламентской  республикой. Общая направленность определяется не столько стремлением  к самостоятельности, граничащей с  обособлением, сколько стремлением  к эффективности и максимальному  воздействию. Это же начало было в  значительной мере заложено и в организации  исполнительной власти. Она носит  во Франции двойственный характер. Она поделена между президентом  и правительством.

Правительство Французской  Республики представляет собой коллегиальный  орган, несущий основную ответственность  за осуществление исполнительной власти в стране.61 На него возложено общее руководство и управление делами государства. В качестве органа общеполитического руководства правительство определяет задачи и цели государственной политики. Правительство одновременно остается высшим органом управления. Соответственно оно намечает и осуществляет меры, необходимые для реализации поставленных целей и задач. Правительство является главным распорядителем кредитов, на него возлагается исполнение государственного бюджета. В распоряжении правительства находятся также административный аппарат и вооруженные силы.

Своеобразие и специфика  статуса правительства во Франции  заключается в том, что оно  как бы выступает в двух значениях. Во-первых, оно представляет собой  Совет министров республики. Во-вторых, оно выступает в форме кабинета, объединяя всех членов правительства, но под руководством премьер-министра.

Формирования правительства  в правовом отношении сравнительно просто. Президент республики назначает  премьер-министра и по его представлению  других членов правительства. Формально  президент не связан какими-либо условиями  назначения, и его декрет не нуждается  в контрассигнации. Поскольку, однако, существует институт парламентской  ответственности правительства, президент  не может не считаться с раскладом  сил в Национальном собрании.

Члены правительства назначаются  президентом по представлению премьер-министра.

В стране с высоким уровнем  централизации и бюрократизации государственного аппарата уже сравнительно давно сложилась еще одна специфическая  система дополнительного контроля деятельности администрации. Она призвана, прежде всего, предотвратить возможность  злоупотребления властью со стороны  администрации и обеспечить соблюдения законности в случае ее нарушения  представителями администрации.

Речь идет о получившей широкое распространение во Франции  административной юстиции. Административные трибуналы, представляющие собой суды первой инстанции по административным правонарушениям, рассматривают все  жалобы на действия административных властей, связанные со злоупотреблением служебным полномочием и иными, преимущественно должностными преступлениями.62

Появление административной юстиции63 самым тесным образом связано с реализацией принципа разделения властей. С 1899 года Государственный совет является высшим органом административной юстиции по вопросам применения административного права и по делам, в которых одной из сторон выступает администрация.64

Основу административной юстиции во Франции образуют ныне региональные административные трибуналы. Они рассматривают дела по искам  об аннулировании неправомерных  актов административных органов, о  возмещении вреда в связи с  ущербом, причиненным действиями администрации. Высшим органом административной юстиции  является Государственный совет, который  выступает кассационной и апелляционной  инстанцией по делам, решаемым административными  трибуналами.

В 70-е года во Франции возник институт, осуществляющий контроль за администрации и предупредить ее посягательства на права и свободы  граждан. Этот орган носит название медиатор, был учрежден по рекомендации Совета Европы для использования  всеми странами, входящими в состав Совета.

Смешанная форма правления  появилась во Франции с утверждением Пятой Республики.65 Она стала достаточно эффективным и действенным ответом на политический кризис, порожденный, наряду с прочим, нарушением баланса властей, вызванным чрезмерным усилением власти парламентских ассамблей. Она была признана необходимой для того, чтобы преодолеть слабость и аморфность исполнительной власти, порождавших политическую нестабильность и угрожавшую национальной безопасности.66

Принцип разделения властей  в условиях смешанной формы правления  реализуется совершенно иначе, нежели в президентской республике. Тем  не менее, его присутствие не отрицается. Обеспечивая в первую очередь  самостоятельность и эффективность  исполнительной власти, он нацеливает одновременно все ветви власти на сотрудничество и взаимодействие.

В Конституции Франции  названы три уровня организации  власти в государстве и три  типа территориальных самоуправляющихся  коллективов: коммуны (их 36 757), департаменты (100) и заморские территории (4). С 1982 года был добавлен новый уровень - регионы, объединяющие несколько департаментов (создано 22 региона).

Франция - унитарное государство, и проблема сосуществования государственных  и местных интересов решается на основе принципов деконцентрации и децентрализации. Особенность  построения власти и самоуправления Франции заключается в том, что  одна и та же территория (департамент, регион или коммуна) одновременно имеет  разный статус. Департамент (регион, коммуна) является и государственным административным округом, возглавляемым префектом, и территориальным самоуправляющимся  коллективом, наделенным собственной  компетенцией и возглавляемым собственными выборными органами.

Децентрализация основана на соблюдении двух условий. Во-первых, на признании и законодательном  закреплении факта существования  интересов, отличных от государственных. Это касается региона, департамента и коммуны. Во-вторых, на законодательном  закреплении независимости органов  местной власти от государственных  органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Последнее обеспечивается выборностью  местных органов власти.

Местные органы власти и  управления не входят в государственную  вертикаль и в рамках установленной  законом компетенции самостоятельны в решении местных вопросов. За каждым территориальным самоуправляющимся  коллективом закреплен "представитель  государства". Он осуществляет контроль в отношении актов местных  властей, который называют контролем законности.67

Регионы

В 1986 году регионы окончательно были преобразованы в децентрализованные территории (то есть получили права  самоуправляющихся территориальных  коллективов). Представительным органом  власти в регионе выступает региональный совет, избираемый на шесть лет.

Регион одновременно несет  функции государственного уровня управления - административного округа. Как  таковой он возглавляется префектом  региона. Префект региона - высшее должностное  лицо региона, подчиненное правительству  и президенту Франции, представляющее на территории региона государственную  власть и являющееся прямым представителем премьер-министра и министров Франции. Префекты обязаны быть лояльными  к государству, поскольку являются политическими служащими.68

Информация о работе Идейные истоки и правовая природа Франции