Идейные истоки и правовая природа Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:12, диссертация

Описание

Основной целью данной работы являлось комплексное исследование закономерностей развития форм государственности во Франции в конце XIX - середине XX веков и выявление той формы правления, которая наиболее адекватна специфическим французским общественно-политическим условиям. Задачами исследования явились: анализ особенностей парламентаризма, его природа, во Франции, а также трансформация и юридическое закрепление в Третьей и Четвертой республиках; исследование форм французского парламентаризма; выявление специфики полупрезидентской формы правления Пятой республики, в частности идейные истоки и сущность доктрины генерала де Голля, достоинства и недостатки указанной формы правления, ее специфичность, ресурсы, политический и исторический, а также юридический потенциал; определение сравнительной эффективности парламентской и полупрезидентской форм правления во Франции, а также установление причин перехода одной формы в другую.

Содержание

Введение.
Глава I. Идейные истоки и правовая природа Франции (III — V Республики).
§ 1 Конституционные законы Третьей республики - юридическое оформление первой парламентской республики.
§ 2 Конституция 1946 года и трансформация институтов парламентаризма в Четвертой республике.
§ 3 Конституция Пятой республики. Юридический статус высших органов власти.
Глава П. Законодательная, исполнительная и судебная системы в государственном механизме Франции
§ 1 Особенности разделения властей во Франции
§ 2 Законодательная, исполнительная и судебная власти Франции
§ 3 Французская правовая система
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 152.32 Кб (Скачать документ)

Итак, когда 13 февраля 1871 г. Временное  правительство передало свои полномочия Национальному собранию, первыми  шагами практической деятельности парламента стало назначение высших должностных  лиц государства: 16 февраля 1871 г. председателем  Собрания большинством голосов был  избран республиканец Ж. Греви, а  постановлением 17 февраля 1871 г. парламент  назначил А. Тьера главой исполнительной власти. Этот видный политический деятель  Франции на выборах 8 февраля одержал  победу в 2 6 департаментах. Поэтому  Национальное собрание единодушно избрало  А. Тьера на этот пост, поскольку  «тем самым создавалась видимость, что политического главу государства  избрала нация»26.

Глава исполнительной власти должен был осуществлять свои полномочия «под контролем Национального собрания и при содействии министров, которых  он назначал и в совете которых  он будет председательствовать». При  этом Франция по форме правления  продолжала оставаться республикой, причем, по настоянию А. Тьера, термин «республика» был упомянут в декрете о его  назначении главой правительства и  таким образом данная форма правления фактически была признана19.

Постановлением от 17 февраля 1871 г. Национальное собрание сделало  первый шаг на пути отделения исполнительной власти от законодательной, «вступив в  первую фазу своей деятельности в  качестве учредительного органа».

Важное значение, на наш  взгляд, с точки зрения организации  судебных органов власти Третьей  республики сыграли два законодательных  акта, принятых в 1871 и в 1872 гг. 25 марта 1870 г. Национальное собрание вотировало закон, которым восстановило на своих  местах судебных должностных лиц, смещенных  Правительством национальной обороны: «Декреты 28 января и 3 февраля 1871 г., предписывавшие устранение 15 магистратов... объявляются  ничтожными и не имеющими никакой  силы, как противоречащие норме разделения властей и принципу несменяемости  магистратуры...». Национальное собрание оставляло за собой «суверенное  право на судебную организацию»20.

Итак, Национальное собрание, впервые официально принцип разделения властей в Декрете от 25 марта 1871 г., начало процесс восстановления судебной вертикали власти в Третьей республики21.

Импульс процессу укрепления высших органов власти Франции дали дополнительные выборы, прошедшие 2 июля 1871 г. Их результаты свидетельствовали  о том, что среди французских  избирателей явно возобладали прореспубликанские устремления.

С этой целью 31 августа 1871 г. был принят Закон Риве, согласно которому должность главы исполнительной власти получила наименование Президента республики. Время пребывания Президента у власти ограничивалась сроком деятельности Национального собрания (статья 1). Подчеркивалось, что Президент ответственен только перед Собранием и действует под его руководством (статья 2)22.

Президент наделялся достаточно обширными полномочиями: утверждал  законы и обеспечивал их выполнение, мог выступать в Национальном собрании, известив предварительно председателя Парламента. Президент назначал министров  и руководил ими, но министры несли  ответственность перед Собранием (статья 2).

Однако, как указывалось, еще 17 февраля 1871 г. было принято постановление  Национального собрания о назначении на должность главы исполнительной власти А. Тьера. Таким образом, исполнительная власть Третьей республики уже была определена, а Закон от 31 августа 1871 г. не только конкретизировал место  и роль исполнительной власти во Франции, но провозгласил одновременно главу  правительства Президентом. Кроме  того, монархическое большинство  Парламента, пытаясь поставить А. Тьера в зависимое от себя положение, сделало Президента ответственным  перед Национальным собранием, и  ограничило срок его полномочий легислатурой Национального собрания.

А.Тьер, став Президентом, действовал как гарант сохранения республики. В ноябре 1872 г. он заявил, что «республика  существует». Президент потребовал, чтобы республиканская система, которая постепенно складывалась во Франции, была упрочена.  В начале 1873 г. Национальное собрание назначает  «Комиссию тридцати» для выработки  проекта закона об определении функций  различных органов государственной  власти и о министерской ответственности. 13 марта 1873 г. Собрание принимает «Закон Тридцати». Данный законодательный  акт установил, прежде всего, общий  принцип (статья 1): «Президент республики сносится с Собранием путем посланий; эти послания, за исключением тех, которыми открываются сессии, прочитываются  с трибуны министром». Таким образом, сфера непосредственного воздействия Президента на парламент сужалась. Но после первой статьи следовали различного рода оговорки, смягчающие это антипрезидентское положение. Так при обсуждении законов Президент сохранял право выступать в Собрании. Однако голосование проводилось в его отсутствие23.

Президент также мог выступить  в парламенте и тогда, когда специальным  решением, сообщенным Национальному  собранию перед началом прений вице-председателем  Совета министров, Совет решит, что  вопросы вынесенные на обсуждение, связаны с политикой правительства  и требуют ответственности Президента (статья 4). Приняв за образец положение  Конституции 1848 г., Собрание предоставило (в статье 4) Президенту право суспенсивного  вето, которое давало ему возможность  отсрочить принятие некоторых законов  на срок до трех месяцев. Закон заканчивался обещанием, данным Парламентом стране: «Национальное собрание не разойдется прежде, чем выработает законы:

1. Об организации и  способе передачи законодательной  и исполнительной властей;

2. Об учреждении второй  палаты, которая будет функционировать  после роспуска настоящего собрания;

3. О выборах. Правительству  поручается предоставить соответствующие  законопроекты».

Следовательно, Закон от 13 марта 1873 г. не только уточнил и  отчасти расширил полномочия Президента, но и поставил задачи перед Национальным собранием на ближайшее время.

18 мая 1873 г., в соответствии  с положениями «Закона тридцати»,  министр юстиции Ж. Дюфор от  имени Правительства внес на  обсуждение Национального собрания  проект республиканской Конституции.  Однако он был отклонен. Депутаты  внесли запрос об общей политике  правительства. Президент решил ответить на него лично, согласно Закону от 13 марта 1873 г. Дебаты по этому вопросу закончились отставкой А. Тьера24.

А. Тьер оказался неугоден приверженцам монархической формы правления.

24 мая 187 3 г. Президентом  республики был избран монархист  маршал Э. Мак-Магон. В отличие  от Тьера, Мак-Магон, будучи  Президентом, не являлся членом  Национального собрания. Тем самым  обе ветви власти, законодательная  и исполнительная, оказывались в  известной мере уравновешенными.  Это давало возможность, укрепив  законодательную базу республики, принять новую Конституцию.

Однако в период трехмесячного  перерыва сессии Национального собрания была предпринята попытка реставрации  монархии.

В августе 1873 г. состоялась встреча  графа Шамбора с графом Парижским. Было достигнуто соглашение о том, что  бездетный граф Шамбор, последний  агнат в старшей линии Бурбонов, должен стать королем Франции (под  именем Генриха V), а граф Парижский, глава Орлеанской династии, будет  его наследником.

Из числа депутатов  Национального собрания был выбран комитет из девяти членов для согласования условий принятия короны. Эта комиссия пришла к заключению, что Национальное собрание объявит Генриха V королем  Франции. Восстановленная монархия должна стать конституционной. Конституция, по мнению комиссии, будет предложена королем, утверждена Собранием и  затем санкционирована королем.

После возобновления сессии Национального собрания Президент  республики обратился к Парламенту с манифестом, где, в частности, подчеркивалась необходимость «организации исполнительной власти, длительной и сильной, для  избавления страны от перспективы волнений, беспрестанно возобновляющихся». Но это монархическое по сути заявление привело к дальнейшему укреплению республиканских институтов.

Инициатива принятия нового закона принадлежала главе правительства  Франции герцогу де Брольи. Как  писал в своих мемуарах виконт де Мо: «Бройль не переставал рассматривать  монархию как естественное и нормальное правительство Франции.

Учреждения, которыми он хотел  обставить маршала, были, по его мнению, пробными камнями монархического здания». 5 ноября 1870 г. генерал Э. Шангарнье  от имени Правительства внес на рассмотрение Собрания следующий законопроект: «Исполнительная  власть вручается на десять лет маршалу  Мак-Магону с момента обнародования  этого закона. Эта власть будет  осуществляться в настоящих условиях впредь до тех изменений, которые  могут быть внесены учредительными законами. Комиссия из тридцати членов будет назначена безотлагательно  на открытом заседании голосованием по списку, для обсуждения учредительных  законов». Комиссия, рассматривающая  данный законопроект, предложила сократить  срок полномочий маршала Мак-Магона, до пяти лет.

В своем ответе Национальному  собранию 17 ноября 1873 г. Президент предложил  компромиссный вариант, при этом, подчеркнув, что «семилетний срок будет достаточно удовлетворять  требованиям общего интереса и более  соответствовать силам, которые  я могу посвятить моей стране».

18 ноября 1873 г. был принят  так называемый Закон «О септеннате»,  согласно которому «исполнительная  власть вручалась на 7 лет маршалу  Мак-Магону» и назначалась «комиссия  из 30 членов для рассмотрения  учредительных законов». Благодаря  принятию этого закона была  четко определена продолжительность  Президентских полномочий и создан  рабочий орган для разработки Конституции25.

Итак, несмотря на сложную  внутри - и внешнеполитическую обстановку, экономическое и социальное положение  в стране, на жесткую политическую борьбу в Национальном собрании, на смену главы исполнительной власти, наконец, на попытку монархической  реставрации осенью 1873 г., во Франции  уже в это время были образованы или формировались многие государственно-правовые институты, получившие окончательное  закрепление в Конституции 1875 г.

Французские законодатели разработали  и приняли Конституцию Третьей  республики за два с небольшим  годом. Процесс разработки Конституции  начался, по нашему мнению, в 1873 г. Именно в этот год был представлен  министром юстиции Дюфором первый конституционный законопроект, а  затем создана конституционная  комиссия.

Однако данный законопроект был отвергнут Парламентом и  только после принятия 20 ноября 1873 г. Закона «О септеннате» с 26 ноября по 4 декабря 1873 г. в Национальном собрании прошли выборы в Конституционную  комиссию тридцати. В результате голосования  большинство в комиссии получили монархисты; места распределились следующим  образом: 25 человек правые (легитимисты  и орлеанисты) и 5 человек - члены  Левого центра (Ж. Дюфор, Э. Лабуле, Сезанн, Г. Ваддингтон и Вамеро). Председателем  комиссии был избран Батби (Правый центр).

Поскольку Комиссия тридцати не торопилась с разработкой конституционного проекта, республиканцы в лице К. Перье выступили с предложением, чтобы данная Комиссия руководствовалась  в своей работе статьей 1 законопроекта  от 19 мая 1873 г., провозгласившей, что  «Правительство Французской республики состоит из Сената, Палаты депутатов  и Президента республики, главы исполнительной власти». Собрание отвергло это предложение 29 июня 1874 года. Равно как и предложение одного из монархистов, в котором говорилось о безрезультатности прений, и ставился вопрос о самороспуске Собрания. Однако, за основу будущей конституции был взят проект, внесенный 15 мая 1874 г. от имени правительства Мак-Магона вице-президентом Совета министров герцогом де Брольи. Согласно этому проекту, подтверждалось предоставление маршалу Мак-Магону исполнительной власти на 7 лет, а законодательная власть возлагалась на два органа - Большой совет и Палату депутатов.

Первый законопроект гласил: «Маршал Мак-Магон, Президент республики, продолжает осуществлять под этим титулом  исполнительную власть, которой он обличен согласно закону от 2 0 ноября 1873 года» (статья 1)26.

Подчеркивалось, что Президент  ответственен только в случае государственной  измены (статья 2). Он обличен правом роспуска Палаты депутатов. В этом случае будут произведены выборы в новую  палату не позднее, чем через шесть  месяцев (статья 4).

Кроме того, министры коллективно  ответственны перед палатами за общую  политику правительства и индивидуально  за свои личные действия (статья 2).

Отмечалось, что законодательная  власть должна осуществляться двумя  палатами: Палатой депутатов и  Сенатом. Палата депутатов избирается всеобщим голосованием, согласно условиям, определенным избирательным законом. Сенат состоит из членов, избранных  или назначенных в размере  и при условиях, которые будут  определены специальным законом (статья 3).

Согласно статье 5: «По  истечении срока, определенного  законом от 20 ноября 187 3 года, как  и в случае освобождения поста  Президента, Совет министров немедленно созывает две палаты, которые, объединившись  в Конгресс, выносят постановление  о принятии соответствующего решения.

В период правления маршала  Мак-Магона пересмотр конституционных  законов может иметь место  только по его предложению».

Таким образом, согласно этому  законопроекту, учреждался «личный  септеннат»: создавались временные  органы власти, которые были связаны  исключительно с личностью маршала  Мак-Магона.

24 января 1875 года с законопроектом  Комиссии тридцати о Сенате  перед депутатами Национального  собрания выступил Лефевр-Понталис. Согласно этому проекту предусматривалось  создание второй палаты во  французском парламенте - Сената, который  состоял из 300 членов. Состав Сената  формировался посредством выборов  200 сенаторов в департаментах  особыми коллегиями, а 100 сенаторов  мог назначать Президент своим декретом27.

Информация о работе Идейные истоки и правовая природа Франции