Государство и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:42, реферат

Описание

Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и социальных целей. Государство - это осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования людей. Государство - это феномен человеческой мысли и человеческого труда.

Работа состоит из  1 файл

Семинар 1.docx

— 38.12 Кб (Скачать документ)

 Происхождение  и сущность государства

 

    Государство является  центральным институтом политической  системы и основным институтом  политической власти. В государстве  народ объединяет свои усилия  для достижения экономических,  политических и социальных целей.  Государство - это осознанная  необходимость общего управления  для соблюдения жизненно важных  условий существования людей.  Государство - это феномен человеческой  мысли и человеческого труда. 

  Что же такое есть - государство?

В политологии категория "государство" является одной из центральных, основных наряду с категориями "политика" и "власть".

  Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти.

Длительное время отсутствовало  содержательное и терминологическое  разграничение понятий общества и государства. Первые шаги в их разграничении  сделал Н. Макиавелли, введя для обозначения  государства особый термин "стато".

Основательное теоретическое разграничение  гражданского общества и государства  впервые провел Гегель, отдав безусловный  приоритет последнему.

Традиция отождествления общества и государства сохраняется и  поныне, но уже не в теоретическом, а обыденном сознании. Часто термин "государство" используется в  одном смысле с такими понятиями, как страна, нация, отчизна, общество. Надо помнить, что в этой лекции мы рассматриваем государство как  орган, как институт политической власти, в отличие от государства - страны.

В этом отношении можно выделить следующие признаки государства:  

Наличие права.

    Гражданами признается  за государством исключительное  право на издание законов и  норм, обязательных для всего  населения на всей территории  страны. С помощью права государство  закрепляет определенный порядок  общественных отношений, порядок  формирования, структуру и организацию  государственного аппарата управления.

Суверенитет.

    Суверенитет государственной  власти выражается в ее верховенстве  и независимости от любых властей  внутри страны или других государств.

Отделение публичной власти от общества.

    Государство - особая  управляющая система, руководящая  всеми сферами общественной жизни  и опирающаяся на силу закона  и аппарат принуждения. 

Монополия на легальное применение силы.

Право на взимание налогов и сборов.

Налоги необходимы для содержания государственного управленческого  аппарата и материального обеспечения  деятельности государства (социальная, военная политика, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

В развитии теоретических представлений  о государстве всегда существовали и противоборствовали две линии:

этатическая - положительное отношение к государству, признание его общественной пользы;

антиэтатическая - государственный негативизм, отношение к государству как к социальному и нравственному злу.

Вплоть до 19-го века преобладала  этатическая тенденция, связывающая цели государства с усилением государственного же могущества. Даже забота о благе подданных, торжество справедливости и гуманности обосновывалось необходимостью укрепления государственной власти. По отношению к гражданам государство наделялось исключительными правами. Не была признана и развита идея обязанностей государства перед гражданами и идея контроля общества над государством.

 

    Представители антиэтатической линии видели в государстве деспотическую, угнетающую силу, ограничивающую свободу и содействующую рабству.

Св. Августин считал, что земной град должен быть преодолен ради града  божьего, царства небесного, в котором "пройдет неправда, упразднится  всякое начальствование и власть человеческая ".

Антиэтатические идеи органически присущи социализму.

Т. Мор в "Утопии" утверждал, что "все остальные правительства, которые я вижу или знаю, - это  заговор богатых... чтобы можно  было заставить бедняков трудиться  за самую низкую плату и угнетать их как угодно".

Выдающийся французский мыслитель  Сен-Симон критически оценивает  государство, в котором "невежество, суеверие, лень и страсть к разорительным  удовольствиям составляют удел главарей общества, а способные, бережливые, трудовые люди подчинены им и используются в качестве орудий". Приемлемым, с  его точки зрения, является управление, а не политика, управление вещами, а  не людьми.

Дальнейшее развитие эта линия  получила у К. Маркса, который считал государство аппаратом насилия, создаваемым и используемым эксплуататорами, экономически господствующим классом  для охраны и закрепления своего господства. Согласно марксисткой теории "Государство есть машина для  угнетения одного класса другим, машина чтобы держать в повиновении  одному классу прочие угнетенные классы" (Ленин В. И.).

В принципе, мысль Маркса о том, что государство не может быть социально нейтральным, что оно  всегда обслуживает и защищает определенные социальные интересы, абсолютно справедлива. Государство не может одинаково  удовлетворять потребности всех социальных групп. Соответственно и  сами эти группы оказывают неодинаковое воздействие на государственные  решения.

Однако в марксизме была преувеличена служебная, инструментальная роль государства, которое, по Марксу, находится на службе определенного класса. Явно преувеличена роль насилия в осуществлении  государственной власти и недооценены  другие средства: убеждение, стимулирование, воодушевление, информирование и др.

Предельно завершенная антигосударственная  позиция была сформирована анархистами, которые считали социалистическую революцию рубежом перехода к  безгосударственному строю.

Науке известны различные концепции  возникновения государства. Рассмотрим некоторые из них.

Теократическая концепция

    Cвязывает возникновение государства с божьим установлением.

Патриархальная теория (Р. Фильмер)

    Предполагает возникновение  государственной власти как власти  опекунской, отеческой в результате  соединения родов в племена,  племен в общности и государства. 

Концепция договора (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо)

    Выводит государство  из соглашения между правителем  и подданными, заключаемого в  целях обеспечения порядка и  организации общественной жизни. 

Российская история знает примеры  подобных соглашений между населением древнерусских городов-республик  и приглашаемыми на власть князьями. При нарушении соглашения и в  случае недовольства населения княжеским  правлением князь отстранялся от власти.

Теория завоевания

    Объясняет возникновение  государства завоеванием одних  групп населения другими. 

Психологическая теория

    Видит корни государства  в идее, рожденной человеческим  гением.

Социально-экономическая концепция  возникновения государства 

    Занимает особое место,  наиболее ранняя ее разновидность  - взгляды Платона, увидевшего  истоки государства в разделении  труда, в обособлении деятельности  по руководству обществом. 

По мнению Маркса, государство возникает  вследствие развития производства, социальной и имущественной дифференциации, общественного разделения труда, раздела  общества на классы. Но государство  отомрет с исчезновением классов.

Однако история и современность  не дают оптимистических оснований  надеяться на отмирание государства, и суждение об отмирании государства  в бесклассовом обществе можно считать  лишь гипотезой.

Генезис государства в историческом плане можно рассмотреть как  совокупность нескольких этапов.  

1 этап - античный. Он характерен  следующими моментами: 

сохраняются остатки первобытной  демократии (особенно военной);

чередуются республиканские и  монархические формы правления;

существует деление населения  на свободных (граждан) и несвободных (рабов);

экономическая деятельность - удел несвободных.

Государства этого этапа имели  четко выраженные две функции: руководство (господство, подавление) трудом порабощенных;

регулирование отношений в сообществе свободных.

2 этап - средние века. Этот этап  характеризуется следующим: 

сохраняется сильная монархическая  власть;

население - собственность монарха ("государевы люди");

государство доминирует в обществе;

формируются предпосылки и основы государства Нового времени. В это время в научной литературе появляются понятия: владения, земли, княжества, королевства, империи и республика. (от лат. "рес" - вещь, и "публика" - общественное).

3 этап - Новое время (с 17-го  в.). На этом этапе:

на Востоке закреплялись монархические  и имперские формы государства;

в Европе завершился процесс образования  наций, формирования общенационального  рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран;

изживаются остатки неэкономического принуждения в труде;

формируется личность нового типа;

образуется общество суверенного  народа - противовес государству;

образуются централизованные государства - метрополии. К этому времени  относится появление теорий о  федеральном или конфедеративном  устройстве государства.

4 этап - современный. Этот этап  характерен:

расширением федеративных и конфедеративных  процессов;

углублением демократических процессов;

стабильностью государства благодаря  равновесию власти и общества;

распадом государств-метрополий и  образованием молодых государств (так  называемые государства третьего мира);

распадом государственных объединений  типа СССР, Югославия.

Такова история возникновения  и эволюции государства.

Государство, как институт политической власти, структурно состоит из следующих  основных систем:

1. Властные системы:

органы законодательной власти;

органы исполнительной власти;

органы судебной власти.

2. Надзорно-контрольные органы:

прокуратура;

полиция, милиция;

таможня служба, таможенные органы;

налоговая инспекция и налоговая  полиция;

счетная палата;

органы надзора (экологический, лесной, рыбоохраны и т.п.).

3. Органы защиты:

вооруженные силы;

национальная гвардия, внутренние войска, жандармерия, карабинеры и т. п.;

органы безопасности;

пограничная служба, пограничные войска, пограничная стража.

Государство обладает рядом функций, основными направлениями работы. Традиционно функции государства  подразделяются на внутренние и внешние.

 

Внутренние функции  государства.

1. Политическая, которая включает:

обеспечение политической стабильности;

осуществление властных полномочий;

выработка политического курса.

2. Экономическая - организация,  координация и регулирование  экономических процессов. 

3. Правовая , которая включает:

создание и установление правовых норм;

обеспечение правопорядка;

регулирование общественных отношений  и поведения граждан;

охрана общественного строя  от экстремизма.

4. Организаторская, которая состоит в осуществлении следующих властных полномочий по реализации выработанной политики:

исполнение решений;

формирование государственного управленческого  аппарата и его использование;

контроль за исполнением законов;

координация деятельности различных  субъектов политической системы.

5. Социальная - удовлетворение жизненно важных потребностей людей (работа, жилье, здоровье, социальное обеспечение, отдых и т.д.).

6. Культурно-воспитательная - создание условий для удовлетворения культурных потребностей людей и самореализации в творчестве, а также воспитание граждан.

Внешние функции  государства.

 

    1. Внешнеполитическая, которая  включает:

сотрудничество с другими странами в экономической, политической, военной, социальной и прочих сферах;

обеспечение участия государства  в международных организациях.

2. Оборонительная - обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны.

Таким образом, государство - это сложный, многофункциональный организм, имеющий  многовековую историю и постоянно  развивающийся.

 

Формы государства

 

    Методы, которыми осуществляются  функции государства, применяемые  при этом средства, а также  характер установленных в государстве  отношений позволяют типологизировать, классифицировать разные виды государств.

Типология государств может осуществляться по различным основаниям.

В марксизме главным критерием  типологизации выступает социально-экономическая, классовая природа государства. На этой основе выделяются следующие типы государств: 

рабовладельческие;

феодальные;

буржуазные (капиталистические);

социалистические;

социалистической ориентации;

капиталистической ориентации.

 

    В средствах массовой  информации, в коммунистической  научной литературе бывшие социалистические страны Восточной Европы называли странами народной демократии.

Социальная природа государства  выражается и в социальных слоях, на которые оно опирается, и которые  обеспечивают ему поддержку. Так, во многих латиноамериканских государствах президент опирается на военных  и гражданскую бюрократию, что  дает основание говорить о военно-технократическом, военно-бюрократическом государстве.

Информация о работе Государство и право