Государство и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:42, реферат

Описание

Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и социальных целей. Государство - это осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования людей. Государство - это феномен человеческой мысли и человеческого труда.

Работа состоит из  1 файл

Семинар 1.docx

— 38.12 Кб (Скачать документ)

Устоявшейся классификацией государств является их типологизации по способу организации высшей власти. Выделяются монархии и республики.

Монархии бывают:

Самодержавные, абсолютные. Преобладавшие в прошлом, сегодня очень редки и сохранились лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах и др.

Конституционные, ограниченные. Представляя  дань традиции, монархи в них - декоративные фигуры, не обладающие значительными  политическими полномочиями, но играющие важную роль в моральном плане, способствующие консолидации нации.

В реальности конституционные монархии мало чем отличаются от республик.

Республики - государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе. Бывают президентские и парламентские.

Характерные признаки президентской  республики.

президент является одновременно главой государства, премьер-министром, подбирает  кабинет министров и контролирует его деятельность;

законодательная и исполнительная ветви власти формируются на основе двойной системы выборов и  отчетливо разъединены;

президент и правительство избираются внепарламентским методом;

у правительства отсутствует прямая ответственность перед парламентом;

парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопроекта. Эта форма президентской республики была впервые введена в США на основе Конституции 1787 года.

Для парламентской республики характерно:

единая система выборов;

победившие партии формируют высший законодательный орган;

парламент формирует правительство  из числа лидеров победивших партий;

правительство несет ответственность  перед парламентом;

парламент может избирать президента.

Парламентская республика существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Турции, Ирландии, Исландии и некоторых других странах.

По национально-территориальной  организации государства делятся  на унитарные и федеративные.

В унитарном государстве:

единая конституция и гражданство;

единая система высших государственных  органов, права и суда, все это  действует без ограничения на всей территории страны. Унитарные  государства: Бельгия, Испания, Италия, Финляндия, Дания и др.

Федеративное государство характеризуется:

наличием внутри государства государственных  образований (штат, провинция, контон, республика и др.);

эти образования имеют определенную самостоятельность и собственное  административно-территориальное деление.

Кроме того, любая федерация должна отвечать следующим критериям:

исключительное право федерального правительства на осуществление  внешней политики;

отсутствие права сецессии (от лат. "сецессио" - отделение, уход);

федеральное правительство использует власть без прямого одобрения  государств - членов федерации;

отсутствие у союзного правительства  права на одностороннее изменение  границ государств-членов;

союзная конституция может быть изменена только с согласия членов федерации;

наличие двухпалатного высшего  законодательного органа с равным представительством каждого члена федерации;

разделение власти и полномочий союзного государства и государств-членов федерации.

Помимо вышеперечисленных типов  государств существуют Конфедерации. Как правило, это государственные объединения государств для координации какого-либо вида государственной деятельности - военной, торговой, внешнеполитической. Эти объединения нестабильны, распадаются после решения поставленных задач или развиваются в федерацию (США, Швейцария).

Кроме того, по типу политического  режима государства бывают демократическими, тоталитарными, авторитарными. Об этом мы говорили ранее.

Государства можно подразделять по устойчивости политической жизни, ее непрерывности  и преемственности. Здесь выделяются неустойчивые и стабильные государства. Неустойчивые отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов. Так, на латино-американском континенте за последние 150 лет произошло 535 государственных переворотов.

Государства могут быть типологизированы по приоритетным, преимущественным функциям. Можно выделить военное, или полицейское, государство, социальное, правовое.

Военное, или полицейское, государство характеризуется гипертрофированным развитием структур государственного насилия - армии, полиции, служб безопасности.

Правовое государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом.

Правовому государству присущи  следующие признаки:

верховенство закона во всех сферах жизни;

разделение политической власти на законодательную, исполнительную и  судебную ветви;

эффективные формы контроля и надзора  за соблюдением законности;

разделение государственных и  негосударственных политических институтов;

взаимная ответственность государства  и личности.

Социальное государство сосредотачивает основные усилия на проведении активной социальной политики, содействует смягчению и предупреждению социальных конфликтов.

Особое место в типологии  государств занимает советское государство. С самого начала оно создавалось в оппозиции теории правового государства: не взирая на глубокие российские традиции, эта теория была отвергнута и объявлена буржуазной, а значит, вредной. Была утверждена идея диктатуры пролетариата как надзаконной власти, использующей закон для решения своих задач.

Были разрушены формировавшиеся  веками государственные органы. Буквально  с нуля началось складываться новое  законодательство. Граждане, принадлежавшие ранее к привилегированным слоям, были объявлены вне демократии.

Вместе с тем советское государство  изначально создавалось как социальное: здравоохранение и образование  финансировались государством и  были бесплатны для граждан. Однако отсутствие негосударственных социальных систем, монопольное положение государства  в социальной сфере негативно  отразилось на его развитии.

Видимо, можно сказать, что России еще предстоит стать и правовым, и социальным государством.

Таким образом, наряду с политикой  и властью государство является субъектом общественной жизни и  объектом изучения политологической науки. Государственный аппарат, как институт политической власти, имеет много типов, но функционирует на основе общих законов и закономерностей.

Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В истории развития права различают  несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права  неодинаково.

      1. Правовой обычай - это правило поведения, которое  сложилось исторически в силу  постоянной повторяемости в течение  длительного времени и санкционировано  государством в качестве общеобязательного  правила. В период становления  права преобладающее значение  имел правовой обычай. Обычное  право было основным источником  права на ранних этапах развития  рабовладельческого и феодального  права. В современных государствах  правовой обычай применяется  довольно редко. Так, ст. 5 ГК  РФ признает в качестве источника  гражданского права обычай делового  оборота, т.е. сложившееся и  широко применяемое в какой-либо  области предпринимательской деятельности  правило поведения, не предусмотренное  законодательством, независимо от  того, зафиксировано ли оно в  каком-либо документе.

      2. Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например "общее право" Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

      3. Нормативный договор  - это соглашение между различными  субъектами права, в которых  содержатся нормы права. Он  является одним из основных  источников международного права.  В ряде случаев нормативный  договор используется во внутригосударственном  праве (Федеративный договор о  создании Российской Федерации,  договоры между Российской Федерацией  и отдельными ее субъектами, коллективные  договоры между администрацией  предприятия и трудовым коллективом  и др.).

      4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются  в судебной и иной юридической  практике. Этот источник применяется,  в первую очередь, в мусульманском  праве (Коран - собрание поучений  и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание  пророка Мухаммеда).

      5. Доктринальные  тексты - это мнения, идеи и доктрины  выдающихся ученых-юристов. В  римском праве работы некоторых  известных юристов (например Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV в. труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

      6. Общие принципы  права - это руководящие, принципиальные  положения, исходные начала всего  права в целом либо определенной  его отрасли. В соответствии  с законодательством ряда западных  государств, при отсутствии конкретной  нормы, прецедента или правового  обычая, возможно при решении  юридических дел ссылаться на  принципы справедливости, доброй  совести, социальной ориентации  права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает  использование общих начал и  смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований  добросовестности, разумности и  справедливости, если невозможно  применить аналогию закона.

      7. Нормативный правовой  акт как источник права - это  официальный письменный акт, изданный  компетентным органом или принятый  всеми гражданами государства  в форме референдума, устанавливающий,  изменяющий либо отменяющий нормы  права. Это наиболее совершенный  источник права, создающий основу  для четкости, точности и стабильности  правового регулирования, укрепления  законности, доступности и обозримости  правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

      Все нормативные  акты находятся между собой  в строгой иерархической соподчиненности,  от которой зависит юридическая  сила каждого из них. Акты  нижестоящих правотворческих органов  должны соответствовать и не  противоречить актам вышестоящих  органов.

      Нормативные акты  классифицируются по их юридической  силе, определяемой компетенцией  и положением издавшего их  органа в механизме государства,  а также характером самих актов.

Различаются:

конституция - основной закон государства;

конституционные законы;

обыкновенные законы;

подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и  др.).

Система права

Государство создает огромное количество юридических норм. Все установленные  им нормы, вместе взятые, образуют некое  целостное образование, называемое системой права, в которой отражается внутреннее строение позитивного права, его внутренняя организация. Как  и любая система вообще, система права характеризуется тем, из каких элементов или частей она состоит, как эти части внутренне согласованы между собой и взаимодействуют. Ранее уже отмечалось, что первичной клеточкой, кирпичиком системы права является норма права (см. 2.3). Поэтому систему права можно образно сравнить с кирпичным зданием, при строительстве которого каждый кирпичик положен на свое определенное место и при этом связан с другими кирпичиками. Однако для того чтобы решить конкретное юридическое дело, необходимо среди всего множества правовых норм найти те, которые относятся к данному делу. Чтобы это было легче сделать, родственные нормы права определенным образом группируются, объединяются в более крупные части или блоки системы права, называемые отраслями и институтами права. Причем отрасль права — это более крупное подразделение системы права, чем институт права. Отрасль права — это совокупность родственных правовых норм, объединенных тем, что всё они регулируют определенную область или сферу общественных отношений. Например, семейные отношения регулируются большим числом установленных государством норм права, но все вместе они образуют одну отрасль права, называемую семейным правом; трудовые отношения регулируются правовыми нормами, объединенными в отрасль — трудовое право, и т.п. У каждой отрасли права, входящей в систему права, есть свой предмет правового регулирования. Так называются те общественные отношения, которые регулируются нормами данной отрасли права.

Но внутри отрасли права правовые нормы, в свою очередь, группируются и распределяются по институтам права. Объясняется это тем, что среди  общественных отношений, относящихся  к одной сфере правового регулирования, можно выделить более мелкие группы однородных отношений. Например, к семейным отношениям относятся: отношения по заключению и расторжению брака, отношения между супругами по поводу имущества, их прав и обязанностей, отношения между родителями и  детьми, отношения, возникающие в  связи с усыновлением, и некоторые  другие. Поэтому нормы семейного  права, регулирующие семейные отношения  разных видов, объединяются в институты  семейного права, например институт усыновления. Таким образом, институт права — это группа правовых норм, которыми в пределах отрасли регулируется определенный вид однородных общественных отношений.

Информация о работе Государство и право