Государство и политические партии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:52, курсовая работа

Описание

Политические партии дают нам ключ к пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики в целом. Парадокс такого многомерного и сложного явления как политическая партия во все времена занимал умы ученых и мыслителей. Маркс, Вебер, Ленин, Дюверже, Берк и др., в разнообразных научных подходах и философских категориях пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Работа состоит из  1 файл

теория гос и пр курсоваяДокумент Microsoft Office Word.docx

— 61.44 Кб (Скачать документ)

                2.3. Партийные системы

  Это политический институт, который характеризует  политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной  стороны, отношениями между партиями и государством, а с другой –  взаимоотношениями партий с другими  общественными элементами политической системы и гражданами. Партийная  система связана с социальной природой власти, методами ее осуществления, историко-национальными традициями, политической и правовой культурой  соответствующей страны, что и  порождает специфику и разнообразие партийных систем в разных странах.

  Примерно  в двух десятках развивающихся стран  легальные политические партии отсутствуют. Это прежде всего феодально-монархические  государства, где ранее политических партий не было и их создание запрещено  законом. Таковы, например, Бутан, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. В последней согласно королевскому указу даже попытка образования  политической партии наказывается смертной казнью. В ряде стран деятельность политических партий запрещается или  приостанавливается (порой на десятилетия) после государственных переворотов, как было, например, в Гане, Гвинее, Мавритании. Все это свидетельствует  об отсутствии в таких странах  конституционного строя и соответственно конституционного права.

  В тех же странах, где существуют политические партии и соответственно партийные  системы, последние можно классифицировать по следующим основным видам: многопартийные системы, системы фиксированного числа  партий, двухпартийные и однопартийные.

  Многопартийная  система неравнозначна наличию  в стране множества партий, что  характерно практически для любого демократического и даже порой для  тоталитарного государства. О многопартийной системе мы можем говорить только в том случае, когда в избирательной  борьбе за власть участвуют более  двух политических партий и все они  имеют шансы принять участие  в формировании правительства.

  Политико-партийный  плюрализм обеспечивает обществу механизм мирного соперничества и сотрудничества различных социально-политических сил, классов, группировок, позволяющий  подчас довольно гибко находить посредством  борьбы и компромиссов в политическом процессе некую результирующую политическую линию, отвечающую основным интересам  большинства народа. Он же может  подправить или изменить ее в случае существенного изменения остальной  обстановки в стране. При этом широта охвата и разнообразие политических и идеологических доктрин и течений  позволяет выбрать из них наиболее рациональные, приглушить остроту социальных противоречий, найти точки согласия между управляющими и управляемыми и расширить социальную базу правящей политической элиты.

  Многопартийные  системы могут быть различными. Так, в полном смысле слова многопартийные системы существуют в Бельгии, Дании, Нидерландах. Здесь обычно формируются  коалиционные правительства, хотя одна из партий может и преобладать (например, Христианско-демократическая партия в Италии до 1994 г.).

  Есть  многопартийные системы с одной  доминирующей партией. Таковы, например, партийные системы Японии до 1993 года (в течение 38 лет доминировала Либерально-демократическая  партия) или Мексики (доминирует Институционно-революционная  партия).

  Многопартийная  система может приобретать блоковую форму, когда политические партии группируются в блоки. Пример такой системы  дает Франция с 60-х годов.

  Система фиксированного законом числа партий иногда встречается в развивающихся  странах и имеет, как правило, временный, переходный характер. Она  представляет собой заменитель нормальной многопартийности, создаваемый с  целью воспрепятствовать возникновению  нежелательных для режима политических партий. Такая искусственная двухпартийная  система существовала в 1966– 1979 годах  в Бразилии, трехпартийная – в 1976–1990 годах в Сенегале, в 1977–1980 годах в Верхней Вольте (ныне Буркина  Фасо), в 1966– 1998 годах в Индонезии. В настоящее время подобная двухпартийность  существует в Нигерии. Эту систему  все же не надо смешивать с системой, существовавшей до 1989 года в Болгарии и Польше, где в конституциях наряду с правящими Болгарской коммунистической партией и Польской объединенной рабочей партией были зафиксированы  соответственно Болгарский земледельческий  народный союз, а в Польше Объединенная крестьянская партия и Демократическая  партия. Отличие заключается в  том, что в упомянутых развивающихся  странах партии на выборах выступали  или выступают самостоятельно, а  в социалистических странах для  них заранее устанавливалась  квота депутатских мандатов, исключавшая  даже какое-либо подобие избирательной  борьбы.

  Своеобразие двухпартийной системы состоит  в том, что при наличии обычно множества партий реально претендуют на власть и попеременно формируют правительство лишь две из них. Одна партия правит, а другая, находясь в оппозиции, критикует ее, после чего в результате выборов они время от времени меняются местами. Такая система затрудняет возможность возникновения альтернативной третьей политической силы.

  Классический  пример двухпартийной системы –  США. Примечательно, что политические различия между крайними фракциями  внутри обеих партий – Республиканской  и Демократической – порой  значительнее, чем между самими этими  партиями.

  В Великобритании роль главной оппозиционной  партии институционализирована: она  считается оппозицией ее величества, а лидер даже получает жалованье  из казны. Подобная система действует  также в ряде стран, бывших некогда  британскими колониями.

  Однопартийные системы, как отмечалось, характерны для стран с авторитарными  и тоталитарными режимами, где  легальный статус и право формировать  правительство предоставлены одной, практически государственной, партии. Такие однопартийные системы  существовали в нацистской Германии и фашистской Италии, в социалистических странах (иногда под прикрытием квазимногопартийности). Ныне эти системы сохраняются  в таких странах, как Китай, КНДР, Куба, Лаос, а также в некоторых  африканских странах.

  Господствующая  роль единственной или руководящей  партии часто гарантирована конституционно. Так, согласно ст. 5 Конституции Республики Куба 1976 года в редакции 1992 года «Коммунистическая  партия Кубы, мартианская и марксистско-ленинская, – организованный авангард кубинской  нации – является высшей руководящей  силой общества и государства, которая  организует и направляет общие усилия на достижение высоких целей строительства  социализма и движение к коммунистическому  обществу». В Замбии Конституция 1973 года содержала в качестве приложения Устав Объединенной партии национальной независимости, который тем самым стал источником конституционного, а правильнее сказать – государственного, права этой страны. Однако после краха прежнего режима новая Конституция Замбии, принятая в 1991 году, провозгласила в ст. 21 свободу ассоциаций, включая партии, и, естественно, никаких партийных уставов уже не содержит.

  Если  социалистические конституции обычно ограничиваются общим провозглашением  руководящей и направляющей роли коммунистической партии, то в развивающихся  странах можно встретить специальные  конституционные гарантии господствующего  статуса единственной партии, а на практике – ее лидера, являющегося  президентом соответствующей республики. Так, Конституция Республики Габон 1967 года в редакции 1981 года предусмотрела, что принятие резолюции недоверия  Правительству требует абсолютного  большинства голосов депутатов  Национального собрания и членов центрального комитета Габонской демократической  партии (ГДП) на совместном заседании  этих органов. ЦК ГДП и его политбюро  по Конституции участвовали в  решении важных государственных  вопросов. При этом лидер партии, он же Президент Республики, фактически назначал членов ЦК ГДП и его политбюро.

  В условиях однопартийной системы  само понятие «партия» утрачивает смысл. Это уже не часть, а целое, не партия, а само государство.  С демократией  такая система абсолютно несовместима. 

  2.4. Происхождение партий и процесс их становления

  Как показывает исторический опыт, разнообразие интересов, ориентаций, ценностей, являющееся основополагающей характеристикой  любого сложного и жизнеспособного  общества, неизбежно обусловливает  разные социально-философские и идейно-политические установки. Люди с одинаковыми интересами и воззрениями в конечном итоге объединяются между собой для достижения общих целей совокупными силами. Причем признание законности существования соперничающих фракций неизбежно привело к признанию законности политических инструментов, которые представляли эти интересы и фракции в системе власти. Такими инструментами в конечном счете и оказались партии, формировавшиеся путем приведения к общему знаменателю разнородных интересов и позиций, основных социально-политических сил общества.

  Появление партий, а точнее протопартий, относится  к Античному миру, когда в Древней  Греции и в Древнем Риме возникают  особые группы людей, отражавшие интересы различных социальных слоев. Однако эти группы не были организационно оформлены, не располагали строго определенной системой взглядов, не имели программных  установок и в деятельности своей  замыкались на решении ограниченных задач.

  Зарождение  политических организаций, ставших  предтечей современных партий, связано  с началом борьбы буржуазии против монархии, становлением политической системы и политической жизни  капиталистического общества.

  В период буржуазных революций XVII - XVIII вв. партии еще не имели привычных  для нас признаков и не проводили  самостоятельной политики, а чаще всего подвергались влиянию религиозных, сословных, семейно родовых объединений. Например в Англии действовала партия пресвитериан, отражавшая интересы умеренной  буржуазии и дворянства; партия индепендентов, представлявшая радикальное крыло  буржуазии и «обуржуазившегося» дворянства. Во Франции - партия жирондистов, выражающая интересы умеренной торгово-промышленной и земледельческой буржуазии, а  также партии якобинцев, объединявшая буржуазных революционных демократов. Но такие организации, которые мы сегодня привыкли называть политическими партиями, возникли в Европе не ранее начала XIX века. В этом смысле они могут рассматриваться как институты, возникшие в сфере европейской культуры и затем распространившиеся в другие регионы мира. Их формирование было связано главным образом с повышением образовательного и культурного уровня населения, образованием новых классов (буржуазии и пролетариата), с завоеванием определенных политических свобод (слова, печати, собраний, союзов и др.), а также с введением в ряде стран всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к политической жизни. Первые из этих партий появились в основном в результате слияния в единые организации местных избирательных комитетов, обеспечивающих поддержку своих кандидатов в депутаты. Формирование их было довольно длительным и сложным процессом. Рассмотрим одну из схем: на первом этапе развития партии происходит зарождение идей, появление активистов, выработка общих взглядов. На втором - эти взгляды пропагандируется, происходит агитация, ставится задача по привлечению максимального числа сторонников. Третий этап предполагает более четкое формулирование идей и требований. Также происходит развитие общественно-политической активности. Далее процесс может развиваться в дух направлениях: а) произойдет оформление в партию и встанет необходимость участия в политической власти, б) цели, поставленные на первом этапе, не будут достигнуты или будут отсутствовать перспективы их достижения. Произойдет затухание движения.

  В политологии широкую известность  приобрела предложенная М. Вебером, периодизация истории партий на этапы  аристократической котерии (группировки)

  1. политического клуба
  2. массовой партии

  В действительности же все три этих ступени прошли в своем развитии только две английские партии –  либералы (виги) и консерваторы (тори). История остальных партий значительно  короче, большинство из них формировалось  сразу как массовые. Поэтому этапы  котерии и клуба можно считать  «предысторией» партий, которые в  своей зрелой форме выступают  лишь в виде массовой организации.

  Со  временем число партий, в своей  деятельности ориентирующихся на привлечение  широких слоев населения на свою сторону, начинает возрастать. Все они  были партиями парламентского происхождения. Классическим примером здесь выступают  партии Великобритании, или Республиканская  и Демократическая партии США.

  Несколько позже стали возникать партии, в основу организации которых  было положено стремление объединить трудящихся массы для борьбы против своих эксплуататоров, существующих капиталистических порядков и создания нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии. Они развивались на основе марксистской идеологии и по своему происхождению  были связаны со строго социальной и идеологической ориентированностью.

  Наряду  с социал-демократическими партиями появляются аграрные партии, как реакция  против индустриального развития общества, христианские - в борьбе против секуляризации и антирелигиозных выступлений, фашистские - против демократии во всех ее формах и т.д.

  Некоторыми  специфическими особенностями отличался  процесс формирования политических партий в России. Здесь в первую очередь следует назвать сохранение большого веса и влияния сословно-феодальных институтов, господство самодержавия, запоздалое развитие капитализма, отставание процессов становления гражданского общества, парламентаризма и правового государства. В конце XIX - начале XX в. современники отмечали "неутвержденность общественного состава", имея в виду недиффе-ренцированность и неопределенность интересов различных групп населения. Такой подход во многом объясним существующей в то время неразвитостью инфраструктуры гражданского общества, что действительно могло способствовать искажению реального представительства общественных интересов партиями в политической сфере.

Информация о работе Государство и политические партии