Государство и политические партии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:52, курсовая работа

Описание

Политические партии дают нам ключ к пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики в целом. Парадокс такого многомерного и сложного явления как политическая партия во все времена занимал умы ученых и мыслителей. Маркс, Вебер, Ленин, Дюверже, Берк и др., в разнообразных научных подходах и философских категориях пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Работа состоит из  1 файл

теория гос и пр курсоваяДокумент Microsoft Office Word.docx

— 61.44 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Политическая  партия - одно из важных достижений цивилизации  необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление  прямых и обратных связей между обществом  и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль - агрегирования, согласования, выведения  на политический уровень реальных и  многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в  обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы  общества, предоставляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей, интересов  и целей определенных классов  и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма  политической власти, либо оказывают  на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. В современную  эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, особенности которой, обусловлены либо однопартийным  характером политической системы либо, наоборот, большим количеством партий обычно играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе. Взаимоотношения  между государством и политическими  партиями строятся на основах невмешательства  в деятельность друг друга. Однако государство  оставляет за собой право на правовую регламентацию деятельности политических партий, право на запрет определенных политических партий, которые своей деятельностью пытаются дестабилизировать обстановку в обществе и оказывают другие негативные влияния на граждан. 

      Политические  партии дают нам ключ к пониманию  основополагающих принципов демократии, представительства, политического  плюрализма, выборности должностных  лиц, а также политики в целом. Парадокс такого многомерного и сложного явления как политическая партия во все времена занимал умы  ученых и мыслителей. Маркс, Вебер, Ленин, Дюверже, Берк и др., в разнообразных  научных подходах и философских  категориях пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

      В исторической литературе укоренилось  мнение о том, что партии (именно в том понимании, в котором  мы привыкли их называть сейчас) родились с установлением всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких  слоев населения к решению  важнейшего вопроса политической жизни - утверждения государственной власти посредствам выборов. О причинах, сделавших необходимым появление  политических партий, В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы масса определенного класса могла научиться понимать свои интересы, свое положение, научиться вести свою политику, именно для этого необходима организация передовых элементов класса немедленно, и во что бы то ни стало». 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ГОСУДАРСТВО. ЕГО ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ

    1. Понятие государства и его признаки
 

      С точки зрения науки теории государства  и права, государство представляет собой исторически сложившуюся  организацию политической власти определенного  общества. Такое или близкое к  нему определение можно встретить  как в отечественной, так и  в зарубежной литературе.

      В этом определении следует выделить следующие ключевые моменты.

      1. Государство - это организация  политической власти. Можно говорить  об экономической, религиозной  и любой иной организации общества. Но, ведя речь о государстве,  следует иметь в виду, что оно  является организацией политической  власти.

      2. Политика есть взаимоотношения между определенными социальными группами (классами, если они есть и явно выделяются). Любое общество объективно плюралистично по своей структуре и по образу жизни и мысли проживающих в нем людей. В любом обществе всегда возникают трения между носителями различных интересов. Как найти их согласование и увязку? Социальное назначение любого государства заключается в регулировании, стабилизации различных общественных интересов.

      3. Есть до двухсот различных определений власти, но все авторы сходятся на том, что - это сила, способная оказывать воздействие на поведение людей. С помощью власти государство при необходимости вмешивается в общественные процессы, воздействует на общественные отношения. Государственная власть - это особая разновидность социальной власти, которая, в отличие от других ее видов (отцовской и пр.), опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных средств.

      4. Государство есть организация  политической власти определенного  общества. "Государство вообще", как известно, бывает лишь в  теории, в обобщении. На практике  же функционируют конкретные  государства конкретных обществ.  Нельзя, конечно, умалять значение  государственно-правовых обобщений.  Именно из обобщений деятельности  конкретных государств выводятся  параметры наиболее совершенного  государства, и с этих позиций  оцениваются конкретные государства.  Однако, когда речь идет о государстве  как организации политической  власти, следует иметь в виду  и параметры общества, на обслуживание  интересов которого оно нацеливается. От уровня развития конкретного  общества зависит и степень  зрелости государственных институтов.

      Осмысливая  понятие государства, необходимо сосредоточить  внимание на его признаках, на том, что  оно из себя представляет и чем  отличается от других организаций в  обществе.

      Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций  и институтов общества отличается следующими признаками, набор которых различен (в зависимости от точки зрения автора).

      1. Государство в пределах своих  территориальных границ выступает  в качестве единственного официального  представителя всего общества, всего  населения, объединяемого им по  признаку гражданства.

      2. Государственный суверенитет, под  которым принято понимать присущее  государству верховенство на  своей территории и независимость  в международных отношениях. Государство - единственный носитель суверенной власти.

      3. Государство издает законы и  подзаконные акты, обладающие юридической  силой и содержащие нормы права.

      4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом,  разносторонними социальными сферами  и процессами, представляющий собой  систему государственных органов  и соответствующих материальных  средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его  задач и функций.

      Специфическая особенность органов, образующих в  своей совокупности государственный  механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано  с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов  и основанной на этом способности  издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

      Функционирование  этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной "машины" необходимым образом  предполагает наличие особого слоя лиц - государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

      5. Государство - единственная в  политической системе организация,  которая располагает правоохранительными  (карательными) органами (суд, прокуратура,  милиция, полиция и т.д.), специально  призванными стоять на страже  законности и правопорядка.

      6. Только государство располагает  вооруженными силами и органами  безопасности, обеспечивающими его  оборону, суверенитет, территориальную  целостность и безопасность.

      7. Один из важнейших признаков  государства, так или иначе  соприкасающиеся со всеми рассмотренными  выше и обобщающий некоторые  из них, - это тесная органическая  связь государства с правом, представляющим  собой экономически и духовно  обусловленное нормативное выражение  государственной воли общества, государственный регулятор общественных  отношений. Трудно найти в истории  пример, когда бы государство  могло обходиться без права,  а право - без государства. Теория государства и права курс лекций /По д.ре д.Мату зова Н.И. и Малько А.В.. -М.:2001г.

      Взятые  в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что  в разные исторические эпохи, в различных  социально-экономических условиях указанные признаки государства  отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним  проявлением.

      В современных условиях Российскому  государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и  свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов  страны, в продолжении реформ и  переходе к цивилизованному обществу, организации обороны страны.

      Успешное  претворение этих целей в жизнь  неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, совершенствования  его механизма, обеспечения действенности  всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране.

1.2. Сущность государства

  Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения, служебной роли и исторической цели.

  Марксизм  научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшими признаками, и основным содержанием  его сущности. Государство по своей  сущности есть организация политической власти общества.

  Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Политическая власть в собственном  смысле этого слова и есть власть государственная, т.е. такая, история  которой исходит от государства  и реализуется не иначе как  при его (прямом или косвенном) участии.

  Политическая, или государственная, власть - это  разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно  самим государством, или делегирована или санкционирована т.е. проводится от его имени, по его уполномочию  и при его поддержке.

  Характерные черты этой свойственной государству  особой публичной или политической власти заключаются в следующем:

  1. Государственная власть носит  классовый характер;

  2. Политическая публичная власть  не совпадает непосредственно  с населением, осуществляется выделением из человеческого общества аппаратом управления, состоящим из категории людей, которые только тем и заняты, чтобы управлять другими;

  3. Политическая власть опирается  на возможность государственного  принуждения, для осуществления  которого создаются вооруженные  силы, специально приспособленный  для этой цели аппарат, включающий  в себя так называемые карательные  или правоохранительные органы;

  4. Для содержания этой публичной  власти необходимы взносы граждан  - налоги;

  5. Учреждения политической власти, сообразуются с разделением населения  по территориальному признаку;

  6. Политическая, государственная власть  есть "авторитет власти".

  Для более полного и точного, современного понимания политической власти ее характеристику, кроме сказанного выше, необходимо дополнить указанием на сочетание  в ней классового и общечеловеческого  начал.

Информация о работе Государство и политические партии