Государство и политические партии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:52, курсовая работа

Описание

Политические партии дают нам ключ к пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики в целом. Парадокс такого многомерного и сложного явления как политическая партия во все времена занимал умы ученых и мыслителей. Маркс, Вебер, Ленин, Дюверже, Берк и др., в разнообразных научных подходах и философских категориях пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Работа состоит из  1 файл

теория гос и пр курсоваяДокумент Microsoft Office Word.docx

— 61.44 Кб (Скачать документ)

  В демократических странах любая  сколько-нибудь серьезная политическая партия стремится создать себе возможно более широкую социальную базу, выразить идеи и цели, которые близки возможно большему числу людей. Главное поэтому  – выработка соответствующей  социально-экономической политики, на базе которой происходит выбор  политических средств ее реализации.

  В XIX веке главный водораздел между  партиями пролегал по линии отношения  к таможенным пошлинам. Высокие (протекционистские, т.е. защитные) пошлины охраняли национальный рынок от иностранной экспансии, создавали благоприятные условия  для развития отечественной промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики. Сохранялись рабочие  места, и увеличивалось их число. Это было лозунгом консерваторов, которые  таким образом выражали прежде всего  интересы предпринимателей, занятых  у них работников, а также крестьян. Низкие же пошлины открывали возможность  для конкуренции на национальном рынке отечественных и иностранных  товаров, приводили к снижению цен  на товары, делая их доступнее для  потребителя. Но это было чревато  разорением для некоторых отечественных  производителей, грозило увеличением  безработицы. Интересы потребителя  выражали обычно либералы, выступавшие  под лозунгом свободной торговли (free trade).

  К концу XIX века на политическую авансцену  вышли партии социалистического  толка, выражавшие интересы людей наемного труда, прежде всего рабочего класса. В первой половине XX века под влиянием кризисов перепроизводства, принявших  глобальный характер и поставивших  под угрозу разрушения все общество, резко возросло влияние революционного крыла рабочего движения –коммунистического, исповедовавшего марксистскую, позднее  марксистско-ленинскую в разных вариантах идеологию. Ее суть заключалась  в огосударствлении всего общественного  богатства и распределении по труду, невозможность которого показана нами выше. Средством соответствующего общественного преобразования должна была служить диктатура пролетариата. Усилилось также влияние другого  экстремистского течения в рабочем  движении – фашистского (Италия) или  национал-социалистского (Германия), суть которого состояла в намерении построить  рай на земле только для своей  нации (в этническом смысле) за счет других. Оба крыла характеризовались стремлением использовать насилие в качестве главного средства «осчастлививания» человечества или, по крайней мере, своего народа.

  Вторая  мировая война полностью скомпрометировала  фашизм и нацизм. Что же касается коммунистической идеологии, то по мере преодоления острых социально-экономических  проблем индустриального общества влияние ее в развитых странах  стало заметно падать. Коммунистические партии, впрочем, никогда там не выходили в лидеры, даже во время пика своих  успехов в ряде стран (Италия, Франция, Япония) в первые годы после Второй мировой войны, обусловленного активным их участием в антифашистской войне.

  Что же касается реформистского крыла рабочего движения, то принадлежащие к нему социалистические и социал-демократические  партии (например, Лейбористская в  Великобритании, Социал-демократическая  в Германии, Социалистическая рабочая  в Испании, Социалистическая во Франции) в результате выборов неоднократно становились правящими, а в Швеции Социал-демократическая партия правила  десятки лет, создав в стране шведскую модель социализма, которая, впрочем, также  оказалась в конечном счете неэффективной. Тем не менее реформистские партии стали в XX веке главным контрагентом консервативных партий, вытеснив с  этой позиции либералов. К середине века они окончательно отказались от марксистской идеологии.

  Надо  сказать, что во второй половине XX века различие между консерваторами и  либералами с точки зрения социально-экономических  целей и путей их достижения практически  сошло на нет. Интеграционные тенденции  в мировой экономике означают в целом победу идеи свободной  торговли. Главный водораздел между  партиями в развитых странах пролегает ныне по вопросу о налогах, ибо от их размеров зависят возможности государства в оказании социальной защиты.

  Неоконсерватизм и неолиберализм не отрицают необходимости  социальной защиты для трудящихся, однако исходят из того, что низкие налоговые ставки способствуют развитию производства, увеличению числа рабочих  мест, росту заработной платы и  других доходов трудящегося, что  дает ему возможность удовлетворять  свои социальные потребности за плату, но зато по своему выбору и с высоким  качеством. Социалисты же, обращая внимание на то, что значительное меньшинство  общества либо не находит своего места  в общественном производстве, либо имеет доход, не позволяющий в  необходимой мере пользоваться платными социальными услугами, выступают  за более высокие налоговые ставки, дающие возможность государству  гарантировать каждому достойный  уровень жизни («Заставить платить  богатых!»). Впрочем, и социалисты не могут игнорировать тот факт, что  высокие налоги влекут бегство капиталов  из страны, а следовательно, уменьшение возможностей государства в оказании социальной защиты, особенно растущему  числу безработных. В результате и эти различия в партийной  политике показывают тенденцию к  уменьшению.

  Наряду  с рассмотренными партийными ориентациями, предполагающими учет интересов  самых различных слоев общества (в частности, и влиятельные социалистические партии учитывают интересы не только трудящихся), в политическом спектре  демократических стран встречаются  партии, объединяющие избирателей на более ограниченной основе, хотя и  среди них тоже есть довольно влиятельные.

  К числу ведущих партий в ряде стран  принадлежат конфессиональные, объединяющие граждан на базе общности веры. Типичный пример – христианско-демократические, которые нередко являются массовыми. В Германии Христианско-демократический союз охватывает приверженцев двух ветвей христианской веры – католиков и евангелистов. Особую подгруппу среди конфессиональных партий составляют клерикальные, которые стремятся подчинить государство влиянию определенной церкви. Клерикализм, представлявший собой заметное политическое течение в ряде стран (например, во Франции) еще в середине нынешнего века, к настоящему времени в развитых странах практически исчез, но приобрел вес в виде фундаментализма в некоторых исламских странах (например, в Иране).

  Встречаются партии, ориентированные на определенную национальную общность, обычно национальное меньшинство. В качестве примера  можно назвать Шведскую народную партию в Финляндии, Немецкую партию в Дании. В Болгарии, как отмечалось, такого рода партии запрещены Конституцией (ч. 4 ст. 11), хотя практически социальную базу такой влиятельной политической структуры, как Движение за права  и свободы, составляет турецкое национальное меньшинство.

  В последнее время во многих странах  возникли и завоевали определенные позиции партии и движения «зеленых», борющиеся за соблюдение экологических  требований (Германия, Испания, США  и др.). Эти требования обычно сочетаются с общедемократическими и общесоциальными.

  Современной политической жизни известны и такие  партии, которые иначе, как курьезными, охарактеризовать невозможно. Например, одной из крупных фракций в  польском Сейме (фактически нижняя палата парламента), избранном в 1991 году, располагала  Партия любителей пива. Такие же партии создавались в 90-е годы в  соседней Белоруссии и у нас в  России. Но сколько-нибудь устойчивого  заметного влияния в обществе им завоевать не удалось.

  В политическом спектре каждой страны различаются партии и коалиции правые, левые и центристские, а также  правоцентристские и левоцентристские. Эта классификация ведет свое происхождение от размещения партий в послереволюционном французском  парламенте, где консерваторы сидели по правую сторону от председателя, а сторонники реформ – по левую. Партии, выступающие за «резкие движения»  власти, связанные с полным или  частичным отказом от демократии в интересах достижения провозглашаемых  ими целей, именуются радикальными (бывают правые и левые радикалы), а склонные к незаконным средствам  борьбы – экстремистскими (т. е. допускающими крайности), среди которых тоже различаются  правые и левые. Например, праворадикальными  часто именуют партии неофашистского, националистического, расистского  характера, а леворадикальными –  коммунистические. Однако социальная база первых в основном включает деклассированных неквалифицированных рабочих, разорившихся крестьян, мелких торговцев, недоучившихся  студентов и т.п., а идеологическая риторика нередко демагогически  обращается против крупного капитала («плутократов»). Поэтому особых отличий  от левых у них нет. Экстремисты  любой масти обычно склонны к  террору, путчам и т.п. В социалистических странах, как правило, существует только коммунистическая партия, сливающаяся  с государством и подчиняющая  себе его. Допущение других партий имеет  место в отдельных случаях  при условии признания ими  «руководящей и направляющей» роли компартии. Порой такие партии носят  искусственный характер. Например, в Китае, где подобного рода партий восемь, входящая в их число Крестьянско-рабочая  демократическая партия объединяет представителей... медицинской интеллигенции.

  Следует иметь в виду, что у нас в  России на рубеже 90-х годов использовалась обратная терминология: левыми называли тех, кто выступал за реформы, за либеральные  ценности, а правыми, консерваторами – коммунистов и их сторонников, желающих вернуть прежний строй. Для этого в то время были основания. В настоящее же время данная терминология у нас такая же, как на Западе.

  В развивающихся странах наряду с  указанными выше видами партий есть и  такие, существование которых порождено  специфическими условиями этих стран. Прежде всего надо отметить в этой связи национально-реформистские  партии, которые стремятся добиться экономической самостоятельности  соответствующих стран, создавая условия  для развития национального капитала при сотрудничестве с капиталом  иностранным. К таким партиям  можно отнести Индийский национальный конгресс, Институционно-революционную партию Мексики. «Революционно-демократические партии» и фронты, придерживавшиеся социалистической ориентации (демократического в них, впрочем, не было ничего), после краха «мировой социалистической системы» практически сходят с политической арены либо меняют свою идеологию.

  Вообще  необходимо учитывать, что название партии далеко не всегда говорит о  ее социально-политическом характере. Определение «демократическая»  мы можем встретить в названиях  таких партий, для которых демократия отнюдь не является признаваемой ценностью (например, Национал-демократическая  партия Германии). Есть партии называющие себя радикальными, но на деле от радикализма  далекие, точнее – далеко от него ушедшие (например, во Франции, в Швейцарии).

  Электорат партий не всегда определяется только их социальной базой, ибо одна и та же база может быть у нескольких партий. Подчас немалую роль играют, как отмечалось, местные и даже семейные политические традиции, когда  люди из поколения в поколение  голосуют за определенную партию.

                Организационная классификация политических партий

  Несмотря  на разнообразие организационного строения политических партий, их можно разделить  на две основные группы: оформленные  и неоформленные.

  Организационно  оформленные политические партии обычно невелики по числу членов, но обладают четкой организацией и дисциплиной. Их еще называют кадровыми партиями. Основу этих партий составляет профессиональный централизованный аппарат. Центральное  руководство, возглавляемое лидером  партии, имеет решающее слово во всех партийных делах. Группу высших партийных руководителей, собирающихся для предварительного обсуждения политических и организационных вопросов и  фактически предрешающих решения соответствующих  форумов партии, в англоязычных странах  называют кокусом. В таких партиях  существует организационная связь  между органами партии и ее членами, которые имеют партийные карточки, обязаны подчиняться уставным требованиям  и уплачивать ежемесячные или  ежегодные партийные взносы (редко  более 1 % дохода). Членство в таких  партиях возможно как индивидуальное, так и коллективное. Нередко в  этих партиях действуют довольно стабильные фракции, имеющие свои квоты  в руководящих партийных органах. К числу организационно оформленных  партий относятся Народная партия Австрии, Индийский национальный конгресс (И), Христианско-демократический союз ФРГ, Социалистическая партия Франции  и др.

  К такого рода массовым партиям нередко  примыкают или входят в их состав иные общественные объединения –  профсоюзные, молодежные, женские и  т.п. Например, к Французской коммунистической партии примыкает профсоюзное объединение  Всеобщая конфедерация труда, в состав британской Лейбористской партии входят профсоюзы и кооперативные общества.

  Экстремистские  партии обычно отличаются высокой степенью централизации и организованности, жесткой полувоенной дисциплиной  и концентрацией власти в руках  партийных вождей. Они опираются  на люмпенов, маргиналов и часть  мелких собственников. Иногда при этих партиях создаются военизированные  отряды боевиков.

  В организационно неоформленных партиях  отсутствует членство, а следовательно, формальная связь органов партии с ее сторонниками. Таковыми считаются  избиратели, голосующие за партию на выборах. Естественно, что они не имеют  документов о партийной принадлежности, не платят партийных взносов и  не обязаны подчиняться партийной  дисциплине. Аппарат партии, состоящий  из профессионалов и активистов, действует  главным образом в период избирательной  кампании. Эти партии представляют собой по существу избирательные  движения.

  Примечательно, что в Великобритании и многих других странах парламентская партийная  фракция, а тем более сформированное ею Правительство не зависят от внепарламентских партийных органов. Напротив, именно парламентская фракция есть настоящее  руководство партии. Не случайно ее называют парламентской партией. Спаянная жесткой дисциплиной парламентская  партия под руководством лидера практически  определяет политику партии в стране.

  Чаще  всего политические партии строятся по территориальному принципу, и структура  партийных организаций определяется избирательными округами и политико-территориальным  делением страны. Территориально-производственный принцип встречается редко (например, у Институционно-революционной партии Мексики), обычно он характерен для  коммунистических и «революционно-демократических» партий.

  В развивающихся странах многие политические партии суть, как отмечалось, партии только по названию. Они подчас охватывают все взрослое население страны, а  лидеры порой бывают пожизненными (как  было, например, в партии Конгресс Малави). Никакой партийной демократии там, естественно, нет и в помине. 

Информация о работе Государство и политические партии