Государство и политические партии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:52, курсовая работа

Описание

Политические партии дают нам ключ к пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики в целом. Парадокс такого многомерного и сложного явления как политическая партия во все времена занимал умы ученых и мыслителей. Маркс, Вебер, Ленин, Дюверже, Берк и др., в разнообразных научных подходах и философских категориях пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Работа состоит из  1 файл

теория гос и пр курсоваяДокумент Microsoft Office Word.docx

— 61.44 Кб (Скачать документ)

  Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач (государство выступает  средством угнетения людей, поддержания  господства одного класса над другим), выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих  дел относится прежде всего осуществление  разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образование, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство  ирригационных сооружений, борьба с  эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и  т.п.

  Общечеловеческое  предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения обще социальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

  Сочетая в себе, таким образом, и классовую, и общечеловеческую сущность государство  выступает одновременно и как  организация политической власти общества, и как его единственный официальный  представитель. Согласно этому оно  призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.

  Только  учитывая общечеловеческое и классовое  в государстве можно достигнуть научной объективности в его  изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности.

  Следует иметь в виду, что соотношение  между общечеловеческими и классовыми сущностями в государстве в разные эпохи не одинаково, это не застывшее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии. 
 

                Глава 2. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

                2.1.Понятие и сущность партий 

  Неотъемлемой  частью политической системы современного демократического общества - являются политические партии.

  Слово «партия» происходит от латинского слова  «pars», означающего «часть». Политическая партия – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и  стремящаяся овладеть государственной  властью или решающим образом  влиять на ее осуществление.

  Партии  существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме, и в Средние  века, но, как правило, лишь там, где  режим управления государством имел сколько-нибудь выраженные демократические  признаки. Лишь при этих условиях партии могли выражать какие-то социальные интересы. По определению в силу своего частичного в масштабе общества характера партии существуют и действуют как таковые лишь при наличии соперников – других партий, что заставляет их анализировать различные социальные интересы, формулировать и отстаивать эти интересы, приобретая таким образом в различных слоях общества сторонников. В условиях же деспотических, абсолютистских, тоталитарных режимов существование нормальных партий невозможно; здесь формируются лишь неформально действующие группы влиятельных сановников, основанные на общности их личных (карьерных и т. п.) интересов.

  Политические  партии в современном понимании  этого термина впервые возникли в Европе в непосредственной связи  с буржуазными революциями, в  ходе которых создавалось народное представительство – система  власти народа, осуществляемой через  выборных представителей. Первоначально  в партии объединялись, с одной  стороны, сторонники монарха и феодалов, а с другой – защитники равноправия  и политической свободы. Впоследствии стали появляться партии, отстаивающие интересы отдельных социальных и  региональных групп общества. С усилением  классовой дифференциации, углублением  социальных противоречий, по мере вовлечения в политику все более широких  слоев общества роль партий возрастала, и они стали основным субъектом  политики и необходимым элементом  демократической государственности.

  От  других общественных объединений, действующих  на политической арене (групп давления, профессиональных и предпринимательских  союзов и т.п.), партии отличаются тем, что открыто борются за места  в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него –  всем обществом.

  Политические  партии играют важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, будучи одним из центральных компонентов  политической системы. С борьбой  между ними связано решение вопроса  о политической власти – ее принадлежности, использовании, способах и формах осуществления. Партии активно участвуют в политической жизни на всех стадиях политического  процесса: в выборах, формировании органов  государства, принятии политических и  государственных решений, их реализации.

  Сторонники  партии, голосующие за выдвинутых ею кандидатов на выборах в государственные  органы, образуют ее электорат (от англ. «elector», франц. «electeur» – «избиратель»). Те социальные слои или региональные общности, к которым принадлежит  основная масса электората, составляют социальную базу партии. В странах  со стабильными общественными отношениями (например, в Швейцарии, Нидерландах) электорат отдельных партий опирается  не столько на специфичность их программ и способов деятельности, сколько  на местные и семейные традиции: нынешнее поколение голосует за определенную партию по примеру отцов и дедов.

  Сущность  политических партий более всего  проявляется в их целях и функциях. Демократическая партия стремится  обеспечить эффективное функционирование всей политической системы страны, согласование и реализацию интересов  различных слоев общества, стабильность существующего строя при сохранении его динамики и способности к  саморегулированию и саморазвитию. Разумеется, особое внимание она уделяет  реализации интересов тех общественных групп, чьи голоса привели ее к  власти, но во избежание социальных конфронтаций ей приходится в той  или иной мере считаться с интересами и остальных общественных групп. Поэтому обычно нельзя рассматривать  партию, особенно правящую, как простого ставленника одной общественной группы.

  Встречаются, правда, партии, которые ради интересов  узких групп общества или даже своих собственных готовы жертвовать чем угодно, которые рвутся к власти любой ценой, но обычно в нормальном демократическом политическом процессе такие партии успеха не имеют и  склонны прибегать к антиконституционным  средствам достижения своих целей.

  Исходный  пункт деятельности любой политической партии – разработка политического  курса, направленного на решение  существующих в обществе проблем. С  этой целью из партийных активистов и привлекаемых специалистов создаются  инициативные группы, комитеты, комиссии, общественные советы, «мозговые тресты»  и т.п.

  Изложенные  в программных документах политической партии стратегия и тактика через  ее практическую деятельность становятся предпосылкой распространения ее влияния  на избирателей. На этом этапе выявляется функция рекрутирования новых членов, воспитания активистов, мобилизации  избирателей на поддержку партийных  кандидатов, подбор лидеров и продвижение  их на руководящие должности в  органах государства и массовых общественных организациях.

  Наиболее  важная функция – участие партии в формировании и контроле за деятельностью органов власти.

  Наличие политических партий, участие их в  выборах государственных органов  позволяют мирно разрешать социальные конфликты. Это создает благоприятные  условия для смены в необходимых  случаях правительств, для поддержания  известного профессионализма политических деятелей, а тем самым обеспечивает эффективность государственного управления обществом. При демократических  режимах действует здоровая, подталкивающая к самосовершенствованию и саморазвитию конкуренция между правящими  партиями и оппозиционными. Последние  разрабатывают и предлагают на суд общественности альтернативные программы национального развития, критикуют ошибки в деятельности правительства и злоупотребления, побуждая тем самым правительство искать все более удачные способы разрешения существующих в обществе проблем. Характерным примером может служить практика Великобритании, Индии и ряда других стран, где оппозиционные партии формируют «теневые кабинеты», члены которых оплачиваются из государственной казны и обладают некоторыми привилегиями действующих министров. Выступая представителями своих социальных баз, партии способствуют заключению того «общественного договора» (Ж.-Ж. Руссо), на котором зиждется стабильность цивилизованного общества, – того, что мы именуем конституционным строем. Это одна из важнейших социальных ценностей для человека.

  В условиях становления национальных государств политические партии нередко  осуществляют функцию национальной интеграции. Эта функция хорошо иллюстрируется деятельностью в 40-е – 60-е годы партии Индийский национальный конгресс, выступавшей в период борьбы за национальную независимость объединяющим центром  индийского общества.

  Почти все стороны деятельности любой  партии пронизывает идеологическая функция. Суть ее состоит в оказании идейного воздействия на своих членов и сторонников, в пропаганде своих  ценностей, своего мировоззрения, в  создании благоприятной для своей  деятельности социально-психологической  атмосферы в стране.

  Политические  партии реализуют совершенно необходимую  для демократического осуществления  государственной власти коммуникативную  функцию. Она состоит в установлении и поддержании эффективной обратной связи между правящими верхами  и обществом в целом в интересах контроля за развитием политической ситуации и своевременного реагирования на ее изменения. Здесь большое значение имеют контролируемые партиями средства массовой информации. Нередко партии создают консультативные комитеты, клубы, группы поддержки, молодежные и культурные общественные центры, ведут большую политико-пропагандистскую работу, проводят массовые митинги, лекции, беседы, поддерживают постоянные личные контакты партийных активистов с избирателями. Эти каналы обеспечивают правительство и партийное руководство информацией о положении и мнениях народа и позволяют на эти мнения эффективно воздействовать. 

                2.2. Классификация партий

                Социально-политическая классификация партий

  Социально-политический критерий для классификации партий показывает, какие социальные интересы партия выражает, какие цели ставит перед собой и обществом и  какими политическими средствами их добивается.

  В советской литературе было принято  разделять партии в зависимости  от их «классовой сущности» на партии монополистической буржуазии, средней  буржуазии, мелкой буржуазии, национальной или компрадорской буржуазии (для  развивающихся стран), партии рабочего класса, революционно-демократические  партии (в развивающихся странах) и т. д. В таком подходе всегда присутствовали односторонность, упрощенчество, политико-идеологическая предвзятость. Сами «марксистско-ленинские» представления  о социальной структуре общества совершенно не учитывали чрезвычайной сложности этой структуры, не говоря уже о ее специфике в условиях перехода к информационному (постиндустриальному) обществу. Например, обе партии, господствующие в политической жизни США, характеризовались как «партии монополистической буржуазии», хотя возникли обе они, когда «монополистической буржуазии» еще в помине не было. Характеристика их как «двуединой партии крупного капитала» не дает ни малейшего представления о специфике, об особенностях социальной базы каждой из них. Чем объяснить тот факт, что за партии, выражающие интересы кучки капиталистических магнатов, такими магнатами отнюдь не являющихся, голосуют миллионы избирателей? Говорят о социальной демагогии, об обмане. Можно обмануть один раз, два раза, три раза, но нельзя же обманывать десятилетиями одних и тех же людей. Почему массы рабочих и других трудящихся не голосуют за коммунистов, которые всегда утверждали, что наиболее последовательно выражают интересы этих классов?

  Британские  консерваторы, тоже характеризуемые  «марксистами-ленинцами» как партия монополистического капитала, за последнее  время побеждали на выборах несколько  раз подряд и находились у власти около 20 лет, тогда как Коммунистическая партия Великобритании без помощи КПСС вообще существовать не смогла. Очевидно, что не предвыборные лозунги, а реальная политика консерваторов снискала им доверие масс избирателей, что она  действительно отвечала интересам  этих масс, в противном случае они  отдали бы голоса другим партиям. В 1997 году они, впрочем, так и поступили, когда большинство мест в Палате общин получила партия лейбористов.

Информация о работе Государство и политические партии