Государство демократическое и тоталитарное: сравнительная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 07:28, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является выявление важной роли и значения каждого из политических режимов, каждый из которых устанавливает свои права и обязанности и для гражданина, и для общества в целом. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: определить понятие «государственно-политический режим», классифицировать и сравнить существующие режимы, исследовать актуальные проблемы сравнения демократического и тоталитарного государств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и классификация государственно-политических режимов…………………………………………………………………………....5
Глава 2. Традиционная сравнительная характеристика государственно-политических режимов………………………………………………………….12
Глава 3. Актуальные проблемы сравнительного исследования демократического и тоталитарного государства в современной российской юридической литературе………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)
p align="justify">авторитарный  государственно-политический режим  подразделяется на следующие режимы:

а)    деспотический (характерен для абсолютной монархии)

б) тиранический (в отличие от деспотии, власть устанавливается насильственными действиями)

в)    тоталитарный (всеохватывающая, всепроникающая, всеконтролирующая власть)

г)    фашистский (крайняя форма тоталитаризма)

  1. демократический (основан на признании принципа равенства и свободы всех людей, участие народа в управлении государством)
 

_________________

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1998. С. 82.

а) либерально-демократический (основан на системе наиболее демократических  и гуманистических принципов. Экономическую  основу либерализма составляет частная  собственность. Государственная власть формируется путем выборов.)

б) гуманистический (сохраняет все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его  тенденции, устраняя недостатки).

     Политический  режим характеризуется совокупностью  средств и способов осуществления государственной власти. Исходя из этого, различают три типа режимов1:

1) тоталитарный;

2) авторитарный;

3) демократический.

     На  мой взгляд, более точную классификацию  государственно-политических режимов  предлагает А. Б. Венгеров, поскольку  в истории имели место некоторое количество режимов, со своими особенными чертами, поэтому мы можем корректно различать существующие режимы. Например, можно точно различить два, на первый взгляд, одинаковых режима: деспотию и тиранию. Деспотический режим  был характерен для монархической формы правления, этот режим характеризовался крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Тиранический режим – также основан на единоличном правлении, лишен правовых и нравственных начал, построен на произволе, подчас терроре и геноциде. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота2. 
 

___________________

1. Никитин  А. Ф. Основы государства и  права. М.: Дрофа, 2008. С. 73.

2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1998. С. 79.

     Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят временный характер1.

     Переходные  режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

     Чрезвычайные  государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.

      В каждой стране политический режим определяется соотношением политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, политический режим стабилен. Если же в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно меняется.

     Следует также иметь в виду, что существует определенная взаимозависимость между различными элементами формы государства. Так, абсолютная монархия закономерно сочетается с авторитарными режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой централизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии. 
 

____________________________

1. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы//общественные науки и современность, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. С. 53.

     Однако жесткой зависимости здесь все же нет. Можно говорить лишь об определенных тенденциях. Ведь те же федеративные, территориально большие государства вынуждены создавать обширный бюрократический аппарат управления, усиливать центральную власть как гаранта от возможного сепаратизма и распада, что обусловливает антидемократические начала управления. Кроме того, на соотношение элементов формы государства влияют национальные традиции, тип мышления (сравните, европейский – общинный и азиатский – единовластный), своеобразие культуры, религиозные приверженности населения и тому подобные объективные и субъективные обстоятельства.

      Политический  режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

___________________________

1. Перевалов В. Д.  Теория государства и права. Юрайт, М., 2009. С. 70.

Глава 2. Традиционная сравнительная характеристика государственно-политических режимов 

          Каждое государство  имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип  политической системы, существующей в стране. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

    Демократический режим – режим, характеризующийся высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

     Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

    Характерные черты демократического режима:

    1) Суверенитет народа: именно народ  выбирает своих представителей  власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальный механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

    2) Периодическая выборность основных  органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

    3) Демократия защищает права отдельных  личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

    4) Равенство прав граждан на  участие в управлении государством: свобода создания политических  партий и других объединений  для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

     Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику (помощь детям, престарелым, инвалидам и т.д.), защиту личности от всех проявлений беззакония и т.д.

    Отличаются  разнообразием и антидемократические  политические режимы, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии1.

    Антидемократические режимы делятся на два типа: тоталитарный и авторитарный.

    Тоталитарный  режим2 – режим, при котором власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами.

    Тоталитарными являются режимы, при которых:

    1) есть массовая партия (с жесткой,  полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

    2) партия организована не демократическим  способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

    3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим – это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР. 
 
 

______________________

1. Арон  Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: Юрайт, 1999. – С. 35

2. Перевалов В. Д. Теория государства и права. Юрайт. М., 2009. С. 70.

    4) тоталитаризм строится на монопольном  контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

    5) при тоталитаризме существует  террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

     Тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это  общество - самоед, не способное к  эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его основе тоталитарная идея. Именно она отличает одну форму тоталитаризма от другой.

    Одним из наиболее распространенных в истории  типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Информация о работе Государство демократическое и тоталитарное: сравнительная характеристика