Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мной темы в том, что процесс становления и утверждения тоталитарного государства также предполагает и насильственную “организацию” общественной жизни на принципах “чрезвычайного положения”, что неизбежно сопровождается милитаризацией, что в конце концов ведет к войне.
Цель моей работы рассмотреть, наиболее важные общие характеристики тоталитарного государства в котором гражданин является объектом полного контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….
I. Тоталитарное государство ………………………………………….
1.1. Сущность и предпосылки тоталитаризма …………………….
1.2. Структура тоталитарной власти ……………………………….
II. Возникновение тоталитарного государства ……………………….
III. Тоталитарные политические режимы ……………………………..
2.1. Коммунизм ………………………………………………………
2.2. Фашизм ………………………………………………………….
2.3. Национал – социализм …………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.Тоталитарное государство.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)


НОУ «АКАДЕМИЯ ПРАВА  И УПРАВЛЕНИЯ (ИНСТИТУТ)»

 

ЧЕБОКСАРСКИЙ ФИЛИАЛ 

 

 

 

Кафедра ______________________________________________ 

 

Зачетная книжка № ______

 

Вариант № ______  

 

 

  

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:  ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

             НА ТЕМУ: ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО  

 

 

  

                                                                                                   Выполнил:

(а) студент (ка)______курса

________________группы,

                                                                                       набора 200_______года,

_______________________

_______________________

_______________________

Научный руководитель:

_______________________

_______________________

 

 

 

                                                                                 

 

 

  

                                                   Чебоксары - 2006

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….

I. Тоталитарное государство ………………………………………….

    1.1. Сущность  и предпосылки тоталитаризма  …………………….

    1.2. Структура тоталитарной власти ……………………………….

II. Возникновение тоталитарного государства ……………………….

III. Тоталитарные политические режимы ……………………………..

     2.1. Коммунизм  ………………………………………………………

    2.2. Фашизм ………………………………………………………….

      2.3. Национал – социализм …………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе я попытался  разобрать, что тоталитарное государство есть качественно иное явление, нежели любая другое государство, сколь бы суровой оно не было. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, в таких государствах прежде всего — режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии.

 Закономерно, что  целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких государств вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.

Задача моей работы показать, что под тоталитарным государством понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Актуальность выбранной мной темы в том, что процесс становления и утверждения тоталитарного государства также предполагает и насильственную “организацию” общественной жизни на принципах “чрезвычайного положения”, что неизбежно сопровождается милитаризацией, что в конце концов ведет к войне.

Цель моей работы рассмотреть, наиболее важные общие характеристики тоталитарного государства в котором гражданин является объектом полного контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти.

  Изучив данную  тему я сделал вывод, что все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитарное государство - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

1.1. СУЩНОСТЬ  И ПРЕДПОСЫЛКИ ТОТАЛИТАРИЗМА

 

Эту новую форму организации  политической власти, сложившуюся в  некоторых государствах, в литературе часто называют тоталитаризмом. Если же мы попытаемся вычленить смысловое ядро данного понятия, то обнаружим, что слово “тоталитаризм” используется для обозначения превосходной степени других известных понятий — диктатура, авторитаризм, насилие, деспотизм. Этимологически оно производно от слов тоталитарность, или “целостность”.

Употребляя его, имеют  в виду, что авторитарная власть становится всепроникающей, контролирующей жизнь человека и общества в ее самых частных, мельчайших проявлениях. При этом забывают, что рост количественных изменений в какой-то момент приводит к появлению нового качества, а новое качество не есть удвоенное или утроенное старое: сохраняя со старым в том или ином отношении сходство, оно, тем не менее, принципиально от него отличается.1

Для того чтобы раскрыть содержание понятия “тоталитаризм”, нужно перейти от оценочного употребления термина к научному, существенно  ограничив область его применения. Во-первых, хронологически, отказавшись от истолкования в качестве тоталитарных тех или иных политических режимов прошлого — древневосточных деспотий, исламских теократий, Русского государства времен Ивана Грозного и т.п. В истории мы можем найти лишь слабые прообразы тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не по существу.

Тоталитаризм — явление, присущее исключительно XX веку. И, во-вторых, что не менее важно, надо сузить область  применения термина в структурном  аспекте: многое из того, что совершалось в сталинскую эпоху, не связано напрямую с тоталитаризмом, а вполне объяснимо с учетом логики авторитарного режима. Следовательно, и сам тоталитаризм — явление, не сводимое к экономическим, социальным или политическим условиям того времени. Его нельзя представить как следствие причины под именем “авторитаризм 20-х годов”.

Тоталитарное государство находится в ином измерении, нежели экономика и политика, ему присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с известной долей условности, можно сказать, что у тоталитарного государства есть душа, телом которой является командно-административная система, это явление не экономического, социального или политического плана, а культурно-идеологическое по своей сущности.

Вторая часть нашего определения: тоталитаризм — это  переживание власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого  существования, транслированное по всем этажам социальной иерархии и  признанное в таком качестве большинством индивидов. Для того чтобы возник и существовал тоталитаризм, нужен был не только (Сталин), но и масса индивидов, отравленных ядом абсолютной власти — власти над историческими закономерностями, временем, пространством (Мы покоряем пространство и время, мы — молодые хозяева земли), над собой и другими людьми.2

Эта власть зачастую не давала материальных благ, напротив, она требовала  величайшей самоотдачи, самопожертвования, и если сначала, как Павка Корчагин, не щадили себя, позже, как Павлик Морозов, не щадили родного отца, то в застенках Ежова — Берии уже не щадили никого.

Появление такого, тоталитарного, индивида — первая предпосылка формирования тоталитарного государства, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы были налицо остальные. Вторая предпосылка — тенденция к идеократии, проявившаяся с самого начала революционного движения и получившая зрелую форму в условиях советского авторитаризма, на базе общественной собственности и централизованного управления обществом, планового ведения хозяйства.

 План здесь выступал как директива, как закон: речь шла о вполне гегелевском по духу господстве идеи над действительностью. Практически идеократия реализовалась через партократию — монополию компартии на власть, не ограниченную, по существу, никаким законом и даже уставом самой партии.

 Третья предпосылка  тоталитарного государства — культ народа в революционном сознании Этот культ освобождал народные массы от всякой моральной самооценки и самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла. Тем самым в структуре массового революционного действия высвобождалась энергия разрушения, направляемая этикой революционной целесообразности на уничтожение всяких ограничений, препятствующих достижению абсолютной власти революционного субъекта над действительностью. Все, что творилось, оправдывалось благом народа и именовалось борьбой с врагами народа.

1.2. СТРУКТУРА  ТОТАЛИТАРНОЙ ВЛАСТИ

Режим тоталитарной власти в отличие от авторитаризма оказывается внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризма политические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-декоративными. Организация тоталитарной власти имеет иерархический характер:

- вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не ограниченной властью;

- внизу — массы, столь же абсолютно ему подвластные.

 Такая организация  власти формально сходна с  авторитаризмом. В действительности  же тоталитарная власть неделима  на уровни: на любом уровне  социальной иерархии индивид,  обладая властью, обладал тем  самым абсолютной властью над вверенным ему “объектом”. Различие было именно в объекте приложения власти, но не в ее характере.

 Например, любой начальник  районного масштаба обладал всеми  атрибутами власти — партийной,  хозяйственной, судебной, карательной  и т.п. Поэтому для функционирования тоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего сверху вниз: тоталитарный индивид добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен на покорность возможность абсолютной власти “на своем месте”. Можно сказать, что ограничения в структуре тоталитарной власти вытекали из пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное и постоянное напряжение во всех узлах системы и было источником энергии, питавшей существование этой системы.3

С тоталитарной властью  неразрывно связана тайна власти. Властный поступок тоталитарного индивида всегда непредсказуем, спонтанен, вызывается не столько внешней необходимостью, какими-то реальными обстоятельствами, сколько тайными движениями его души. Теми движениями, которые имеют свою индивидуальную логику, непредсказуемую с точки зрения нормальной логики. В силу этой тайны система тоталитарной власти пронизана страхом.

 Страх есть необходимое  дополнение абсолютной власти, он  столь же абсолютен, и это  страх не только перед “другими”,  но и перед самим собой. Абсолютный страх в душе тоталитарного индивида перевоплощается и снимается в виде стремления к абсолютной власти. Карательные органы в этой системе — материализация повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано необходимостью искоренять инакомыслящих — тех, кто не принял условия тоталитаризма, правила его игры, и имя им — миллионы.

Верхний и нижний уровни в структуре тоталитарной власти взаимосвязаны и взаимно необходимы друг для друга. На ее вершине находится вождь, он был символом абсолютной власти, поклонение ему как бы освящало и узаконивало для каждого собственное приобщение к субстанции власти. Нижний уровень носителей тоталитарной власти, был также необходим вождю — иначе не хватило бы никаких усилий карательных органов, чтобы держать в повиновении огромные массы людей. Причем отношение массы тоталитарных индивидов к вождю было интимно-психологическим и личностным: он был не просто символическим знаком судьбы, но еще и индивидуальностью.4

 Его индивидуальные  качества срослись с символическими, и в этой системе он занимал  место Бога. Славословия в его  адрес заменили молитву и были  ритуальным элементом существования  и осуществления тоталитарной  власти каждым на своем месте. Поэтому смерть вождя означала бы конец тоталитаризма. Естественно, не мгновенный, а протяженный в историческом времени. Исчезновение личностного символа системы изменило духовную атмосферу внутри ее. Новые поколения как бы вышли из-под влияния той идеологической и психологической силы, которая формировала в каждом качестве тоталитарного индивида.

В современной зарубежной политологии явление тоталитарного государства изучено сравнительно глубоко. Для нас же, выросших и воспитанных в условиях тоталитаризма, представляет еще большую трудность увидеть в привычном, “естественном” способе политического существования жесткие черты, объединяющие его с фашистскими системами Германии, Италии, Испании, репрессивными государствами Южной Америки.

Исторический опыт и практика показывают, что тоталитарное государство нельзя изменить, реконструировать, его можно только разрушить. Вслед за конструктивным преодолением тоталитаризма общество неизбежно должно прийти к демократизации всех сфер общественной жизни.

Таким образом, только теоретический  анализ позволит преодолеть комплекс “современника”, позволит взглянуть  как бы со стороны на происходящие в обществе процессы, увидеть корни  существующего сегодня порядка  вещей, а, следовательно, научно обосновать пути его изменения. Именно такой теоретический анализ мы и попытались осуществить в этой главе.

Информация о работе Тоталитарное государство