Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:30, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является изучением одной из важнейших тем теории государства и права формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Понятие и сущность тоталитарного государства
Причины возникновения тоталитарного государства
Взаимодействие государства и личности в тоталитарном государстве
Право в тоталитарном государстве
Исторические перспективы тоталитарного государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие, признаки и сущность тоталитарного государство………4-8
Причины возникновения тоталитарного государства……………9-11
Взаимоотношение государства и личности в тоталитарном государстве…………………………………………………………12-15
Право в тоталитарном государстве……………………………….16-20
Исторические перспективы тоталитарного государства………...21-22
Заключение………………………………………………………………...23-26
Список использованных правовых актов и литературы……………………27

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 54.12 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Понятие, признаки и сущность тоталитарного государство………4-8
  2. Причины возникновения тоталитарного государства……………9-11
  3. Взаимоотношение государства и личности в тоталитарном государстве…………………………………………………………12-15
  4. Право в тоталитарном государстве……………………………….16-20
  5. Исторические перспективы тоталитарного государства………...21-22

Заключение………………………………………………………………...23-26

Список использованных правовых актов и литературы……………………27

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы «тоталитарное государство».

Актуальность данной темы заключается в том, что тоталитарное государство может иметь место  в современном мире и обществе.

Целью моей курсовой работы является изучением одной из важнейших тем теории государства и права формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Понятие и сущность тоталитарного государства
  2. Причины возникновения тоталитарного государства
  3. Взаимодействие государства и личности в тоталитарном государстве
  4. Право в тоталитарном государстве
  5. Исторические перспективы тоталитарного государства.

Объектом данной курсовой работы является тоталитарное государство. Для начала мы рассмотрим общее понятие  о тоталитарном государстве, далее  при каких условиях и что послужило  для возникновения тоталитарного  государства. В последующих вопросах курсовой рассмотрим взаимоотношение  государства и личности, право  и исторические перспективы тоталитарного  государства.

Многие исследователи  полагают, что нельзя объединить под  одной тоталитарной шапкой такие  политические режимы, как советский  фашистский, хотя бы потому, что они различаются по целям и по формам  собственности, на которых вырастают. Думается, что нет веских убедительных аргументов, против того, чтобы поставить в один ряд тоталитарный социалистические режимы социалистического советского и национал-социалистического германского государства. Очевидно, что это – две принципиально отличающиеся друг от друга социальные системы.

Как видим, имеется по крайней  мере две точки зрения по данному  вопросу. С реальностью такого социального  феномена, как тоталитаризм, согласны все. Возрождения возникают, когда  начинаются иллюстрации этого феномена и в одной строке располагают, скажем, советское и фашистское общества, называя их режимы тоталитарными.

Общей научной основой  любого историко-теоретико-социального  исследования может быть только одна: анализ закономерностей, с какой  каждая общественная система и каждое развивающееся в ее границах общество порождали именно те явления, о которых идет речь.

Информационная база работы включает различные учебники, учебные  пособия, используются словари, энциклопедии и справочники.

Данная курсовая работа состоит из введения, пяти вопросов и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКА И СУЩНОСТЬ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА

Тоталитаризм – одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся  его полным контролем над всеми  сферами жизни общества, фактической  ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями и в отношении  оппозиции и инакомыслящих. Также  направление политической мысли, оправдывающее  этатизм, авторитаризм.

Слово «тоталитаризм» происходит от латинского totalis, что означает весь, целый, полный. Сам термин был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале ХХ в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии. В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем всем формам тоталитаризма присущие общие черты, которые отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного  режима:

  • Стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
  • Практически полное отчуждение общества от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «сиянии» власти и народа;
  • Монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
  • Абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, базирующаяся на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;
  • Формирование «государственной власти» бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; она окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;
  • Доминирующим методом управления является насилие, принуждение, террор;
  • Господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
  • Декларативность, формальный характер прав и свобод человека и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализации;
  • Крупная собственность (общинная, монополистическая, государственная) выступающая в качестве экономической основы;
  • Наличие одной официальной идеологии, фактически устранение плюрализма;
  • Централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;
  • Бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;
  • Отсутствие правовой государственности и гражданского общества;
  • Произвол государственной власти, ее осуществление без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.1

В зависимости от господствующей идеологии  тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) в большей  степени, чем другие разновидности  тоталитаризма, выражает основные черты  этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности  и, следовательно, всякой автономии  личности. Несмотря на преимущественно  тоталитарные формы политической организации  социалистической системе присущи  и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился  уровень образования народа, стали  доступными доля него достижения науки  и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась  экономика, космическая и военная  промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система  почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции  в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение "народной души", обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Большинство политологов сходится во мнении о единстве происхождения  фашизма и коммунизма. Даже такие  противопоставления как теория классовой  борьбы и национально-расовая идея, интернационализм и национализм  выполняли одинаковые функции.

В марксизме национализм представляет собой побочный продукт капиталистического развития, которому противопоставляется  идея интернационализма. Подавление национального  начала входило интегральной частью в культуру тоталитаризма в СССР. Советские люди были объявлены членами "новой исторической общности" в лице интернационального советского народа. Эта идеология приобрела  в своеобразно перевёрнутой форме  функции национализма и служила  потребности сохранения целостности  СССР в условиях сепаратистских устремлений  отдельных национальных регионов.

Что касается фашизма, то в нём произошло  органическое слияние социализма и  национализма. Расизм и национализм  в фашизме сыграли роль, аналогичную  той, которую сыграли теория классовой  борьбы и идея интернационализма  в коммунизме. Фашизм отождествлял общество с нацией, а нацию - с  государством. Государство рассматривалось  как юридическое воплощение нации  и стояло неизмеримо выше и отдельно взятых индивидов и организаций, из которых национальная община состоит.

Таким образом, и интернационализм и национализм были поставлены на службу идентичным целям: обоснования  и идеологического обслуживания тоталитарных режимов фашистского и коммунистического толка.

Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй  он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.2

И все же тоталитаризм - исторически  обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом  за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления  большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное  к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира3.

 

 

 

2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА

Большинство исследователей сейчас рассматривает  тоталитаризм как особый социально-экономический  строй, своего рода формацию, при тоталитарном политическом режиме. В возникновении  этого строя большую роль играют идеологические схемы и постулаты, экономический базис не предшествует надстройке, а целенаправленно создается  по чертежам политического руководства. Какие из многочисленных концепций  могли способствовать формированию тоталитарных режимов.

Некоторые исследователи видели истоки тоталитаризма в системе планирования, государственного регулирования экономических  процессов, пришедшей на смену старой свободной конкуренции. Технический  прогресс, автоматизация процесса управления, создание невиданной прежде системы  массовых коммуникаций порождали на индустриальной стадии развития иллюзию, что все процессы экономики, а  вслед за ней и общественно-политической жизни, можно подчинить единому  централизованному руководству, одной  коллективной цели, не оставляя места  для индивидуальной свободы и  автономии.

Государство мыслилось сторонникам  такой точки зрения (политологи назвали  её коллективно-механистической), как  единый механизм, где граждане - всего лишь винтики, приводные ремни этой машины. С этим согласуются взгляды самих идеологов и основателей тоталитарных систем. Основатель фашизма Муссолини провозглашал: "Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности". В.И.Ленин рассматривал будущее социалистическое государство как "одну контору и одну фабрику", "один всенародный государственный синдикат".

Тоталитаризм не возникает случайно, даже будучи своеобразной аномалией, он имеет свои социальные предпосылки  и причины. К важнейшим из них  относятся:

1. Само индустриальное общество, усложнение общественных связей и взаимозависимости;

2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые возможности для манипулирования общественным сознанием; (радио, телевидение, средства связи, СМИ и т.д.);

3. Появление монополий и их срастания с государством (тоталитаризм - высшая их ступень, всеобъемлющая монополия);

4. Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа Государства (здесь сказалось влияние двух мировых войн, когда резко усилилось государственное вмешательство в экономику и общественную жизнь), распространение коллективистских взглядов;

Массовая эмоциональная уверенность  в возможности быстрого улучшения  жизни с помощью планирования и рациональных преобразований

6. Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме, её незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к "вечным ценностям": классу, нации, государству, величественной сакральной Власти;

7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму;4

Основными свойствами люмпена являются: нигилизм по отношению к прошлому и настоящему, беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стеснённость, эгоцентричность. На всё это делают ставку вожди тоталитарных движений. Следует здесь иметь в виду различие в программных установках между элитой движения и основной массой: у первых - расчётливое, рационально-индустриальное видение цели, у вторых - стремление слиться с организацией, традиционный общинный коллективизм, что обуславливает относительную прочность тоталитарных режимов в странах Востока. Адресаты у различных движений, слои, на которые они упираются, тоже отличаются: в России, у большевиков это были пролетариат и беднейшее крестьянство, у нацистов Германии - служащие и мелкая буржуазия, пострадавшие от экономического кризиса. В любом случае, интересы и нужды этих слоев очень мало связаны с задачами таких движений и нужны им лишь как предлог для прихода к власти.

Информация о работе Тоталитарное государство