Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:30, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является изучением одной из важнейших тем теории государства и права формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Понятие и сущность тоталитарного государства
Причины возникновения тоталитарного государства
Взаимодействие государства и личности в тоталитарном государстве
Право в тоталитарном государстве
Исторические перспективы тоталитарного государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие, признаки и сущность тоталитарного государство………4-8
Причины возникновения тоталитарного государства……………9-11
Взаимоотношение государства и личности в тоталитарном государстве…………………………………………………………12-15
Право в тоталитарном государстве……………………………….16-20
Исторические перспективы тоталитарного государства………...21-22
Заключение………………………………………………………………...23-26
Список использованных правовых актов и литературы……………………27

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 54.12 Кб (Скачать документ)

К политическим предпосылкам тоталитарных режимов относятся: уже упоминавшаяся  этатизация общественного сознания, а главное, появления массовых, предельно  идеологизированных, партий нового, тоталитарного  типа с жёсткой, полувоенной структурой и полным подчинением рядовых  членов партийной идеологии и  её выразителям - вождям, руководству в целом.5

У носителей тоталитарного сознания выделяются следующие отличительные  черты: нетерпимость к любому инакомыслию, стремление политически или даже физически уничтожить несогласных, или их насильственно перевоспитать  в духе правильного учения, все  остальные идеи, их плюрализм они  рассматривают как заблуждение  или сознательную ложь. Им присуще  стремление к "математически безошибочному  всеобщему счастью" В этом проявился  их разрыв с рационализмом и переход  на догматические позиции, часто  сами вожди становятся заложниками  собственных догм.

3. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ

Дж. Оруэлл писал: "тоталитаризм посягнул на свободу личности так, как никогда  прежде не могли и вообразить. Важно  отдавать себе отчёт в том, что  его контроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но и  конструктивные. Не просто возбраняется выражать - даже допускать - определённые мысли и соображения, но диктуется, что именно надлежит думать. Личность изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть её в  искусственной среде, лишив возможности  сопоставлений. Тоталитарное государство  обязательно старается контролировать мысли и чувства, по меньшей мере, столь же действенно, сколь контролирует их поступки".

Людям свойственно - и это почти  закон человеческой природы - быстрее  и легче сходятся на негативной почве, на ненависти к врагам, зависти  к тем, кому лучше живется, чем  на конструктивной задаче. Враг (и внутренний и внешний) является неотъемлемой частью арсенала тоталитарного лидера. В  тоталитарном государстве террор и  страх используются не только как  инструмент уничтожения и запугивания  действительных и воображаемых врагов, но и как нормальный повседневно  используемый инструмент управления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера  гражданской войны. Также тоталитаризм должен постоянно демонстрировать  гражданам свои успехи, доказывать реалистичность провозглашаемых планов или находить убедительные для населения  доказательства, почему данные авансы не реализованы. И сюда очень хорошо вписывается поиск внутренних врагов. Здесь действует старый, давно  известный принцип: "Разделяй и  властвуй". Те, кто "не с нами, а  значит, против нас" должны подвергнуться  репрессиям. Террор развязывался без  какой-либо видимой причины и предварительной провокации. В нацистской Германии он был развязан против евреев. В Советском Союзе террор не ограничивался расовыми признаками, и его объектом мог стать любой человек.6

Стремление тоталитаризма к  переделке человеческой природы - одна из основных отличительных особенностей его от всех других форм традиционного  деспотизма, абсолютизма и авторитаризма. С этой точки зрения тоталитаризм является феноменом исключительно  двадцатого века. Он ставит задачу полной переделки и трансформации человека в соответствии с идеологическими  установками, конструирования нового типа личности с особым психическим  складом, особыми ментальностью, мыслительными  и поведенческими характеристиками, путём стандартизации, унификации индивидуального  начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к какому-то среднестатистическому знаменателю, подавлению личностного начала в  человеке. Таким образом, конечная цель создания "нового человека" - формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии. Таким человеком не нужно  даже управлять, он будет самоуправляться, руководствуясь теми догмами, которые  на данный момент выдвигаются правящей верхушкой. Однако на практике проведение этой политики породило доносительство, писание анонимок и привело к  моральному разложению общества.7

В тоталитарном обществе всё: наука, искусство, экономика, политика, философия, мораль и отношения между полами направляются одной ключевой идеей. Одним из важнейших  показателей проникновения тоталитарных начал во все сферы жизни является "newspeak" - новояз, который является средством, делающим трудным, если не невозможным  выражение иных форм мысли. Ф. Хайек  писал: "... легче всего убедить  людей в подлинности ценностей, которым их заставляют служить, если объяснить им, что это те самые ценности, в которые они всегда верили, просто раньше эти ценности понимались неправильно. Характерная особенность всей интеллектуальной атмосферы тоталитарных стран: полное извращение языка, подмена смысла слов, призванных выражать идеалы нового строя".

Однако в конечном итоге это  оружие оборачивается против режима. Так как люди вынуждены приспосабливаться  к иррационализму языка, они вынуждены  вести существование, при котором  следовать официальным предписаниям невозможно, но необходимо делать вид, что руководствуешься ими. Это порождает  как бы двойной стандарт в поведении  тоталитарного человека. Появляются феномены, названные Дж. Оруэллом "doublethink" - двоемыслие и "thought crime" - мыслепреступление. То есть жизнь и сознание человека как бы раздваиваются: в обществе он вполне лояльный гражданин, а в  частной жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к режиму. Таким образом, нарушается один из основополагающих принципов "классического" тоталитаризма: тотального единства массы и партии, народа и вождя.8

Власть меняет людей. Избирательные  репрессии, подбор и расстановка  кадров, манипулирование людьми ведут  к тому, что новая политическая система создает новый психологический  тип. Ключевые посты в партии, в  управлении страной, в армии и  т.д. занимают люди, более всего соответствующие  практике тоталитаризма, поддерживающие ее и готовые осуществлять. Одновременно люди, сформированные властью, требуют  от властной элиты соответствия тоталитарному  канону. В условиях стабильности это  влияние вряд ли существенно, но в  период социальных изменений, особенно реформ, сверху, это консервативное давление может оказаться мощным фактором торможения.

Основной социальной силой, на которую  опирался тоталитаризм в период его  формирования, был не какой-то определенный класс, а люмпенство в широком  смысле слова, люди разного социального  происхождения, выбитые из своих  традиционных социальных "луз" мощными  экономическими и военными потрясениями, люди с маргинальной психологией. В  России именно эти люди с энтузиазмом  ринулись в партию во время "ленинских  призывов", не утруждая себя необходимостью разобраться в основных идеях  марксистской теории.

Пассивная оппозиция большинства  населения и яростное сопротивление  бывших имущих классов не могли не привести на каком-то этапе к возобладанию политического и духовного тоталитаризма, к разгулу террора. Вполне естественно, что в условиях преобладания крестьянского  населения в стране по нему и пришелся основной удар. В целях сохранения позиций новая власть зачастую была вынуждена самым суровым образом  расправляться и с рабочим  классом, от имени которого она управляла. Но наибольший урон нашему народу нанес  тоталитаризм духовный. Практически  всю российскую интеллигенцию, воплощавшую  дух народа, тоталитарному режиму пришлось уничтожить, и она либо эмигрировала (и способствовала творческому  скачку Запада), либо закончила свой путь более трагично на родной земле. Тоталитарное общество не может позволить  себе такой роскоши, как свобода  мысли.9

 

 

4. ПРАВО В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ

В 30-е годы право было инструментом и в такой же мере продуктом  сплочения советского общества в  тоталитарное. Три взаимосвязанные  процесса определяли образ государства  и права в тот период: коллективизация, индустриализация, подготовка к большой  войне. Сопутствующим явлением, круто  менявшим весь уклад жизни больших  масс населения, была урбанизация - быстрый  рост городов.

В целом государство выполняло  необычную по масштабам мобилизационную  программу. С начала 30-х годов  всем было очевидно, что против СССР будет развязана крупнейшая война. СССР стал, как это бывало и в  прошлом в России "страной окопного быта". Название "казарменный социализм" недалеко от истины. В целом, мобилизационный  проект был принят подавляющим большинством народа.

Только в контексте этой реальности могут быть верно поняты правовые нормы того времени. Понятия прав человека и гуманности в окопах и  в казарме имеют совсем иное содержание, чем в мирном и благополучном  доме. В 30-е годы изменения в праве  были направлены на укрепление всех систем жизнеустройства в таком их виде, который обеспечивал быструю  мобилизацию ресурсов для вывода страны на необходимый уровень обороноспособности.10

В это время было явно отвергнуто положение марксизма об отмирании права - просто советское право было определено как особый исторический тип, который не только не отмирал, но и должен был укрепляться. Конституция 1936 г. определила источник права - закон, принимать который мог только Верховный Совет. Все остальные акты были подзаконными (на деле такие новые источники права как Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) приобретали силу закона). Однако сам закон был представлен как орудие государства, то есть государство как бы не было связано правом - оно было самодержавным. При такой трактовке любая жестокость и произвол государства выглядели правовыми.

В ряде областей права вводимые нормы  были близки к чрезвычайным. Они  ограничивали важные свободы граждан  и в некотором смысле возрождали нормы крепостного права ("модернизация через варварство"). Такими нормами  было введение паспортов с пропиской  и трудовых книжек (отмененных в 1923 г.), запреты на перемену места работы, обязательные нормы труда в колхозах, создание трудовых резервов. По сути, этому  же служило ужесточенное уголовное  право, через которое создавались  большие контингенты работников, направляемых на самые трудные участки11.

Гражданское и семейное право. Главной была задача укрепления и защиты социалистической собственности, создания условий для хорошей работы народного хозяйства. Новым был упор на договорные отношения. Были, например, введены письменные договоры поставки (товаров, услуг), была усилена ответственность за неисполнение договора. Направляющая роль народнохозяйственного плана была закреплена в Конституции 1936 г. Развивалась и практика поставки некоторых видов продукции без заключения договоров - по нарядам, выданным на основании плана, т.е. усиливались административные формы в ущерб гражданско-правовым. Критической стала проблема качества продукции. В 1939 г. вышла инструкция Госарбитража о "претензиях при поставке товаров ненадлежащего качества", установившая высокие штрафы.

Нормы семейного права в данный период были направлены на укрепление семьи, защиту интересов детей и  здоровья матери. Нигилизм первых лет  революции в отношении института  семьи изживался и из права, и  из общественного сознания. Но это  не было реставрацией архаических принципов - подчеркивалось закрепленное в Конституции  СССР 1936 г. равноправие женщины и  мужчины.

Важное значение в то время приобрел институт патроната: дети-сироты, а  также дети, изъятые по постановлению  суда от родителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялось договором, заключенным  органами здравоохранения или народного  образования, или сельсоветами с  лицами, берущими детей на воспитание.

27 июня 1936 г. было принято постановление  ЦИК и СНК СССР "О запрещении  абортов, увеличении материальной  помощи роженицам, установлении  государственной помощи многосемейным,  расширении сети родильных домов,  детских яслей и детских садов,  усилении уголовного наказания  за неплатеж алиментов и о  некоторых изменениях в законодательстве  о разводах".

Брак расторгался при вызове супругов в ЗАГС, где принимались  меры к примирению супругов. При  разводе в паспортах делалась отметка. Повышалась оплата развода (каждый последующий - вдвое дороже). Заявление  о взыскании алиментов теперь мог подать не только один из родителей, но и прокурор, профсоюз, органы ЗАГСа, органы охраны материнства и детства. Устанавливались размеры алиментов: 1/4 заработка - на одного ребенка, 1/3 - на двух, 1/2 - на трех и более детей. Неплатеж алиментов влек лишение свободы  на срок до двух лет.12

Трудовое право. Конституция 1936г. гарантировала право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, закрепив и обязанность трудиться.

С октября 1930 г. в связи с ликвидацией  безработицы прекращалась выплата  пособий по безработице. 23 июня 1931 г. был принят закон, поощряющий основные кадры рабочих - членов профсоюза, длительно  работавших на одном предприятии. Трудовое право тех лет усиливало поощрение  добросовестных работников (особенно проявивших трудовую доблесть) - и ужесточало нажим на лодырей, прогульщиков и  разгильдяев. Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1938 г. вводились единые трудовые книжки13.

В 1940 г. была повышена обязательная мера труда. Был установлен 8-часовой рабочий  день, за исключением профессий с  вредными условиями труда.

Колхозное и земельное право  решали задачи введения коллективизации  в разумные рамки, укрепления колхозов и их правового статуса. Первый этап коллективизации, на основе "Примерного устава сельскохозяйственной артели", привел, как было сказано, к тяжелейшим последствиям. Исправление их шло  в рабочем порядке. Исходя из накопленного опыта, в 1935 г. II Всесоюзный съезд колхозников-ударников  обсудил и принял новый "Примерный  устав". На его основе колхозы  должны были выработать, обсудить и  утвердить на общем собрании в  присутствии не менее 2/3 членов артели свой устав.

Информация о работе Тоталитарное государство