Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мной темы в том, что процесс становления и утверждения тоталитарного государства также предполагает и насильственную “организацию” общественной жизни на принципах “чрезвычайного положения”, что неизбежно сопровождается милитаризацией, что в конце концов ведет к войне.
Цель моей работы рассмотреть, наиболее важные общие характеристики тоталитарного государства в котором гражданин является объектом полного контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….
I. Тоталитарное государство ………………………………………….
1.1. Сущность и предпосылки тоталитаризма …………………….
1.2. Структура тоталитарной власти ……………………………….
II. Возникновение тоталитарного государства ……………………….
III. Тоталитарные политические режимы ……………………………..
2.1. Коммунизм ………………………………………………………
2.2. Фашизм ………………………………………………………….
2.3. Национал – социализм …………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.Тоталитарное государство.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА

2.1. СУЩНОСТЬ  ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА

Тоталитаризм возник в Европе, точнее, на периферии европейской  цивилизации, как результат некоего синтеза элементов азиатского деспотизма (включая крепостничество в его русском и прусском вариантах) с радикальными идеологическими доктринами, так или иначе апеллирующими к идеям социализма. При этом “периферию европейской цивилизации” следует понимать не только географически, но и как взаимодействие социо -культурных и политических комплексов двух типов цивилизаций, в результате которого и рождался этот синтез.

 Европейская капиталистическая  структура с ее веками отработанными  институтами республиканизма, парламентской демократии, рыночно-частнособственнической экономики, с ее заботой о свободах, правах и гарантиях индивида, т.е. со всем тем, что в наши дни именуется гражданским обществом и правовым государством, по сути своей несовместима с тоталитаризмом. В то же время европейские свободы позволили появиться на свет радикальным доктринам, не считающимся с моралью и человеком.5

Это, по сути, издержки самих  свобод, прав и демократических институтов, выработанных веками. В противовес европейской традиции в неевропейском мире, и, прежде всего на традиционном Востоке, господствующая система связей была построена на возвышении власти и принижении личности, на господстве командно-административного способа управления в экономике, политике, в обществе в целом.

И хотя религиозно-этические  нормы оказывали в этом смысле смягчающее воздействие, именно неевропейская  структура (азиатский деспотизм  с присущим ему “поголовным рабством”  была фундаментом, на котором при  благоприятных условиях мог созреть (или на который можно было, уже в наши дни, в почти готовом виде перенести) тоталитарный режим.

Столкновение элементов  восточной и европейской структур на периферии Европы (Россия, Пруссия, Испания) при благоприятных для  этого обстоятельствах (социальный кризис и рост радикализма) способствовало выходу на передний план явного или латентного азиатского деспотизма, который и стал опорой носителей радикальных теорий переустройства мира. Естественно, что чем сильнее были элементы азиатчины, тем большим оказался простор для произвола бесчеловечного и аморального радикализма.6

При первом приближении  тоталитаризм характеризуют следующие  взаимосвязанные и взаимообусловленные  признаки:

 — тотальный государственный  контроль над обществом;

 — всеобщая монополизация и централизация власти в руках государственной бюрократии;

— система жесткого полицейского террористического контроля над  всеми гражданами (исключение —  только для вождя);

— политизация (в плане  пропаганды) всей жизни и уничтожение  политики как таковой;

 — господство единственной  правящей массовой партии, которая  является ядром политической  системы тоталитарного общества.

При этом подобная партия не является политической: она не способна действовать без государственной  власти, строго централизована и выступает в качестве дополнения к правящей группировке. Члены такой массовой партии — корпоративная элита, сплоченная сознанием избранности и морального превосходства над обществом. Ее функции:

- управление тоталитарным обществом и контроль над ним; подготовка и выдвижение новых лояльных режиму кадров. Она является буфером между центральной властью и обществом и осуществляет репрессивные функции к инакомыслящим;

 — идеологизация  общества и общественной жизни  на основе единой государственной  идеологии;

 — унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни (например, единый политдень и пр.);

 — ставка на  обновление общества на основе  утопических глобальных идей;

 — ставка на  свою расу (может быть, в скрытом  и закамуфлированном виде, например, в нашей стране идея “единого советского народа” ) .

2.2. ОСНОВНАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА

Тоталитаризм (от лат. “тоталь” — всеобщий, всеобъемлющий) — это  политический режим, при котором  гражданин является объектом полного  контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти.7

В антиутопиях Е. Замятина “Мы”, Дж. Оруэлла “1984” тоталитарный строй  описан как замкнутое рационально-технократическое общество, расчеловечивающее человека, превращающее его в “винтик” на основе психофизической инженерии и уничтожения морали, любви, религии, подлинного искусства и науки. С середины 30-х годов различные концепции тоталитаризма начинают распространяться в социально-философской и художественной литературе как осмысление практики нацизма и сталинизма.

Мы попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы  на примере нашей страны по следующим  направлениям: идеология, политика, экономика.

За 75 лет СССР прошел три этапа  тоталитаризма: первый — с 1917 года до конца 20-х годов; второй — с конца 20-х до середины 50-х годов; третий — с середины 50-х до середины 80-х  годов.

Тоталитаризм есть качественно  иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего — режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии.

Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.

Тоталитарное государство идеологизирует все сферы жизни, теряя всякую способность к самокоррекции. При этом идеология исходит из некоторой первичной системы идеалов. Октябрьская революция ввела у нас существенно новую (вместо самодержавной) систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму — царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс.

Эта система идеалов  послужила основой для созданной  в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи “непогрешимого вождя” и “образа врага”. Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена “образ врага” распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха.

Противоестественное с  точки зрения разума, но реально  существующее в сознании народа сочетание  ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и лживая пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности — все это оправдывало необходимость противостояния “врагам народа”. Вечной борьбой с “врагами народа” в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной “сверхзадачей” всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия.

На рубеже 1950—60-х годов  с окончанием перманентного идеального состояния (XX съезд разрушил миф  о внутренних “врагах народа” , были провозглашены паритет сил  с НАТО и “окончательная победа социализма в нашей стране” ) и  одновременно начались процессы деидеологизации и распада идеи безусловного преимущества социализма и неизбежности мировой социалистической революции.

Любое тоталитарное государство создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая. Культ власти — в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью — ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть — имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего — ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.

Создавая свой культ, тоталитарное государство мистифицирует все властные функции, безгранично преувеличивая их значение, засекречивая обеспечивающие их огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств. А точнее, для власти не существует ничего объективного, ничего, что происходит само собой, без ее руководства, вмешательства и контроля.8

Культ власти оказался гораздо жизненнее культа личности. Мы давно уже научились критически относиться к самовосхвалениям власти, понимая незначительность или относительность ее реальных успехов. Но считать, что наши беды объясняются только тем, что руководство недоглядело, ошиблось, что оно виновно или даже преступно — значит все еще оставаться в плену культа власти. В этом, собственно, и состоят иллюзии XX съезда: раньше власть была плохой, теперь власть будет хорошей, но она как была, так и останется всесильной. Избавление от тоталитарной мистификации в другом — в понимании ничтожности реального значения власти в сравнении с процессами самоорганизации общества.

Власть меняет людей. Избирательные репрессии, подбор и  расстановка кадров, манипулирование  людьми ведут к тому, что новая политическая система создает новый психологический тип. Ключевые посты в партии, в управлении страной, в армии и т.д. занимают люди, более всего соответствующие практике тоталитаризма, поддерживающие ее и готовые осуществлять. Одновременно люди, сформированные властью, требуют от властной элиты соответствия тоталитарному канону. В условиях стабильности это влияние вряд ли существенно, но в период социальных изменений, особенно реформ сверху, это консервативное давление может оказаться мощным фактором торможения.

Основной социальной силой, на которую опирался тоталитаризм в период его формирования, был  не какой-то определенный класс, а люмпенство в широком смысле слова, люди разного  социального происхождения, выбитые  из своих традиционных социальных “луз” мощными экономическими и военными потрясениями, люди с маргинальной психологией. В России именно эти люди с энтузиазмом ринулись в партию во время “ленинских призывов” , не утруждая себя необходимостью разобраться в основных идеях марксистской теории.

Второй этап тоталитаризма  характеризуется тем, что он уже  сформировал свою собственную социальную базу, полностью отвечающую его зрелым формам. Это армия бюрократии, способная  с помощью карательных органов  дать отпор всем, кто поднимется на уровень “рассудка” и заявит о своих правах.

В ходе третьего этапа  окончательно формируется “номенклатура”, привилегированная прослойка, войти  в которую было не просто, но “выпасть”  из нее можно было лишь за особо  одиозные прегрешения. Границы между разными слоями общества становятся менее подвижными. И все это происходит под лозунгами равенства и воцарившейся справедливости.

В области политической, возникновение тоталитаризма возможно лишь в таком обществе, где многопартийная система сменяется однопартийной. В этом случае партия, придя к власти, стремится уничтожить всю политическую оппозицию. Например, уже на первом этапе тоталитаризма в СССР возобладал политический тоталитаризм: речь идет об однопартийной системе и абсолютном огосударствлении всей политической системы, включая все общественные организации. Политические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают или носят формально-декоративный характер.

Главной задачей партии становится непрерывное формирование нужного для нее человека. Обществу систематически навязывалась мысль, что партия ищет власти не ради нее самой, а ради блага большинства.

Процесс становления  и утверждения тоталитаризма  также предполагает и насильственную “организацию” общественной жизни  на принципах “чрезвычайного положения”, что неизбежно сопровождается милитаризацией. Такая “организация” общественной жизни обусловливает применение средств прямого террора, инициируемого сверху, поддерживаемого и активно осуществляемого люмпенизированной частью общества.9

Ведущей и, безусловно доминирующей формой социальных отношений в условиях тоталитаризма является политика, основанная на прямом насилии, поэтому политизация тоталитарного общества сопровождается его милитаризацией

Источником, экономической  базой тоталитаризма является тотальная государственная собственность (на средства производства прежде всего). Экономическую основу этого строя составляет репрессивно-принудительный способ организации производства, базирующийся на монопольной государственно-бюрократической собственности.

Третий этап тоталитаризма  в области экономики характеризуется  достижением высшей степени насилия, и общество начинает закосневать  и стагнировать. Однако ускоренное развитие современного мира, прогрессирующая  взаимозависимость стран ведут  к тому, что стагнация практически сразу начинает рассматриваться как деградация.

Информация о работе Тоталитарное государство