Демократическое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 08:53, реферат

Описание

Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нём представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплённые законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан, независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов. Данный политический режим означает гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений.1

Содержание

Введение с. 3.
Глава 1. Понятие демократии с. 5.
Глава 2. Формы демократии с. 12.
2.1. Непосредственная демократия с. 12.
2.1.1. Референдум с. 16.
2.1.2. Выборы с. 23.
2.2. Представительная демократия с. 28.
Заключение с. 33.
Список использованной литературы и нормативных источников с. 34.

Работа состоит из  1 файл

демократическое государство.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

ПЛАН.

 

 

 

 

 

  • Введение                                                                                                          с. 3.
  • Глава 1. Понятие демократии                                                                     с. 5.
  • Глава 2. Формы демократии                                                                       с. 12.
  • 2.1. Непосредственная демократия                                                            с. 12.  
  • 2.1.1. Референдум                                                                                           с. 16.
  • 2.1.2. Выборы                                                                                                  с. 23.
  • 2.2. Представительная демократия                                                            с. 28.
  • Заключение                                                                                                     с. 33.
  • Список использованной литературы и нормативных источников     с. 34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие демократии.

Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нём представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплённые законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан, независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.  Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов. Данный политический режим  означает гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений.1 

Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления2. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, политическом многообразии; местном самоуправлении.

В Конституции Российской Федерации указывается (ст. 3), что  носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации  является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается  государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие — «демократия» в переводе с древнегреческого).

Каждая из двух категорий  «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и  требует специального рассмотрения.

С юридической точки  зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства  возникает и государственная  власть как один из существенных признаков  государства.3

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.

Особое место в этой системе занимает государство. Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативно-правовых актов.

Почему именно государство  является основной формой реализации

суверенитета народа?

Во-первых, государство  — это единственная полновластная  организация в масштабе страны.

Во-вторых, государство  представляет весь многонациональный  народ России, выражает его совокупную волю.

В-третьих, государство  является собственником значительной доли средств  производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью.

В-четвертых, государство  является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами.

Для Российской Федерации  как государства присущи определенные признаки, свойственные любому государству, независимо от общественно-экономической формации, формы устройства и правления, политического режима и других критериев.4

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.5

 Поэтому признание  народа в качестве верховного  носителя государственной власти является выражением народного суверенитета.6

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ.

Разделение  властей — один из основных признаков демократии и принципов действующей Конституции Российской Федерации. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией Российской Федерации и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

В современных условиях становления конституционного строя  в Российской Федерации принцип  разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы  предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Демократия в Российской Федерации осуществляется и на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического  многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Политический плюрализм  способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения.

Политический плюрализм  — это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется  в деятельности независимых объединений  граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма —  предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.7

Демократизм Российской Федерации означает наличие в  ней местного самоуправления. 8   Это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность, деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.9

Конституция определяет формы осуществления местного самоуправления в РФ. К ним относятся: референдумы местного значения, участие в выборах в органы местного самоуправления (непосредственная демократия), осуществление местного самоуправления через выборные и другие органы местного самоуправления (представительная демократия), другие формы прямого волеизъявления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).10

Местное самоуправление следует рассматривать в трех главных аспектах как:

- одну из основ конституционного строя;

- право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;

- одну из форм народовластия.11

Такой автор как М. В. Баглай выделяет также в качестве  важнейшего признака демократического государства и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, поскольку, именно здесь, как считает он,  проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Демократическое государство  не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.12

Глава 2. Формы демократии.

2.1. Непосредственная демократия.

В отечественной правовой литературе нет единства в толковании понятия непосредственной демократии. Ученые определяют ее по-разному. Наибольшее распространение, пожалуй, получило определение, данное В.Ф. Котоком, который под непосредственной демократией в социалистическом обществе понимал инициативу и самодеятельность народных масс в управлении государством, их прямое волеизъявление при выработке и принятии государственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений, в осуществлении народного контроля.

По мнению Н.П. Фарберова, «прямое народовластие означает прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии государственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля».

Главный признак непосредственной демократии, чрезвычайно актуальный ныне, — сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также регулятивная функция в системе социального управления, сконструированная на принципах представительного правления и народного суверенитета.

Народ, обладая государственной властью во всей ее полноте, не отчуждает ее от себя, наоборот, он создает надежные механизмы, при помощи которых может высказать, исходя из собственного понимания своих интересов, мнение относительно целесообразности и результативности осуществления государственной власти ее институтами: народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в ее функционирование и направленность.

Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Информация о работе Демократическое государство