Государственный аппарат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:39, реферат

Описание

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного аппарата.

Работа состоит из  1 файл

Теория государства и права.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

Система государственных  органов, их компетенция и т.д. в  существенной мере зависят от типа и формы государства. Конкретные очертания организационной структуры зависят от различных объективных и субъективных условий и факторов, в числе которых общественные функции государства и проводимая им государственная политика, внутренние условия и факторы самого управления (человеческий потенциал, информационное обеспечение, демократизм, стиль управления) и др.

К органам  государства относятся: органы государственной  власти, управления,дипломатические органы, суда и прокуратуры. Механизм государства, помимо органов государства, включает вооруженные силы в виде постоянной армии. Она используется как для осуществления внешних функций, так и для подавления антиправительственных и антиобщественных выступлений.

Государственный орган выступает в качестве системообразующего элемента меха-низма государства,связанного с формированием и реализацией государственно-управляю-щего воздействия и, следовательно, организационной структуры государственного управления.

Существуют  различные характеристики государственного органа:

              1. Функциональная – госорган как структура, выполняющая определенные функции государства;
              2. Юридическая – как структура,наделенная определенной компетенцией (совокупностью функций и полномочий),государственно-властными полномочиями;
              3. Социологическая- госорган как коллектив людей, выделенный обществом в порядке общественного разделения труда для выполнения задач в сфере государственного управления и деятельности.
              4. Организационная –определенная структура рассматривается с позиций организации ее элементов и их взаимосвязей в связи с принадлежностью к государственному аппарату.

Государственный орган представляет собой формально  созданную государством структуру  власти, для осуществления определенных функций государства и наделением её властными полномочиями государства. В связи с этим надо различать государственный орган,который создает и реализует управленческие решения, и государственные учреждения, организации и предприятия, осуществляющие и создающие материальные,социальные и духовные продукты и услуги.

Как уже отмечалось, механизм государства состоит из различных частей и блоков, где основным элементом является орган государства, который:

♦ занимает определенное место в иерархической  системе механизма государства;

♦ выполняет  определенные функции;

♦ имеет свою структуру;

♦ наделен  властными полномочиями.

Возглавляют систему государственные органы: Президент РФ; Правительство РФ; Федеральное Собрание - парламент РФ (Госдума и Совет Федерации); Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший арбитражный суд РФ.

Иногда граждане, занятые управлением государством, наделены самостоятельными властными полномочиями и именуются должностными лицами (например, капитан корабля).

Государственный орган это составная часть механизма государства,которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма.

Государственный орган - это наделенный властными полномочиями элемент механизма государства (государственного аппарата), участвующий в осуществлении функций государства.

Это первичное  и важнейшее звено механизма  государства,играющее ведущую роль в реализации задач и исполнении функций государства.

Для государственного органа характерны определенные признаки:

              • Обладает определенной самостоятельностью;
              • Образован и действует на основе правовых актов;
              • Выполняет присущие только ему задачи и функции;
              • Наделен властными полномочиями;
              • Имеет внутреннее строение (структуру);
              • Имеет материальную базу, финансовые средства, источник финансирования.

Государство — в его человеческом измерении  и рациональном понимании — состоит из свободных индивидов— граждан государства. В этом смысле весь государственный механизм (аппарат),все государственные органы и учреждения (законодательные, исполнительные,судебные и т.д.) — это институциализированные (организованные) группы(соединения, совокупности) граждан, которые в определенном правовом порядке наделяются теми или иными государственно-властными полномочиями и осуществляют их.

В институционально-властном плане государственный орган,учреждение, должность (должностное лицо) — это  структурная часть механизма(аппарата) государственной власти, наделенная определенным объемом государственно-властных правомочий (компетенцией).

Все государственные органы, учреждения, должности и т.д.,составляющие механизм (аппарат) государства, образуются и действуют в установленном правовом порядке. Их государственно-властные правомочия, порядок,формы и процедуры реализации ими своих правомочий и т.д. определяются и регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами.

Система государственных  органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Это обусловлено необходимостью выражения суверенной власти государства в виде соподчиненных компетенций различных государственных органов, возглавляемых высшими органами,которые наделяются суверенными государственно-властными правомочиями.

В иерархизированной  системе государственных органов,учреждений и должностных лиц каждый орган (учреждение, должностное лицо)наделен своей компетенцией, соответствующей его месту в данной системе и согласованной с компетенцией других органов.

Компетенция государственного органа (учреждения,должностного липа) — это совокупность его государственно-властных правомочий,т.е. его права и обязанности. Причем права государственного органа(учреждения, должностного лица) — это вместе с тем и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами, совершать соответствующие государственно-властные действия. В свою очередь, обязанности, возложенные в установленном правом порядке на государственный орган (учреждение, должностное лицо), означают и его право совершать (в установленном порядке) соответствующие действия государственно-властного характера.

Основания формирования государственных органов

В формировании определенного типа государственных органов используется несколько организационных оснований:

Линейное основание – создается строго формализованная структура с преобладанием вертикальной подчиненности государственных органов в виде строгой иерархической пирамиды, с наличием строгого единоначалия и единства распорядительства, устойчивая и эффективная для проведения властных требований. При данном основании построении органа управления слабо выражены обратные связи, наблюдается его узкая направленность, что снижает универсальность и эффективность.

Функциональное основание – образуются государственные органы специально приспособленные к ведению конкретных функций управления, что позволяет подбирать высоко профессиональных специалистов.Отрицательным является для этого основания сложности в межфункциональной координации, которая ограничивает достоинства специализации в ведении отдельных функций управления.

Линейно-функциональное основание – сочетание двух предыдущих оснований дает возможность создавать структуру, в которой одни органы принимают и властно проводят в жизнь управленческие решения, а другие обеспечивают их информацией консультативного, статистического, координационного и другого свойства, что позволяет повысить уровень государственного управления.

Программно-целевое основание – в основе создания структуры лежит какая-либо цель (совокупность целей), комплексная программа,выполнению которых подчиняются все элементы структуры и их взаимосвязи, что способствует интеграции интеллектуальных, природных, производственных,информационных и иных ресурсов для решения актуальных общественных вопросов.Это основание получило развитие в конце прошлого столетия.

Матричное основание – тип структур,связанный, как правило, с территориальным управлением. Сочетает в себе линейное и программно-целевое управление.Обеспечивает комплексный подход в управлении на определенной территории и дает возможность гибкого, быстро приспосабливаемого подхода к активно развивающимся и динамичным управляемым объектам.

Виды  государственных  органов

Государственные органы могут быть подразделены на различные виды и по различным  основаниям.

По  структуре или  способу организации они классифицируются на простые и сложные. Простые не имеют внутренних подразделений. Примером может служить нотариат. Сложные, напротив, обладают соответствующей организацией. К ним относятся: Государственно-правовое управление при Президенте РФ, министерства и ведомства и др.

Органы государства  также можно классифицировать по субъектам формирования. В этом случае они подразделяются на представительные органы и органы, формируемые другими органами государства,или иначе первоначальные и производные.

В зависимости  от территориальной сферы деятельности органы государства подразделяются на федеральные,органы субъектов Российской Федерации, территориальные.

По  наличиютого или иного объема властных полномочий выделяются:высшие и местные органы государства.

-» Высшие  органы государства осуществляют  властные полномочия на территории всего государства.

-» Местные  органы государства осуществляют  свою деятельность в пределах  административно-территориальных единиц.

По  характеру компетенции (полномочий) их можно разделять на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

-» К органам  общей компетенции, например, можно  отнести правительство, поскольку оно решает широкий спектр вопросов.Правительство участвует в осуществлении всех функций государства.

-» К органам  специальной компетенции можно  отнести министерства, которые осуществляют один вид деятельности,выполняют одну функцию государства (МВД, министерство юстиции, Прокуратура, ФСБ).

По  сфере распространения  характер и содержание полномочий приводит к разделению органов управления на органы общей, отраслевой и межотраслевой (функциональной) компетенции.

По  порядку осуществления  компетенции можно выделить коллегиальные и единоначальные государственные органы.

* коллегиальным  органам относится парламент  (Федеральное Собрание РФ).

* К единоначальным  органам относится Президент.

По  срокам полномочий выделяются постоянные и временныеорганы государства.

-» Постоянные  органы государства создаются без ограничения срока действия.

-» Временные  органы создаются для выполнения  краткосрочных задач и для достижения краткосрочных целей.

Наиболее  существенное значение имеет деление  государственных органов по характеру выполняемых ими задач или иначе по принципу разделения властей. В зависимости от этого основания государственные органы подразделяются на представительные (законодательные), исполнительные и судебные (правоохранительные)органы.

-» К законодательным  органам относится высший представительный орган государства - парламент, основной функцией которого является принятие и издание законов.

-» К исполнительным  органам относится правительство,  которое непосредственно управляет  государством. Свою многостороннюю  деятельность правительство осуществляет с помощью многочисленных органов государства.

-» К судебным  органам относятся суды различных  компетенций, которые реализуют  правосудие посредством судопроизводства.

Соподчиненность органов между  собой. Это позволяет разделить органы на вышестоящие и нижестоящие.

Информация о работе Государственный аппарат