Государственный аппарат: понятия и принципы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание

Эффективная деятельность государства в экономической, политической и социальной областях во многом зависит от личного состава государственных органов. Одной из задач законодательства о государственной службе является четкое определение прав и обязанностей государственных служащих, создание надлежащих условий для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности.

Содержание

Глава 1. Понятия государственного аппарата и механизма государства...........5
Соотношение государственного аппарата
с механизмом государства..................................................................5
Механизм государства как организация
государственной власти......................................................................6
1.3 Свойства механизма государства................................................7
Глава 2. Структура и функции государственного аппарата...............................9
2.1 Государственный аппарат как единая целостная система…...9
2.2. Соотношение различных ветвей государственной власти
в системе государственного аппарата.............................................10
2.3 Функции ветвей власти в системе
государственного аппарата..............................................................11
Глава 3. Принципы организации и деятельности государственного
аппарата………………………………………………………...………18
3.1 Общие принципы........................................................................18
3.2 Частные принципы......................................................................24
Заключение.............................................................................................................26
Использованные источники и литература..........................................................29

Введение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 94.74 Кб (Скачать документ)

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Понятия государственного аппарата и механизма государства...........5

      1. Соотношение государственного аппарата

с механизмом государства..................................................................5

      1. Механизм государства как организация

государственной власти......................................................................6

1.3 Свойства  механизма государства................................................7

Глава 2. Структура и функции государственного аппарата...............................9

2.1 Государственный аппарат как единая целостная система…...9

2.2. Соотношение различных ветвей государственной власти

в системе  государственного аппарата.............................................10

2.3  Функции ветвей власти в системе

государственного аппарата..............................................................11

Глава 3. Принципы организации и деятельности государственного  
     аппарата………………………………………………………...………18

3.1 Общие принципы........................................................................18

3.2 Частные принципы......................................................................24

Заключение.............................................................................................................26

Использованные  источники и литература..........................................................29

 

Введение

 

Эффективная деятельность государства в экономической, политической и социальной областях во многом зависит от личного состава  государственных органов. Одной  из задач законодательства о государственной  службе является четкое определение  прав и обязанностей государственных  служащих, создание надлежащих условий  для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности.

Правовое  положение государственного служащего  закреплено в Федеральном законе «О Государственной Гражданской  службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года, №79-ФЗ (ред. от 11.07.2011), Федеральном Законе РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года, №58-ФЗ, (ред. от 28.12.2010) и других нормативных актах. Граждане, находящиеся на государственной службе, в отличие от лиц, состоящих в обычных трудовых правоотношениях, имеют особый правовой статус, в состав которого входят права и обязанности, регулируемые нормами административного, трудового и других отраслей законодательства. Административные права и обязанности необходимы государственному служащему для осуществления служебной деятельности по занимаемой должности. Они реализуются и исполняются преимущественно в отношениях с третьими лицами. Трудовые – закрепляются за государственным служащим как наемным работником, реализуются и выполняются в отношениях между ним и работодателем внутри государственного органа.

Актуальность выбранной темы работы состоит в том, что составной  частью проводимых административных реформ являются меры по повышению эффективности  работы госаппарата и его отдельных  структур. Эффективный госаппарат означает, что каждое министерство, ведомство или учреждение использует свою власть и ресурсы для достижения целей и стандартов наиболее экономным путем.

Целью работы является изучение вопросов формирования и деятельности государственных  органов, правой статус и компетенция  государственных служащих.

Цель  работы определяет ее задачи:

  • изучение понятия и структуры государственного аппарата;
  • изучение видов органов государства;
  • изучение принципов формирования и деятельности государственных органов РФ;
  • изучение правового статуса и компетенция государственного служащего и должностного лица;
  • изучение проблем совершенствования организации и деятельности государственного аппарата.

Объектом  исследования является система государственной  службы в РФ. Предметом исследования государственный аппарат.

 

 

Глава 1.  Понятия государственного аппарата и механизма государства

 

Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются  функции государства, достигаются  стоящие перед ним на различных  этапах его развития цели и задачи.1

 

    1. Соотношение государственного аппарата

с механизмом государства.

 

Понятие «государственный аппарат» тесно связано  с понятием «механизм государства». Первое принято употреблять в  двух смыслах - широком и более  узком. В широком смысле понятие  государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает  с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком  смысле под государственным аппаратом  принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного  права2.

Правда  в юридической науке и учебной  литературе существует точка зрения, согласно которой под государственным  аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделённых для этого  властными полномочиями, а в понятие  государственного механизма включаются также «материальные придатки»  (вооружённые силы, полиция, исправительно-трудовые учреждения и др)3.

В теории государства и права понятие  государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т.е. как адекватное понятию механизма  государства.

Механизм  государства представляет собой  систему специальных государственных  органов и учреждений, через которую  осуществляется государственная власть, обеспечивается государственное руководство  обществом и защита его основных интересов. Все государственные  органы тесно связаны между собой. Каждый из них выполняет определённые задачи, действуют согласованно, в  единой системе.

 

    1. Механизм государства как организация

государственной власти.

 

На механизм государства влияет состояние экономики, соотношение политических сил, цели, задачи, функции государства, в соответствии с которыми создается государственный  механизм, и вносятся необходимые  изменения.

Государственный механизм можно назвать государственной  властью. Он создается для осуществления  функций государства, и эта связь  сказывается в конкретной структуре  государственного аппарата. Государственный  аппарат создает необходимые  учреждения, с помощью которых  проводятся в общественную жизнь, в  поведение людей государственные  решения.

Вследствие  изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат  выступает основным организующим началом  политической системы общества.

Независимо  от того, какой смысл вкладывается в содержание государственного аппарата (механизма государства), его неотъемлемыми частями выступают государственные органы.

 

1.3 Свойства механизма государства.

 

Механизм государства - это целостная  иерархическая система государственных  органов и учреждений, практически  осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства1.

Приведенное определение позволяет выделить следующие наиболее общие характерные  свойства механизма государства.

Во-первых, механизм государства состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и профессионально занимается управлением (законотворчеством, исполнением  законов их охраной от нарушений).

Во-вторых, первичными структурными элементами механизма  являются государственные органы и  учреждения, в которых работают государственные  служащие. Государственные органы иерархически соподчинены друг с другом. Обособление  отдельных элементов механизма  и превращение их в доминирующую силу само по себе является показателем  кризиса политической власти, который  нередко испытывают государства.

В-третьих, каждый государственный орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Поэтому, выступая от собственного имени, он действует как орган  государственного властвования.

В-четвёртых, для обеспечения властных велений  государственный орган при необходимости  имеет возможность использовать организационные и материальные орудия принуждения (вооружённые отряды людей, тюрьмы и др.).

В-пятых, механизм государства призван надёжно  гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Последнее означает, что сфера властных полномочий государственных органов должна строго ограничиваться правом, которое обеспечивает гармоничные отношения между государством и личностью.

Таким образом, анализ общих характерных свойств механизма государства свидетельствует, что при помощи механизма практически осуществляется государственная власть и выполняются задачи и функции государства.

 

 

 

Глава 2.  Структура и функции государственного аппарата

 

 Под структурой государственного аппарата понимаются его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его звеньев, их соотношение.1

 

    1.   Государственный аппарат как единая целостная система.

 

В любой  стране сложившейся государственный  аппарат – это единая целостная (общая) система, она состоит из ряда частных систем. Каждая такая система  включает однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности государственные органы.

Наиболее  важные частные системы современного государственного аппарата следующие: система органов законодательной  власти, система органов исполнительной власти, система органов судебной власти, система органов прокуратуры. В России в соответствии с принципом  разделения властей, который официально признан и конституционно закреплён (ст. 10 Конституции Российской Федерации), государственные органы являются носителями законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти.

В свою очередь, орган государства является первичным  элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные  между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в  решении наиболее общих задач  государства и осуществлении  его функций.

В научной  и справочной литературе государственные  органы тоже понимаются неодинаково. Например, в одних случаях под государственным  органом имеется ввиду «учреждение, выполняющее определённые задачи в той или иной области общественной жизни (например, орган здравоохранения, орган образования)». В других случаях государственный орган рассматривается как составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. В третьих же случаях государственный орган трактуется как «определённым образом организованная группа людей участвующая в организации определённых государственных функций.

 

2.2 Соотношение различных ветвей государственной власти в системе государственного аппарата.

 

В настоящее  время нет единого мнения, каким  должен быть государственный аппарат, как должны соотноситься между собой  различные ветви государственной  власти, а, следовательно, и их носители – государственные органы. Должны ли они быть равны между собой  или должна существовать их определённая соподчинённость, субординация?

Высказывается точка зрения, согласно которой все  ветви государственной власти и  их носители должны находиться в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга.

В странах  с тоталитарным или авторитарным режимами усиленно насаждается идея о том, что исполнительная власть, а вместе с ней и её носители должны доминировать в структуре  государственного аппарата. Однако реализация подобной концепции приводит не к  демократии, а к диктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, в  частности, политическая практика фашисткой  Германии, фашистской Италии и ряда других стран.4

Другой  подход к решению проблемы соотношения  ветвей государственной власти и их носителей заключается в том, что на первый план выступает законодательная власть, источником которой является народ. Во всех демократических странах эта концепция получила всеобщее признание.

 

2.3 Функции ветвей власти в системе государственного аппарата.

 

Что же собой  представляет каждая из частных систем государственных органов, входящих в общую систему – государственный  аппарат?

Органы законодательной власти.

Основным  назначением органов законодательной  власти (представительных органов) является законодательная деятельность. В демократических государствах они занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные.

К государственной  власти относятся парламенты. Одна из их важнейших функций – принятие законов.

Сосредоточивая  в себе законодательные функции, парламент нередко передаёт часть  из них другим подконтрольным ему  органам. Возникающая в результате этого система актов носит  название делегированного законодательства.

Разумеется, идеальным, строго конституционным  считалось бы такое положение, при  котором, при котором законодательная  власть оставалась исключительно привилегией  законодателей, непосредственно подчинённых  избирателям. Это было бы справедливым в отношении любого современного государства. Однако в жизни всё  обстоит далеко не так.

Информация о работе Государственный аппарат: понятия и принципы организации