Государственный аппарат: понятия и принципы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание

Эффективная деятельность государства в экономической, политической и социальной областях во многом зависит от личного состава государственных органов. Одной из задач законодательства о государственной службе является четкое определение прав и обязанностей государственных служащих, создание надлежащих условий для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности.

Содержание

Глава 1. Понятия государственного аппарата и механизма государства...........5
Соотношение государственного аппарата
с механизмом государства..................................................................5
Механизм государства как организация
государственной власти......................................................................6
1.3 Свойства механизма государства................................................7
Глава 2. Структура и функции государственного аппарата...............................9
2.1 Государственный аппарат как единая целостная система…...9
2.2. Соотношение различных ветвей государственной власти
в системе государственного аппарата.............................................10
2.3 Функции ветвей власти в системе
государственного аппарата..............................................................11
Глава 3. Принципы организации и деятельности государственного
аппарата………………………………………………………...………18
3.1 Общие принципы........................................................................18
3.2 Частные принципы......................................................................24
Заключение.............................................................................................................26
Использованные источники и литература..........................................................29

Введение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 94.74 Кб (Скачать документ)

Разумеется, не все органы государства формируются  непосредственно народом. Но этого  и не требуется для реализации принципа демократизма. Вполне достаточно того, что народ путем свободных  выборов формирует так называемые первичные органы государства (парламент, президента, некоторые другие органы), которые в свою очередь создают  остальные звенья государственного аппарата. Поэтому особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция РФ впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: «Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина - обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам  государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует  принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно  же, он не может произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует  его в качестве магистрального пути развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства, исключающий произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

Принцип разделения властей является одним  из ведущих принципов организации  и деятельности государственного аппарата во многих демократических государствах. В нашей стране идея разделения властей получила признание в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия и получила закрепление в статье 10 Конституции 1993 года.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 Конституции РФ, все органы государства должны формироваться и действовать в соответствии с законодательством своей страны. Это также один из важнейших принципов организации и деятельности государственного аппарата.

Законность, если говорить о ней в самом  общем виде, означает соблюдение и  исполнение законодательства – законов  и подзаконных актов. А это  значит, что все органы государства  должны создаваться в соответствии с действующим в стране законодательством, поскольку порядок их образования  предусмотрен Конституцией, другими  законами государства, а в ряде случаев и подзаконными нормативными актами.

Будучи  сформированными в соответствии с действующим законодательством, органы государства и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения должны осуществлять свою деятельность также в соответствии с законодательством, поскольку порядок их деятельности, их права и обязанности опять же определяются законодательством страны.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет отношение, прежде всего, к организации деятельности органов исполнительной и судебной власти. Именно эти звенья государственного аппарата должны формироваться и функционировать на профессиональной основе, позволяющей на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан и страны, поскольку решение вопросов, относящихся к компетенции органов исполнительной и судебной власти, требует специальных познаний в той или иной области общественной жизни.

В то же время и законодательная власть не должна пренебрегать данным принципом. Конечно, сформировать парламент или  какой-то другой законодательный орган  на строго профессиональной основе практически  невозможно, так как подобные органы формируются населением, которое  выбирает туда своих представителей, руководствуясь не столько профессиональными, сколько иными их качествами. Вместе с тем при формировании структурных  подразделений этих органов (комитетов, подкомитетов, комиссий, подкомиссий  и т.д.) нужно учитывать профессиональные качества народных избранников и  поручать решение тех или иных вопросов лицам, компетентным в этих вопросах.

2) Принципы, закрепляемые в федеральных  законах.

Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма  Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию  в принципах, закрепляемых в федеральных  законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «Государственной гражданской службе Российской Федерации». Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этих нормативных правовых актах сформулированы следующие принципы:

- верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;

- обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

- обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

- гласность в осуществлении государственной службы;

- ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- внепартийность государственной службы;

- отделение религиозных объединений от государства;

- стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

К числу  этих принципов следовало бы отнести  также: сочетание коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как  системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи  и взаимодействии, придают механизму  государства необходимые для  его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

Поскольку вопрос о количестве и наименовании общих принципов организации  и деятельности государственного аппарата не имеет однозначного решения, в  научной и учебной литературе можно встретить и другие мнения на этот счет.

 

3.2 Частные принципы.

 

К частным  относят принципы, которые лежат  в основе не всего государственного аппарата, а только отдельных его  звеньев (например, органов судебной власти или органов прокуратуры). Такого рода принципы могут закрепляться как в Конституции, так и в  законодательных актах, регулирующих порядок формирования и функционирования соответствующих звеньев государственного  аппарата. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы, в конечном счете, проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

 

Заключение

 

Понятие «государственный аппарат» тесно связано с понятием «механизм государства». Первое принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно- распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т.е. как адекватное понятию механизма государства.

Принципы деятельности государственного аппарата - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного аппарата, отдельные органы или группы органов.

Государственный аппарат состоит из различных  частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма  является орган государства. В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.

Выделяют  три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение органов законодательной власти в аппарате государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.

В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства).

Важное  место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: «право там, где средства его защиты».

Органы прокуратуры играют вспомогательную роль в осуществлении судебной власти, однако их деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.

 

Использованные источники  и литература

I. Нормативно-правовые акты

 

1.     Конституция Российской Федерации от 12.12.1993// М.: Норма,2008.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 2-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс»

3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 N 3-ФКЗ, от 19.06.2004 N 4-ФКЗ, от 03.11.2004 N 6-ФКЗ, от 01.06.2005 N 4-ФКЗ, от 30.01.2007 N 1-ФКЗ, от 02.03.2007 N 3-ФКЗ, от 25.12.2008 N 5-ФКЗ, от 30.12.2008 N 8-ФКЗ, от 29.01.2010 N 1-ФКЗ, от 22.07.2010 N 4-ФКЗ, от 28.12.2010 N 8-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс»

4.   Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.11.1995 № 168-ФЗ, от 10.02.1999 № 31-ФЗ, от 19.11.1999 № 202-ФЗ, от 02.01.2000 № 19-ФЗ, от 29.12.2001 № 182-ФЗ, от 28.06.2002 № 77-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 05.10.2002 № 120-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 15.07.2005 № 85-ФЗ, от 04.11.2005 № 138-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, с изм., внесёнными Постановлениями Конституционного суда РФ от 18.02.2000 № 3-П, от 11.04.2000 № 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного суда РФ от 17.07.2002 № 13-П, от 18.07.2003 № 13-П) // СПС «Консультант плюс»

5.     Федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 13.04.1999 № 75-ФЗ, от 19.04.2002 № 38-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ) // СПС «Консультант плюс»

6.     Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О формировании Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 16.12.2004 № 160-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 21.07.2007 № 121-ФЗ) // СПС «Консультант плюс»

Информация о работе Государственный аппарат: понятия и принципы организации