Функции Республики Казахстан в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие понятия и содержания функций государства. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие функций государства и описать их классификацию.
Изучить формы осуществления функций государства в РК.
Рассмотреть реализацию функций государства органами государственной власти Республики Казахстан.

Работа состоит из  1 файл

4вопрос.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

Законодательство предусматривает возможность подачи в отставку Правительства в полном составе или отдельного его члена при невозможности осуществления возложенных на него функций, (ст. 5 Указа о Правительстве).

Правительство должно заявить  Президенту о своей отставке при выражении Парламентом вотума недоверия Правительству. Постановка вопроса о вотуме недоверия может быть инициирована депутатами Парламента и Премьер-Министром в связи с непринятием внесенного Правительством законопроекта. Президент в течение 10 дней решает вопрос о принятии, либо отклонении отставки Правительства. Принятие отставки означает прекращение полномочий Правительства либо соответствующего его члена. Принятие отставки Премьер - Министра влечет за собой прекращение полномочий всего Правительства.

В своей деятельности Правительство руководствуется принципами законности, гласности, разделения властей и управленческого профессионализма.

Правительство является органом общей или многофункциональной компетенции. Оно ведает общими вопросами исполнительного и распорядительного характера.

В пределах своих полномочий Правительство контролирует деятельность нижестоящих органов исполнительной власти. Круг полномочий Правительства разнообразен, он определен в Конституции Республики Казахстан. Указ Президента Республики Казахстан "О Правительстве" подробно регламентирует полномочия Правительства в различных сферах жизни страны (ст. 9). Выделяются полномочия в следующих сферах: государственного управления, в международной сфере, в области законодательства и др [13].

В области государственного управления компетенция Правительства заключается в следующем:

  • разработка государственных социально - экономических и научно - технических программ и представление их на утверждение Президента Республики;
  • разработка и реализация индикативных плавов социально-экономического и научно-технического развития;
  • разработка и осуществление мер по укреплению финансовой системы;
  • обеспечение государственного контроля за исполнением государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов;
  • разработка и осуществление мер по использованию государственной собственности.

Правительство разрабатывает  и реализует основные направления государственной региональной политики.

В области экономики  Правительство осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране, осуществляет структурную и инвестиционную политику. В сфере бюджета и финансов Правительство разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает республиканский бюджет, обеспечивает его исполнение, представляет Парламенту отчет об его исполнении, разрабатывает налоговую политику.

В социальной сфере Правительство принимает меры по обеспечению социальной защищенности граждан, а также реализации трудовых прав граждан, обеспечивает проведение единой государственной политики социального обеспечения и социального страхования, осуществляет реализацию конституционных гарантий в области социального обеспечения граждан, реализует государственную политику по развитию культуры, образования, здравоохранения.

В сфере укрепления законности и правопорядка Правительство обеспечивает осуществление правовой реформы, принимает меры по совершенствованию действующего законодательства, разрабатывает и реализует меры по охране и защите прав и свобод граждан, по борьбе с коррупцией и преступностью, осуществляет меры по охране собственности и общественного порядка.

В международной сфере Правительство обеспечивает развитие взаимоотношений Республики с иностранными государствами, международными организациями, разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики, принимает решение о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений.

В области законодательства Правительство реализует право законодательной инициативы, выполняет поручения Президента Республики по внесению законовопросов; обеспечивает исполнение законов Республики.

Правительство Республики Казахстан реализует свои полномочия посредством издания актов. Актами Правительства являются постановления и распоряжения.

В форме Постановления  издаются решения Правительства, имеющие нормативный характер. Нормативные постановления Правительства издаются на основе и во исполнения Конституции Республики Казахстан, актов, законов Президента и иных нормативных правовых актов.

Необходимо отметить, что Правительство может издавать также и индивидуальные постановления. По оперативным и текущим вопросам издаются распоряжения Премьер - Министра.

Постановления Правительства  и распоряжения Премьер -Министра обязательны  к исполнению на территории Республики Казахстан всеми органами государственной власти, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами.

Постановления и распоряжения подписываются Премьер -Министром. Постановления могут быть отменены и Президентом Республики Казахстан, и самим Правительством. Распоряжения могут отменяться Президентом, Правительством и Премьер-Министром.

3.3 Верховный Суд и местные суды – органы судебной власти в РК

 

Верховный Суд Республики Казахстан — высшее звено судебной системы, которое рассматривает дела по первой инстанции в апелляционном, кассационном порядке, рассмотренные по первой инстанции областными судами; в надзорном порядке — все дела, рассмотренные нижестоящими судами.

Верховный Суд состоит  из председателя, председателей коллегий и постоянных судей, общее число которых устанавливается Президентом по представлению председателя Верховного Суда. Члены Верховного Суда избираются Сенатом по представлению Президента на основании рекомендации Высшего Судебного Совета Республики.

Его органами являются Пленум, Президиум, коллегия по гражданским  делам, коллегия по уголовным делам, коллегия по хозяйственным спорам, военная коллегия, кроме того, образуется Научно-консультативный совет.

В состав Пленума входят председатель суда, председатели судебных коллегий, судьи Верховного Суда, председатели областных и приравненных к ним судов.

Пленум созывается не реже двух раз в год, и заседания правомочны при наличии не менее двух третей его состава. В заседаниях Пленума принимают участие председатель Конституционного Совета, Генеральный Прокурор и Министр юстиции. По результатам работы Пленум принимает постановление открытым голосованием.

Пленум Верховного суда рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов; дает заключения об обоснованности предъявленного Президенту обвинения в совершении государственной измены; анализирует судебную практику; избирает секретаря Пленума и состав Научно-консультативного совета; осуществляет другие полномочия, предоставленные законом.

Президиум Верховного Суда состоит из председателя, председателей коллегий, судей из числа членов Пленума Суда. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц, правомочны при наличии более половины его членов. По результатам рассмотрения вопросов принимается постановление.

Президиум Верховного Суда рассматривает дела в надзорном порядке по протестам председателя Верховного Суда и Генерального Прокурора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; рассматривает материалы судебной практики и статистики; вопросы соблюдения законности при осуществлении правосудия нижестоящими судами и судебными коллегиями Верховного Суда; заслушивает сообщения и отчеты председателей коллегий, а также вопросы организационного характера.

Коллегии Верховного Суда рассматривают судебные дела по первой инстанции в апелляционном, надзорном порядке. Дела в надзорном порядке рассматриваются по протестам председателя Верховного Суда и Генерального Прокурора. Состав коллегий по гражданским, уголовным и хозяйственным делам утверждается председателем Верховного Суда из числа судей Верховного Суда, допускается привлечение судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Председатели судебных коллегий являются судьями и организуют ее работу. При временном отсутствии их обязанности возлагаются председателем Верховного Суда на одного из председательствующих постоянно действующих судебных составов.

Председатель Верховного Суда одновременно является судьей и организует работу Суда. В случае временного отсутствия его полномочия исполняет один из председателей коллегии по его приказу.

Районные (городские) суды — суды основного звена — наделены широкой компетенцией по отправлению правосудия и выполняют значительную часть объема всей судебной работы.

Образуются они Президентом  Республики Казахстан по представлению  Министра юстиции в районе, городе (кроме городов районного подчинения), районе города путем назначения председателей и постоянных судей. Судьей районного (городского) суда может быть любой гражданин Республики Казахстан с безупречной репутацией, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее двух лет, сдавший квалификационный экзамен и имеющий рекомендацию Квалификационной коллегии юстиции.

Районный (городской) суд  состоит из председателя и постоянных судей. Общее число судей для этого звена судов устанавливает Президент Республики по представлению Министра юстиции. Количественный состав для каждого суда устанавливается Министром юстиции. Если по штату в районе предусмотрен один судья, он осуществляет полномочия председателя суда.

Районный (городской) суд  рассматривает все дела по первой инстанции, кроме дел, отнесенных к  ведению других судов, анализирует судебную статистику; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.

Председатель районного (городского) суда является судьей и организует работу вверенного ему суда; распределяет дела между судьями, возлагает другие обязанности на судей; рассматривает дела по первой инстанции; ведет личный прием граждан, организует работу по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб; организует работу по ведению и анализу судебной статистики; организует изучение судебной практики; осуществляет другие полномочия, предоставленные законом.

Областные и приравненные к ним суды, то есть военный суд войск, городские суды Астаны и Алматы — суды среднего звена. Образуются Президентом Республики по представлению Министра юстиции путем назначения по рекомендации Высшего судебного совета Республики.

Суды этого звена  выступают в качестве судов первой инстанции, в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Выступая в качестве вышестоящих судов по отношению к районным (городским) судам, осуществляют надзор.

Президиум областного и  приравненного к нему суда состоит из председателя суда, председателей коллегий и трех судей, рассматривает дела в порядке надзора по протестам Председателя Верховного Суда и председателей коллегий Верховного Суда, Генерального Прокурора, заместителей Генерального Прокурора и прокуроров областей; заслушивает отчеты председателей коллегий; изучает материалы судебной практики, анализирует статистику. По результатам рассмотрения дела выносит постановление.

Коллегии областного и приравненного к нему суда рассматривают дела в качестве судов первой инстанции в апелляционном, кассационном порядке. Состав коллегий утверждается председателем суда из числа судей соответствующего суда, при необходимости председатель вправе привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дела в составе другой коллегии.

3.4 Прокуратура в системе органов государственной власти республики

 

В системе органов  государственной власти республики прокуратура занимает свое конституционное  место, выполняя функции одного из элементов  системы "сдержек и противовесов" института разделения властей, способствует согласованному функционированию всех ветвей единой государственной власти в Республике Казахстан. Будучи подотчетной лишь Президенту и осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, прокуратура республики является правовым механизмом (инструментом) главы государства по осуществлению им функций гаранта единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Так, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан лишь прокуратура путем опротестования законов и иных правовых актов, в том числе и судебных, правовыми методами в состоянии обеспечить полный контроль за деятельностью всех ветвей единой государственной власти.

Свои полномочия прокуратура  республики осуществляет в строгом  соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан. На сегодня в  ее деятельности исключены факты  подмены других государственных  органов, необоснованного вмешательства  в функциональную деятельность различных хозяйствующих субъектов. В то же время, прокуратура в соответствии с требованиями статьи 83 Конституции Республики Казахстан стала активнее выявлять нарушения законности, допущенные государственными органами и их должностными лицами, принимать предусмотренные законом меры к их устранению, в том числе путем внесения протестов на незаконные акты органов исполнительной и судебной власти, а также чаще реагировать на неисполнение действующих законов и указов Президента Республики Казахстан.

Информация о работе Функции Республики Казахстан в современный период