Функции Республики Казахстан в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие понятия и содержания функций государства. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие функций государства и описать их классификацию.
Изучить формы осуществления функций государства в РК.
Рассмотреть реализацию функций государства органами государственной власти Республики Казахстан.

Работа состоит из  1 файл

4вопрос.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

Возглавляя систему  исполнительных органов, Правительство Республики Казахстан самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Республики Казахстан, конституционными законами. Указами Президента, обладающими силой законов. Оно в пределах своей компетенции организует исполнение Конституции, республиканских законов, Указов Президента Республики Казахстан, международных договоров Республики Казахстан и других нормативных правовых актов Республики.

Указ Президента, имеющий  силу конституционного закона, "О Правительстве" определяет порядок образования, состав, срок полномочий Правительства; характер его взаимоотношений с Президентом, Парламентом, местными представительными и исполнительными органами.

Правоохранительная деятельность – это форма осуществления  функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, – охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

От правовых форм функционирования государства отличаются , чисто фактические, или организационные, формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не связанной с изданием юридических актов. И потому не влекущей за собой юридических последствий. В то же Время формы организационной, фактической деятельности, так или иначе, реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

Государственно-правовой режим представляет собой систему  средств и способов осуществления государственной власти.

В юридической литературе в качестве элемента формы государства  выделяется, как правило, не государственный, а политический режим. Однако категория  политического режима больше характеризует  не государство, а политическую систему в целом, так как он складывается в результате функционирования как государства, так и политических партий, общественных организаций, политических движений, органов местного самоуправления, т.е. всех субъектов политической системы, использующих богатую палитру средств властвования. Государство же для осуществления своей организующей деятельности пользуется более ограниченным и специфичным набором средств управленческого воздействия, основным из которых является право. В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократические и авторитарные государственно-правовые режимы.

 

Глава 3 Реализация функций государства органами государственной  власти Республики Казахстан

3.1 Парламент – законодательный  орган РК

 

Парламент Республики Казахстан - высший представительный и законодательный орган Республики Казахстан.

Согласно ст. 49 п. 1 Конституции  Республики Казахстан парламент является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции [9].

Конституция характеризует  Парламент как орган законодательной  власти, в предоставлении Парламенту законодательной власти реализуется  принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка. В результате Парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Признание Парламента органом, осуществляющим законодательные функции  означает, что все законы Республики Казахстан должны быть рассмотрены и одобрены Парламентом. Хотя необходимо признать, что Парламент в Республике Казахстан не является единственным законодательствующим органом. Такие полномочия есть и у Президента, и у самого казахстанского народа, который может принять законы путем республиканского референдума.

Будучи законодательньм органом, Парламент исполняет контрольные функции за исполнительной властью посредством:

а) утверждения бюджета  Республики;

б) путем оказания вотума недоверия Правительству.

Согласно Конституции  Республики Казахстан Парламент является бикамеральным, т.е. состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе [10, 234].

Сенат формируется посредством  косвенных выборов. Семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики Казахстан на срок полномочий Парламента. Избрание депутатов Сената происходит на совместном заседании депутатов всех представительных органов области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. В Сенат избираются по два человека соответственно от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики. Причем половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые два года.

Мажилис состоит из 107 депутатов и формируется посредством  прямых выборов. Выборы осуществляются по одномандатным территориальным  избирательным округам, образуемым с учетом административно - территориального деления и по партийным спискам. Таким образом Мажилис представляет все население и политические партии Республики Казахстан.

Срок полномочий Парламента Республики Казахстан согласно Конституции ст. 49 п. 2 и ст. 2 ч. 1 Конституционным Законом Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" от 16 октября 1995 года – пять лет. Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва [11].

Компетенция Парламента устанавливается Конституцией Республики Казахстан и реализуется на его сессиях, в деятельности его Палат, их органов и депутатов.

Конституция наделяет Парламент  законодательными полномочиями, так согласно ст. 53 Конституции Республики Казахстан Парламент на совместном заседании Палат:

1) обладает правом  вносить изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан по предложению Президента;

2) принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения.

Законодательные функции  Парламента реализуются не только в совместных, но и в раздельных заседаниях Палат, где путем последовательного рассмотрения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате, Парламент принимает законы.

Конституция Республики Казахстан устанавливает определенный объект законодательной деятельности Парламента. Правовое поле этой деятельности исчерпывающе определяется п. 3 ст. 61. Таким образом. Парламент вправе издавать законы по следующим основным вопросам, касающимся:

1) правосубъектности  физических и юридических лиц,  гражданских прав и свобод, обязательств  и ответственности физических и юридических лиц;

2) режима собственности  и иных вещных прав;

3) основ организации  и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;

4) налогообложения, установления  сборов и других обязательных платежей;

5) республиканского бюджета;

6) вопросов судоустройства  и судопроизводства;

7) образования, здравоохранения и социального обеспечения;

8) приватизации предприятий  и их имущества;

9) охраны окружающей  среды;

10) административно - территориального  устройства Республики;

11) обеспечения обороны  и безопасности государства.

Следующим кругом полномочий Парламента являются полномочия по утверждению республиканского бюджета и иные финансовые полномочия. Прежде всего на раздельном заседании Палат обсуждается республиканский бюджет сначала в Мажилисе, затем в Сенате. Далее, на совместном заседании Палат Парламент утверждает республиканский бюджет, а также отчеты Правительства и Счетного комитета за исполнением республиканского бюджета, а также вносит изменения и дополнения в бюджет Республики.

На раздельном заседании  Палат Парламент путем последовательного рассмотрения в Мажилисе, затем в Сенате устанавливает отменяет государственные сборы и налоги, а также решает вопросы о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи.

Контроль над деятельностью  Правительства относится к одним из важных полномочий Парламента. Это выражается в следующем:

1) дает согласие на  назначение Президентом Премьер-Министра  Республики, Председателя НацБанка  Республики;

2) заслушивает доклад  Премьер-Министра о Программе Правительства, одобряет или отклоняет Программу;

3) выражает вотум недоверия  Правительству.

Контрольные полномочия есть также у Сената, который дает согласие на назначение Президентом Республики Генерального Прокурора и Председателя Комитета Национальной Безопасности Республики.

Каждая из Палат вправе заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов Палат, а также принимать обращение к Президенту об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. Обращение принимается большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов Палаты.

Компетенция Парламента в области государственного строительства заключается в следующем:

- решает вопросы войны  и мира;

- проявляет инициативу о назначении республиканского референдума;

- заслушивает ежегодные  послания Конституционного Совета Республики о состоянии конституционной законности в Республике;

-устанавливает порядок  решения вопросов административно -территориального устройства Республики Казахстан.

- решает вопросы о  досрочном прекращении местных представительных органов;

- объявляет очередные  выборы Президента и др.

3.2 Правительство – высший орган  исполнительной власти

 

В соответствии со ст. 64 Конституции  Республики Казахстан Правительство возглавляет исполнительную ветвь власти в Республике Казахстан. Правительство возглавляет единую систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство в любом государстве является высшим коллегиальным органом исполнительной власти [12, 34].

Правовой статус Правительства  Республики Казахстан закреплен в Конституции Республики Казахстан (раздел 5), Указе Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона "О Правительстве Республики Казахстан" от 18 декабря 1995 года. В них раскрывается юридическая природа Правительства Республики Казахстан, отражается его место в системе органов государственной власти и характеризуется его деятельность. Как высший коллегиальный орган исполнительной власти Правительство осуществляет государственное управление, что обеспечивается его полномочиями. Правительство направляет и организует работу министерств, комитетов и других центральных органов исполнительной власти [13].

Возглавляя систему  исполнительных органов. Правительство Республики Казахстан самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Республики Казахстан, конституционными законами. Указами Президента, обладающими силой законов. Оно в пределах своей компетенции организует исполнение Конституции, республиканских законов, Указов Президента Республики Казахстан, международных договоров Республики Казахстан и других нормативных правовых актов Республики.

Указ Президента, имеющий  силу конституционного закона, "О Правительстве" определяет порядок образования, состав, срок полномочий Правительства; характер его взаимоотношений с Президентом, Парламентом, местными представительными и исполнительными органами.

Правительство образуется Президентом Республики и действует в пределах срока полномочий Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом (ст.3,4). Однако, Правительство продолжает осуществлять свою деятельность до формирования нового состава правительства (ст. 4 Указа).

Президент формирует Правительство с участием Парламента. Это выражается в назначении Премьер - Министра с согласия Парламента (ст. 53 п. 5 Конституции Республики Казахстан). Если Парламент дважды отклоняет представленные кандидатуры. Президент Республики Казахстан может распустить Парламент(ст. 63 п. 1 Конституции) и назначить новые выборы. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Премьер -Министром Республики в десятидневный срок после назначения его на должность.

Правительство образуется в составе Премьер-Министра Республики Казахстан, заместителей Премьер - Министра, Руководителя Аппарата Правительства Республики, министров, председателей государственных комитетов Республики. Все члены Правительства назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики (ст. 44 п. 3 Конституции).

Законодательством Республики Казахстан предусмотрены ограничения, связанные с нахождением в составе Правительства. Члены Правительства не вправе: быть депутатами представительного органа; занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности; осуществлять предпринимательскую деятельность; входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации (ст. 8 Указа о Правительстве) [13].

Премьер - Министр в течение месяца после своего назначения представляет Парламенту доклад о Программе Правительства. При отклонении Программы правительства Премьер - Министр в течении двух месяцев представляет Парламенту повторный доклад о Программе.

Информация о работе Функции Республики Казахстан в современный период