Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание

Форма государства,т.е. устройство государственной власти,ее организация,в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых,это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых-это способ территориального устройства государства,определенный порядок взаимоотношений центральной,региональной и местных властей. В-третьих,это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.

Содержание

1.Понятие формы государства
Причины разнообразия форм государства
Формы правления в зарубежных странах
Монархия
Монархия: абсолютная и ограниченная
Монархия дуалистическая
Парламентарная монархия
Республика
Президентская республика
Парламентарная республика
Смешаные формы правления
4.Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Формы государства.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

Конгресс  является носителем «законодательной власти»,но его деятельность поставлена в зависимость от президента,который  не только представляет собой важнейший  источник законодательной инициативы,но и определяет судьбы многих законопроектов,используя право вето,для преодоления которого требуется квалифицированное большинство обеих палат конгресса. В то же время конгресс имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента и осуществлять контроль над деятельностью федерального исполнительного аппарата государственной власти. Хотя члены кабинета и главы других общенациональных исполнительных ведомств не являются членами конгресса,они могут высказываться и подвергаться допросу в различного рода комитетах конгресса,наделенных значительными ревизионными,контрольными и расследовательскими полномочиями.

      Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающуюся  к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах,освободившихся от колониальной зависимости.

      В настоящее время президентские  республики существуют в США,Колумбии,Бразилии,Мексике,Панаме,Боливии  и др. 

Конгресс  является носителем «законодательной власти»,но его деятельность поставлена в зависимость от президента,который не только представляет собой важнейший источник законодательной инициативы,но и определяет судьбы многих законопроектов,используя право вето,для преодоления которого требуется квалифицированное большинство обеих палат конгресса. В то же время конгресс имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента и осуществлять контроль над деятельностью федерального исполнительного аппарата государственной власти. Хотя члены кабинета и главы других общенациональных исполнительных ведомств не являются членами конгресса,они могут высказываться и подвергаться допросу в различного рода комитетах конгресса,наделенных значительными ревизионными,контрольными и расследовательскими полномочиями.

      Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающуюся  к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение  в государствах,освободившихся от колониальной зависимости.

      В настоящее время президентские  республики существуют в США,Колумбии,Бразилии,Мексике,Панаме,Боливии  и др. 

2.7.Парламентарная  республика. 
 

      Парламентарная  республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента,перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной чертой парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

      В парламентарной республике правительство  формируется только парламентским путем из числа лидеров партии,располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства - президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор,пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентарной республике при соблюдении режима конституционной законности правление всегда носит партийный характер,что вовсе не является правилом для президентской республики.

      Глава государства в парламентской  республике избирается,как правило,парламентским путем,т.е. либо парламентом,либо особой коллегией,создаваемой на основе парламента. Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает практически никакого влияния на осуществление государственной власти.Любое действие президента,включая роспуск парламента и вето,может быть осуществлено лишь с согласия правительства. Исходящие от президента нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрасигнации их соответствующим министром,который и несет за них ответственность.

      Для парламентарной республики в значительно  большей степени,чем для президентской,характерен разрыв между юридическим и фактическим  положением всех высших органов государственной  власти. Провозглашается верховенство парламента,но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свои действия перед парламентом,но фактически парламент почти всегда может  быть распущен правительством,утратившим его доверие. Президент наделяется обширными полномочиями,но осуществляются они не им,а правительством.

      Парламентарная  республика является менее распространенной формой правления,чем республика президентская. В настоящее время парламентарная республика существует в следующих странах: в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии,Ирландии,Исландии,Индии,Израиле,Ливане,

Турции и  некоторых других. 

      2.8. Смешаные формы  правления. 
 

      В практике государственного строительства  зарубежных стран иногда встречаются такие формы правления,которые не укладываются в принятую в науке конституционного (государственного) права классификацию. Речь идет о смешаных формах правления, в которых сочетаются различные элементы,порою крайне противоречивые.

     Существуют такие формы правления,которые сочетают в себе элементы как парламентарной,так и президентской республик. Наиболее типичным примеров смешаной республиканской формы правления является V Республика Франции. По коституции Франции 1958 года президент избирается гражданами  и  руководит  правительством, что  характерно  для  президентской республики.  В то же время назначаемое  им  правительство  должно  пользоваться  доверием нижней   палаты   парламента,  что характерно  для  парламентарной  республики.  Вместе   с   тем президент  может  распускать  национальное  собрание по своему усмотрению,  что не характерно  ни  для  той,  ни  для  другой разновидности республиканской формы правления.

     Как показал опыт,  эта  форма  правления  эффективна  при условии,   что  правительство,  опирающееся  на  парламентское большинство,и президент  придерживаются  одной  политической ориентации.  В  противном  случае  между Президентом,  с одной стороны, и Премьер-министром и парламентским большинством, - с другой,  может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

      В целом  ряде стран президент избирается гражданами,  что характерно  для  президентской   республики,   и   имеет   ряд полномочий,   дающих  ему  возможность  активно  вторгаться  в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется.

      Существуют  и такие форма правления,которые  сочитают в себе элементы монархии и республики. Типичным примером является форма правления Малайзии. По конституции 1957г Малайзия представляет собой редкую разновидность конституционной монархии- выборную (избирательную) монархию. Глава Малазийской Федерации является монархом,но он получает свою власть не в порядке престолонаследия,а избирается сроком на 5 лет советом правителей,входящих в состав федерации 9-ти монархических государств.

      Согласно  конституции монарх назначает премьер-министра,а  по его совету - министров,но это  чисто формальное положение,т.к. правительство  Федерации Малайзия несет коллективную ответственность за свою деятельность перед парламентом.

      Форма правления в Малайзии- сочетание  монархии и республики,но республиканский  элемент не существенен.

      Заключение. 
 

    В заключение хотелось бы еще раз рассмотреть  форму государства в историческом аспекте и попытаться вывести  наиболее справедливую ( по современным понятиям ) и эффективную ее разновидность.

    Исторически сложилось так, что сначала появились  государства, форму которых прежде всего определяла форма правления; более того, таких категорий, как  форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Как уже говорилось выше, необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.

    Таким образом, в древности и в средние  века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.  

Список  использованной литературы.

1.Алексеев С.С. «Общая теория права»,М ,1981

2.Алексеев С.С. «Государство и право»,М,1997

3.Клименко С.В.,Чичерин А.Л. «Основы государства и права»,Зерцало,М,1997

4.Лазарев В.В. «Теория права и государства»,Новый юрист,1997

5.Мишин А.А. «Конституционное (государственное) право зарубежных стран.»,1997

6.Страшун Б.А.,Ильинский И.П. «Государственное право зарубежных социалистических стран»,Международные отношения,М,1981 

Информация о работе Формы государства