Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:44, реферат

Описание

Любое государство помимо его сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками, в совокупности образующими его форму. Под формой государства понимается то, как организованы государство и его органы и каким образом осуществляется государственная власть. Для того чтобы получить наиболее полное представление о форме какого-либо конкретного государства, надо посмотреть на его устройство с трех сторон (традиционно их называют элементами формы государства):

Содержание

1.Форма государства
2.Право: понятие и признаки.
3. Физические и юридические лица по гражданскому праву Российской Федерации.
4.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

домашнее задание по правоведению.docx

— 49.37 Кб (Скачать документ)

Истории известна также такая  форма государственного устройства, как империя – это сложное государство, созданное насильственным путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Составные части империи, как правило, имеют неодинаковое положение. Управляются они чиновниками, назначаемыми метрополией. Существовали империи с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала XX в. (Великобритания, дореволюционная Россия).

Рассмотрим разновидности  государственного (политического) режима. Истории известно множество различных  государственных режимов, так как  этот элемент формы государства  складывается под влиянием очень  многих факторов и весьма изменчив. Однако все режимы принято подразделять, прежде всего, на демократические и недемократические (антидемократические). Критерием деления является степень демократизма в осуществлении государственной власти: участие народа в управлении общественными делами, гарантированность (обеспеченность) прав и свобод личности.

При демократическом режиме (греч. demos – народ, kratos – власть) народ признается источником власти, поэтому основные органы власти (такие, как парламент) избираются населением и являются институтами представительной демократии, суть которой в том, что избранники народа представляют его интересы. Выборы носят демократический характер, они проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В то же время используются и институты прямой (непосредственной) демократии, когда население само принимает те или иные решения, например, путем всенародного голосования, которое называется референдумом (именно так была принята в 1993 г. действующая Конституция Российской Федерации).

Демократический режим обеспечивает равенство всех граждан и фактическую  реализацию всех гражданских и политических прав и свобод, равный доступ для  всех граждан и их общественных организаций  к участию в государственных  и общественных делах. При этом режиме существует многопартийность, допускается  легальная (законная) оппозиция и  не подавляется инакомыслие.

Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика  с разными формами собственности (в том числе и частной) и  рыночные отношения.

Все антидемократические  режимы объединяет то, что народ  не признается источником власти и  отстраняется от участия в управлении государством и общественными делами. При этом права и свободы личности, даже если они формально провозглашаются (и даже записаны в конституции), фактически попираются, ограничиваются. Различают такие виды недемократических  режимов, как тоталитарный и авторитарный. При тоталитарном режиме (лат. totalis – весь, полный) государство осуществляет тотальный, т.е. полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере существует одна правящая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация.

Экономика в основном ориентирована  на военную промышленность, т.е. происходит ее милитаризация.

Характерным признаком тоталитарного  режима является вождизм, т.е. выделение  вождя, личность которого, по сути, обожествляется, так как в массовом сознании с  помощью средств информации насаждаются  представления о его непогрешимости и других сверхъестественных качествах. В условиях такого режима господствует единая официальная идеология, насаждаемая  с помощью эффективной пропаганды, а также насильственным путем. Инакомыслие  не допускается. Все общественные организации  действуют под строгим контролем  со стороны государства. Права и  свободы личности грубо нарушаются. Власть осуществляется преимущественно  методами насилия, подавления, проводятся массовые репрессии.

Одной из форм тоталитаризма  является фашистский режим, при котором господствующей является идея превосходства одной нации или расы. Ему свойственна крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Обосновывается это тем, что признанная высшей нация (раса) достойна лучшей жизни, чем другие – неполноценные, и поэтому она может решать свои проблемы (экономические, социальные) за их счет. Низшие расы подлежат уничтожению либо могут использоваться при необходимости как рабочая сила.

Авторитарным (лат. auctoritas – сила, власть, влияние) в соответствии с современными научными представлениями называется такой режим, который является как бы промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами. Главное отличие его от тоталитарного режима заключается в том, что государство уже не осуществляет полного контроля над обществом. В частности, в экономической сфере допускаются иные, помимо государственной, формы собственности, в том числе частная. Разрешается предпринимательская и коммерческая деятельность частных лиц. Происходит оживление товарно-денежных отношений.

Одновременно наблюдается  некоторое смягчение методов  осуществления государственной  власти: не проводятся массовые репрессии, в ограниченных пределах, но допускается  инакомыслие, критика власть предержащих, борьба политических партий в парламенте. Однако серьезная оппозиция еще  запрещена. Личные права и свободы  уже формально провозглашаются, но фактически воспользоваться ими  еще весьма затруднительно, так как  они не защищаются и не гарантируются  государством.

Как правило, при авторитарном режиме складываются условия для  возникновения личной диктатуры  лидера правящей верхушки. Это объясняется  тем, что сильная власть необходима лидеру-реформатору для проведения реформ и подавления сопротивления  им.

Как уже отмечалось ранее, политический режим – это весьма подвижный элемент формы государства, т.е. он не остается неизменным в каждом государстве с течением времени. В XX в. многие страны осуществили переход от недемократических тоталитарных и авторитарных режимов к демократическому режиму (Германия, Греция, Италия, Испания, Португалия, Чили и др.).

                               II . Понятие, признаки права.

          Право - единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении -- система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).

Существует несколько  теорий о происхождении права.

Теологическая теория (некое первосущество создав человека, предписало ему какой-то набор правил, например у христиан - 10 заповедей).

Намботивистическая теория (Ганс Хельбр - основоположник) - предполагает, что существует некая основная норма, которая дана каждому человеку для его ощущения, социально активные люди и формируют, согласно своим ощущениям, конституционное право (второй уровень норм), затем избранные народом законодатели, на их основе формируют текущее законодательство, а судьи и администраторы приспосабливают его к реальности.

Теория естественного (возрожденного) права. Возникла в XVIII веке. Её развитием занимались: Руссо, Локк и другие. Они полагали, что каждый человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав (все равны), затем в результате каких-то конфликтов возникла необходимость в механизме реализации этих прав (так как не все согласны, что “мои права кончаются там, где начинается свобода другого”). Согласно этой теории существующее в обществе право делится на две части: позитивное право (которое выражено в законах, поддерживается государственным авторитетом, каждая страна имеет своё право, это право должно соответствовать справедливости) и естественное право (вечно, неизменно, выше позитивного права, одинаково для всех народов). «Джон Локк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу «первых принципов» (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности. В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают «простые идеи»; душа при этом пассивна, это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Для соблюдения этих прав нам и пришлось отдать их часть государству» Современная универсальная Российская энциклопедия, М., 2000..

Марксистская  теория. Право - воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства. Первоначально теория происхождения и понятия права строилась на концепции, в которой право рассматривалось или как общественное отношение или как правовое отношение. Государство видит совокупность отношений, которые и оформляют в виде закона. Эта точка зрения была раскритикована в 38 году, и право стало пониматься, как система правил поведения отражающих господствующий способ производства и социально-экономическую формацию, установленных или санкционированных государством. Это чисто нормативная точка зрения.

Социологическая (Гарвардская) школа права - одно из направлений науки права ХХ в. «Социологи исходили из того, что право формируется из общественной практики, но свое юридическое закрепление находит в судебных решениях. Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям»1 Современная универсальная Российская энциклопедия, М., 2000 .. Основные положения данной теории состоят в том, что всё право в обществе состоит из двух частей: книжное «мёртвое» право, записанное в конституции; и действующее «живое» право, в виде решений судебных органов, с которыми люди сталкиваются в своей деятельности. В этой связи социологи придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности. Крупнейший представитель социологической школы права -- американский ученый Р. Паунд. Широкое распространение получила в США. Другое название - Гарвардская школа.

Существенные  признаки права.

Одним из определяющих признаков, свойств права является нормативность. Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращены к населению всей страны, всему обществу, ставшие типичными. Нормативность права носит общеобязательный характер, что выделяет право из других норм социального поведения. Право обязательно санкционируется (или устанавливается) государством. Также можно выделить следующие признаки права: гарантированную возможность государственного принуждения, формальную определённость, системность, публичность (соответствие в целом моральным взглядам общества).

 Принципы права.

Опыт развития права в  России и зарубежных странах показывает, что организация и деятельность права определяются различными принципами. Дадим определение принципа права.

Принципы права - это основания, на которых базируется право.

Рассмотрим основные принципы права.

В теории права существуют три вида принципов права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Общеправовые - это принципы, действующие в рамках всей системы права, они записаны в конституции.

Межотраслевые - действуют в нескольких отраслях права, как правило, в смежных.

Отраслевые - принципы, действующие в одной отрасли права, например, принцип презумпции невиновности в конституционном праве, в соответствии с которым каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Общеправовые принципы:

1. Законность - конституционный принцип точного и неуклонного соблюдения закона всеми гражданами, должностными лицами, госслужащими и государством. Она имеет несколько уровней:

 граждане и их объединения

 законность в деятельности  государства (нужно отличать законность  от директивности, которая может  противоречить закону)

Принцип законности (законы должны быть правомерны):

Одинаковое понимание  законов

Необходимость наличия и  соблюдения процессуальных норм обеспечивающих защиту законных прав субъекта

Обеспечение правосудия

Правопорядок - часть общественного  порядка, сформировавшегося на основе соблюдения принципов законности. Оно  зависит от государства, деятельности органов и должностных лиц

2. Равенство граждан перед законом - граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений равны перед законом. Все граждане, занимающие одинаковое процессуальное положение, пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того, чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии лицам, которые по разным причинам не могут защищать свои права и интересы, таким образом закон устанавливает обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних, немых. глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту.

3. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - закреплен в Конституции РФ, имеет два аспекта: во-первых, честь, достоинство, права и свободы человека провозглашаются высшими ценностями, во- вторых, все государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны проявлять уважение к человеку, защищать его права и свободы.

Информация о работе Форма государства