Федеративное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание

Г В конце прошлого века в России произошли перемены, которые коренным образом изменили общественное и государственное устройство страны. Россия провозгласила себя федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. Опыт демократических преобразований показал, что только сильное, эффективное и демократическое государство в состоянии разрешить общие проблемы и обеспечить общие блага, сохранив при этом в государстве порядок. Федерализм как одна из форм государственного устройства и разделения государственной власти по вертикали выступает как средство сплочения, объединения и совместного решения экономических, политических, социальных и иных проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие федерации как формы государственного устройства. Особенности Российской Федерации как федеративного государства……....5
1.1 Понятие и формы государственного устройства…………………....5
1.2 Принципы федеративного устройства России………………………7
Глава 2. Государственно-правовой статус Российской Федерации…………17
Глава 3. Субъекты в составе Российской Федерации: их правовой статус и компетенция……………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

ФУ РФ..docx

— 52.40 Кб (Скачать документ)

     Субъекты  РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое  наименование подлежат включению в  ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим  точным перечислением наименований всех субъектов РФ в Конституции  РФ подчеркивается добровольностью  вхождения каждого субъекта в  Российской Федерации и распространение  всех норм Конституции в равной степени  на все субъекты Федерации.

     Равноправие субъектов РФ находит свое выражение  в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера  территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также  в порядке формирования Государственного Совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

     Однако  правовой статус субъектов все же не во всем одинаков. Так республики объявляют государствами, а все  другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться  только как государственные образования. Конституции республик могут  приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов  РФ  - только законодательными собраниями. Большинство автономных округов  входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает право говорить об асимметричности российского федерализма.10

     Равноправие субъектов РФ проявляется, в общем, для всех них в определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71,72,73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе – всех субъектов Федерации. Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения.

     Такое решение о разграничении предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопросы относятся к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъектами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исполнительную компетенцию органов власти субъектов Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Согласно ч. 6 ст. 76 Конституции РФ, субъектам РФ представляется важная гарантия: поскольку законы и нормативные акты субъектов, изданных по вопросам ведения Федерации и совместного ведения должны соответствовать федеральным законам и, в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода вопросам исключительно ведения субъектов Федерации приоритет отдается их законам и нормативным правовым актам. Отсюда следует, что федеральный закон не может вторгаться в сферу деятельности субъектов РФ.

     В соответствии с Конституцией РФ (ст. 11) Федеральный закон закрепляет принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий. В таких договорах устанавливается перечень полномочий федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ, определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные обязанности и права сторон, срок действия и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора. Договор подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ, а затем утверждается федеральным законом.

     При заключении соглашения между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными  органами субъектов РФ о передаче им части федеральных полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, федеральные органы контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее их исполнение.

     Возможно и обратное, отдельные полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут быть временно возложены на федеральные органы государственной  власти или должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти. Это может произойти в случае, если:

  1. В связи со стихийными бедствиями, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствуют, и не могут быть сформированы в соответствии с федеральным законом (решением принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);
  2. Возникшая вследствие решений, действий или бездействий органов государственной власти субъекта РФ просроченная задолженность по исполнению долговых или бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленным Бюджетным кодексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ  в соответствии с федеральным законом вводится временная финансовая администрация);

     Субъекты  Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят: конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное право, однако, не разрывает единого поля конституционного права РФ. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно.

     Правовой  статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его  территории особой экономической зоны. Например, особая экономическая зона установлена в Самарской области. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товара, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности.

     По  своей юридической силе конституции  республик и уставы других субъектов  Федерации равнозначны, различия между  ними только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. Это объясняется еще и тем, что бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство  нынешних республик, прежде имели свои конституции, что и повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республика вправе иметь государственный язык (ч. 2 ст. 68), в то время как другие субъекты Федерации нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на принципах с Конституцией РФ (разделения властей, правового социального государства и др.). Контроль за соответствиями осуществляет Конституционный суд. Все субъекты Федерации в лице своих законодательных и исполнительных органов власти вправе обращаться с запросом в Конституционный суд (ч. 2 ст. 125). Кроме того, Конституционный суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.

     Субъекты  Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории Российской Федерации. Границы субъектов Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

     Экономическую основу деятельности государственной  власти субъекта РФ составляет находящееся в собственности субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права.

     Система органов государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно при соблюдении конституционных  требований:

  1. разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной;
  2. система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

     Это характерно для всех федеральных  государств, так как обеспечивается принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на всех уровнях. 
 
 
 
 

Заключение

     Российская  Федерация возникла в силу определенных исторических причин. И хотя эти  причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как  единственно возможная форма  демократического управления столь  обширным государством. Вхождение в состав Федерации 83 субъектов явилось результатом включения всех автономий и административно-территориальных единиц, далеко не в равном экономическом отношении. Экономико-географический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений.

     Нельзя  считать бесспорным и закрепление  национально-государственных основ  российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных  субъектов Федерации.

     Поскольку любое федеративное государство  состоит из частей, для него чрезвычайно  важно достичь гармонии в отношении  частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные  опасности: скатиться к унитарному и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, имеющих  какую-то объективную основу, эксплуатируется  соответствующими политическими силами, согласование интересов которых  возможно только в четких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус федерации и ее субъектов, то есть основы их взаимоотношений между собой.

     В мире нет "легких" федераций, все  федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Особенностью России на ее нынешнем этапе  развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая  демократические формы в сложных  экономических и политических условиях, и прежде всего обострения межнациональных  отношений. Отсюда незавершенность, а  иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные  законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти. Выравнивание прав и обязанностей субъектов Федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации 1993г.
  2. Федеративный договор от 31 марта 1992г.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г.
  4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» от 6 сентября 1999г.

Специальная литература:

  1. Беспалый И.Т. Государственное право Российской федерации: учебное пособие/ И.Т.Беспалый, В.В.Полянский. – 3-е изд., перераб. и доп. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. – 492с.
  2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. –   4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 608с.
  3. Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2006.
  4. Добрынин Н. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. М., 2003.
  5. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007.
  6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005. – 816с.
  7. Табричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России – М.: Издательство - торговая корпорация «Дашко и К», 2005г.
  8. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2001.

Информация о работе Федеративное устройство РФ