Федеративное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание

Г В конце прошлого века в России произошли перемены, которые коренным образом изменили общественное и государственное устройство страны. Россия провозгласила себя федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. Опыт демократических преобразований показал, что только сильное, эффективное и демократическое государство в состоянии разрешить общие проблемы и обеспечить общие блага, сохранив при этом в государстве порядок. Федерализм как одна из форм государственного устройства и разделения государственной власти по вертикали выступает как средство сплочения, объединения и совместного решения экономических, политических, социальных и иных проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие федерации как формы государственного устройства. Особенности Российской Федерации как федеративного государства……....5
1.1 Понятие и формы государственного устройства…………………....5
1.2 Принципы федеративного устройства России………………………7
Глава 2. Государственно-правовой статус Российской Федерации…………17
Глава 3. Субъекты в составе Российской Федерации: их правовой статус и компетенция……………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

ФУ РФ..docx

— 52.40 Кб (Скачать документ)

     В преамбуле, ст. 3 Конституции используется понятие «многонациональный народ Российской Федерации», которым охватываются все граждане Российской Федерации независимо от возраста и национальной принадлежности. Возникает вопрос: кого надо считать структурной единицей многонационального народа-индивида или национальные группы людей. Основой являются индивиды разной национальной принадлежности. Ввиду того, что в Российской Федерации многонациональный народ, это предполагает национальное расслоение индивидов. Категория «многонациональный народ» предполагает единство индивидов как совокупной основы государственности безотносительно к национальной принадлежности. В ч. 3 ст. 5 Конституции используется словосочетание «народы в Российской Федерации». В географическом и этнографическом смыслах под народами подразумеваются живущие в Российской Федерации группы людей, объединенные разными факторами – национальное происхождение, психология, среда обитания и т.п. С точки зрения социологии, народ – это совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими признаками.

     Равноправие означает, что Федерация учитывает  и обеспечивает равное положение  всех народов, представленных как национальными, так и многонациональными группами людей, их право на участие в федеративных отношениях. Все народы живут на равном положении в Российской Федерации.

     Самоопределение народов понимается как право  на самостоятельное решение вопросов своей жизни, на самоуправление. Кроме  того, понятие «самоопределение народа»  предполагает право определить свою судьбу в государственном плане, которое может выразиться в двух возможностях: создать свое государственное  образование в виде республики или  автономии; отказаться от создания собственного государственного образования.

     Конституция не предусматривает право на самоопределение, вплоть до их выхода из Российской Федерации, отделения с самообразованием самостоятельного государства либо с вхождением в  состав другого государства. Позиции  Российской Федерации относительно права на выход можно сформулировать так: признается самоопределение народов  как их право на выбор своей  судьбы внутри Российской Федерации  и на самоуправление, а не право  наций вплоть до их отделения и  образование самостоятельного государства. 
 
 
 
 

Глава 2. Государственно-правовой статус Российской Федерации. 

    Конституционно-правовой статус Российской Федерации - это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

    1. Российская Федерация - суверенное государство. Что же такое государственный суверенитет? В науке государственного права о государственном суверенитете говорят, во-первых, как о свойствах государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за ее пределами, в международных общениях, а также и, во-вторых, о таких свойствах государственной власти, которые выражаются в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении норм международного права;

    2. Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя:

    - территории ее субъектов (сухопутная  территория);

    - внутренние воды - воды морских  портов, заливов, бухт, губ, лиманов,  «исторических вод» и других  водных пространств, расположенных  в сторону берега от исходных  линий, от которых отсчитывается  территориальное море;

    - территориальное море - примыкающий  к сухопутной территории или  внутренним морским водам государства  морской пояс шириной до 12 морских  миль;

    - воздушное пространство над сухопутной  территорией, внутренними водами  и территориальным морем высотой  до 100 км.

    Российская  Федерация также обладает суверенными  правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в  исключительной экономической зоне Российской Федерации. Континентальный  шельф включает в себя морское  дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного  продолжения его сухопутной территории (то есть вдоль берега) до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от берега, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

    Исключительная  экономическая зона - это прилегающий  к территориальному морю морской  район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке зоны.

    На  континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне государство  не обладает суверенитетом, так как  эти территории не включаются в территорию государства. На данных территориях  государство обладает суверенными  правами и юрисдикцией по разведке, разработке и сохранению естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах;

    3. Важный элемент государственно-правового статуса РФ – закрепление конституцией русского языка в качестве государственного языка (ч.1 ст. 68 конституции РФ). Русский язык как основное средство межнационального общения народов имеет статус государственного языка в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями в государстве. Российское государство признаёт равные права всех языков и народов РФ на их сохранение и развитие;

    4. Единое гражданство Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждому, проживающему на территории РФ, гарантируется свобода выбора гражданства, правовая защита и помощь;

    5. Наличие высших органов государственной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ как глава государства, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как законодательный (представительный) орган государственной власти Российской Федерации, Правительство РФ как орган исполнительной власти Российской Федерации, суды Российской Федерации как единая федеральная система (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей). Прокуратура Российской федерации, согласно ст. 129 Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации;

    6. Единая Конституция и правовая система. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Правовую систему Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации. В правовую систему Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;

    7. Единое экономическое пространство. В Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации установлена единая денежная система: денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;

    8. Государственные символы Российской Федерации. Российская Федерация имеет флаг, герб, гимн и столицу. Согласно ст. 70 государственные символы Российской Федерации должны регулироваться федеральным конституционным законом. В настоящее время статус столицы Российской Федерации урегулирован Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна определяются указами Президента РФ от 11 декабря 1993 г. «О Государственном флаге Российской Федерации», от 30 ноября 1993 г. «О Государственном гербе Российской Федерации», от 11 декабря 1993 г. «О государственном гимне Российской Федерации»;

    9. Право участия в межгосударственных объединениях. В соответствии со ст. 79 Конституции РФ Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

    10. Наличие национальных Вооруженных Сил, на которые возложена защита государственных интересов, суверенитета и территориальной целостности Отечества. РФ определяет структуру и организацию вооруженных сил, разрабатывает и осуществляет оборонную политику государства. РФ может заключать оборонительные союзы с другими государствами, создавать с ними объединенные вооружённые силы или силы быстрого реагирования – коллективные силы по поддержанию мира. Использование вооруженных Сил Российской Федерации, органов внутренних дел, федеральных служб безопасности в целях насильственного устранения или изменения конституционного строя РФ – тягчайшее преступление. 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Субъекты  в составе Российской Федерации: их правовой статус и компетенция. 

     Российская  Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправные этих субъектов Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституция  РФ).

     Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается  в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими  правовыми актами. Так, республики принимают  свои Конституции, другие субъекты, уставы. Основные вопросы статуса урегулированы  федеральным Законом «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.8

     Этот  статус в решающей степени гарантируется  Конституцией РФ, изменение глав 3-8, которой, в конечном счете, возможны только с одобрения органов законодательной  власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. На основе Конституции России и в  соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают  конституции и уставы, законы и  иные нормативные правовые акты.

     Принципы  определения полномочий органов  государственной власти субъекта РФ достаточно просты:9

  1. Полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются Конституцией (уставом), законодательными правовыми актами субъекта РФ;
  2. Полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
  3. Полномочия, осуществляемые по предметам ведения Российской Федерацией определяются федеральными законами, издаваемые в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

     Последние должны устанавливать права, обязанность  и ответственность органов государственной  власти субъекта РФ, порядок и источники  финансирования осуществления соответствующих  полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать  другим требованиям закона.

     В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а также предметы ведения субъектов РФ. Не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционного статуса субъекта РФ, улучшению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти в Российской федерации.

Информация о работе Федеративное устройство РФ