Бюрократия и бюрократизм в системе государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование бюрократии и бюрократизма в системе государственной службы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные теорий бюрократии;
- рассмотреть понятие и сущность бюрократии
- охарактеризовать принципы бюрократии;
- выявить различия между понятиями «бюрократия» и «бюрократизм»;
- исследовать проблему бюрократии в современной России;
- определить пути преодоления бюрократии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Классические теории бюрократизма…
«Теория рациональной бюрократии» М. Вебера………….
Теория бюрократии К. Маркса……………………………….
Глава 2. Бюрократизм: сущность и формы проявления. ……………
2.1. Понятие, основные черты и принципы бюрократической системы…………………………………………………………
2.2. Соотношение понятий «бюрократия» и «бюрократизм»….
Глава 3. Проблема бюрократии в современной России и пути преодоления бюрократизма………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………..
Список источников и литературы………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

бюрократия. вариант 1.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

 

1.2. Теория бюрократии К. Маркса

 

В работах Маркса, написанных в 1842 - 1843 гг., вычленен ряд объектов исследования бюрократии классово-антагонистического общества, сформулировано исходное положение теории бюрократии, определена совокупность понятий и категорий для анализа этого феномена и поставлены вопросы, нуждающиеся в дальнейшем исследовании. Лишь после того, как были осуществлены эти важнейшие теоретические и методологические процедуры, Маркс переходит к анализу и критике гегелевской философии права. В.С. Нерсесянц отмечает, что при критике гегелевской философии права Маркс вкладывал в гегелевское понятие «разумного государства» качественно иное, революционно-демократическое содержание.4 Гегелевскую концепцию государства и бюрократии можно рассматривать как эмпирическое описание места и роли чиновничества в государстве. Государственный аппарат управления, с одной стороны, выполняет функции, необходимые для достижения всего объема целей государства, с другой - чиновничество рассматривается Гегелем как воплощение идеи государства и идеал государственной власти.

В гегелевской  философии права Маркс обнаруживает как теоретические положения все те феномены бюрократической деятельности и сознания - закон иерархии, государственный разум, теория разделения граждан на два класса.

Многообразие  исследовательской проблематики находит  выражение в системе Марксовых определений бюрократии как особой формы отношений, деятельности и сознания. Вот основные из них: бюрократия - это новый принцип организации гражданского общества и государства; государство, которое сделало себя гражданским обществом; особое, замкнутое общество в государстве; государственный формализм гражданского общества.

Резюмируя все  эти определения, Маркс называет бюрократию совокупностью государственных  слуг. Аппарат государственной власти и управления, таким образом, становится совокупностью государственных слуг, если каждый из чиновников материально и духовно связан с государством как формализмом, обладает монополией на управленческое и политическое знание и связанные с ним привилегии, осуществляет действия, направленные на освящение государства и чиновничества как «тела» государства. Лица, занятые профессионально в сфере государственной власти, вопреки Гегелю, не обладают действительным разумом, а являются носителями и выразителями «деловой рутины» и «горизонта ограниченной сферы».

Для уяснения политического  значения бюрократии необходимо учитывать, что политика государства в значительной степени определяется бюрократией, поскольку это частное сословие выступает в роли всеобщего. Бюрократия, согласно Марксу, не может вырабатывать и проводить разумную политику из-за того, что она движима материальными интересами и своекорыстием, обладает особым разумом, противостоящим действительному разуму, а служба правительству не является критерием действительной всеобщности и политической значимости данного сословия.

В то же время  деятельность по управлению государством существует в единстве с политической мотивировкой этой деятельности - действительным сознанием бюрократии. Бюрократия непосредственно  сращена с государством как особой формой отношений, деятельности и сознания. Политический фактор входит в состав бюрократических отношений и охватывает различные виды государственных властей. Марксовы определения бюрократии дают возможность описать гносеологические, социологические и политические характеристики бюрократии посредством применения категории «государственный формализм» в качестве исходной. В рукописи «К критике гегелевской философии права» можно обнаружить и иной, более глубокий, смысл категории «государственный формализм». Этот смысл устанавливается Марксом в процессе критики гегелевской концепции организма государства.

Государство, по Гегелю, органично, если оно определяет гражданское общество и как всеобщее господствует над единичным. Приоритет  отношения господства государства  над гражданским обществом у Гегеля оказался связан с потерей в философии права ряда социально-политических противоречий: между государством и гражданским обществом, между политическим консерватизмом и политической оппозицией как различными моментами законодательной власти. 5 Маркс, наоборот, строит свою систему взглядов на государство путем тщательного анализа различных моментов государственного формализма, имеющего глубокие корни в бытии и сознании гражданского общества.

Конкретизируя свое понимание органичности государства, Маркс вводит фигуры «политического материалиста» и «государственного идеалиста» для обозначения неразрывной связи государства с абстрактным и конкретным в индивиде. Государственный идеалист как существо, противоположное действительности, есть множество конкретных и политически значимых индивидов, действие и сознание которых не деформировано стандартами бюрократического действия и мышления. Марксова концепция организма государства базируется на фиксировании противоречий между политическим материалистом и государственным идеалистом. Множество субъективных, но конкретных мнений индивидов - основа государства и взаимного доверия между государством и индивидами. И в действии индивидов, и в теории, согласно Марксу, должно постоянно удерживаться различие между государством, бюрократией и правительством. Индивиды должны постоянно требовать политических гарантий того, что умонастроение бюрократии не является «политическим умонастроением» и что отсутствует тождество бюрократических и политических отношений в деятельности государственной власти.

Что же противопоставляет  Маркс гегелевской концепции  организма государства? Каков основной критерий органичности государства? В  рукописи «К критике гегелевской  философии права» Маркс стремится  выявить множество противоречий социально-политической действительности и тем самым приблизить разум к действительности, одновременно оторвав его от мнимых, мистифицированных политических форм и не менее мнимых форм отражения действительности.

Для анализа  разумности государственного строя, в котором преодолены бюрократические отношения, Маркс пользуется понятиями «подлинное государство», «разумное государство», «органическое государство».

В рукописи Маркса фундаментально разработаны две  основные методологические проблемы: проблемы отношения разума к действительности и проблема взаимосвязи всеобщих, особых и единичных интересов в гражданском обществе и политическом государстве. Обе эти проблемы разрабатывались Марксом в единстве, обусловленном предшествующим этапом его теоретической и практической деятельности, а также целями «К критике гегелевской философии права».

Маркс считал, что  бюрократическое отношение конституируется  тремя элементами: законом иерархии, государственным разумом и теорией  разделения граждан на два класса. В процессе критики философии Гегеля обнаружилось, что указанные элементы содержатся в концепции Гегеля на правах теоретических положений. Следовательно, философия права Гегеля может рассматриваться как теоретическая платформа необходимости и правомерности бюрократических отношений в обществе, тотальной бюрократизации общественной и политической жизни.

Эта теоретическая  концепция должна быть разрушена - так  можно определить основную цель Марксовой  критики гегелевской философско-правовой теории. В целях такого разрушения Маркс последовательно анализирует социальные предпосылки бюрократических отношений, проблему взаимосвязи разума и интереса, понятие всеобщего, гегелевскую концепцию индивида, намечает ряд проблем анализа бюрократической деятельности и на этой основе критикует гегелевскую концепцию организма государства в целом.

Эта установка  Маркса способствовала появлению новых  моментов в его взглядах на бюрократию, по сравнению с предыдущим этапом его исследования.

К числу нового следует, прежде всего, отнести попытку обнаружить в отношениях собственности социальные предпосылки бюрократических отношений. Маркс показывает, что иерархия как составной элемент бюрократических отношений определяется отношениями собственности. Фиксирование отношений собственности как предпосылки бюрократических отношений свидетельствует о начале окончательного перехода Маркса на позиции материализма в истолковании общественных явлений.

Данным переходом  объясняется и значительное расширение проблематики исследования бюрократии. Проблема взаимосвязи разума и интереса анализируется Марксом в контексте критики государственного разума и теории разделения граждан на два класса как составных элементов бюрократического отношения. Маркс считает, что ни одна из надындивидуальных сил не может быть носителем разума. Поэтому категория всеобщего должна включать в свой состав определения сущности, существования, отношений и целей деятельности индивидов.

Изучая эту  проблему, Маркс вводит методологически  и теоретически емкую категорию  государственного формализма для формулировки ряда проблем анализа бюрократической всеобщности. Введение этой категории - новый момент в развитии взглядов Маркса на бюрократию. Данная категория позволяет более подробно анализировать явления, отмеченные Марксом на предыдущей стадии исследования бюрократии, и указать ряд новых объектов исследования (система гарантий от бюрократических злоупотреблений властью). Множество объектов исследования позволяют Марксу дать систему гносеологических, социологических, политических характеристик бюрократии, расширяющих прежние представления о специфике этого феномена социальной и политической действительности.

Учет всего  многообразия проблематики, исследованной  Марксом в «К критике гегелевской  философии права» позволяет сделать  выводы о специфике Марксовой методологии анализа бюрократии в период начала окончательного перехода Маркса к материализму и коммунизму.

Содержание  Марксовой критики философии  права Гегеля показывает, что Маркс  не сводит анализ бюрократии к эмпирическому  описанию деятельности и сознания членов государственного аппарата управления. Наоборот, за каждым эмпирическим фактом бытия и сознания бюрократии и за каждым положением теории (философии права Гегеля), оправдывающей данное бытие и сознание, открывается ряд предметов исследования. Учет социальных предпосылок и диалектика социальных интересов - основа принципов отбора эмпирических фактов и отношений при анализе бюрократии. Отношения собственности, специфически преломленные в диалектике социальных интересов, позволяют ввести в сферу анализа носителей взаимосвязи единичных, особых и всеобщих интересов и изучать различные аспекты отношений, деятельности, и сознания данного носителя. Изучение бюрократии тем самым становится частью анализа общества в целом.

Если Макс Вебер  в своей трактовке бюрократии выступает как ценностно-нейтральный позитивист, то Маркс с его открыто-ценностным отрицанием универсальной социальной полезности государства стоит в своем отношении к бюрократии на прямо противоположных позициях. Здесь он полный нигилист. Бюрократия в его описании выглядит абсолютным злом. Даже простой перечень Марксовых пунктов критики бюрократии выглядит впечатляюще. Здесь и подмена общественного интереса частным интересом власти и конкретного чиновника, «присвоение государства» чиновничеством; и органическая неспособность решать подлинные проблемы, отсутствие государственного разума у бюрократии; предвзятость и произвол, возрастающие по мере продвижения к вершине бюрократической иерархии; и корпоративность, своекорыстие этой иерархии; карьеризм как образ ее жизни, притязания на монопольную компетентность и формализм бюрократии. В целом бюрократия, по мнению Маркса, есть организм-паразит, принципиально неспособный быть ни носителем разума, ни выразителем всеобщих интересов.6

Теорию бюрократии Маркса, его критика отличается глубиной и большой обобщающей силой. И это даже несмотря на то, что она опиралась на анализ весьма ограниченного материала. Маркс точно обозначил негативные компоненты бюрократии. Его суждения в той или иной мере применимы и к большинству современных бюрократий.

Точка зрения Маркса на эту проблему содержит лишь один принципиальный дефект. Это - его идеологизированная односторонность, ограниченность. Маркс  не видит ничего хорошего в современной  ему форме государственного управления.

 

 

 

 

 

Глава 2. Бюрократизм: сущность и формы проявления. Бюрократия и бюрократизм в сфере государственной  службы

 

2.1. Понятие, основные черты и принципы  бюрократической системы

 

Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат.

Кроме того, бюрократия - это люди, профессионально занимающиеся вопросами управления и выполняющие решения высших органов власти. В своей деятельности они следуют четким правилам и процедурам. Также этим термином называют систему управления, основанную на формализме и административной волоките.

Впервые понятие «бюрократия» появилось в 1745 году. Французский  экономист Винсент де Гурне назвал так чиновников, отнимающих реальную власть у монарха или у народа. Немецкий социолог Макс Вебер наоборот, видел в бюрократии необходимую систему управления. Он понимал под ней рациональную работу структур, где каждый элемент работает наиболее эффективно.

Основополагающие  принципы бюрократической системы:

•    Обязанности исполняются по правилам. Это позволяет обеспечить унифицированность выполняемых задач, их скоординированность, возможность выполнения большого количества задач с однородностью в продолжении длительного времени независимо от произвольных индивидуальных суждений.

•    Четкое рациональное разделение труда,  выполнение задач специалистами,   что   дает   возможность   осуществлять администрацию на высоком техническом уровне, эффективно, точно и продолжительно.

•    Иерархичность   уровней   управления   по  должностям   и выполняемым задачам, разделение полномочий по вертикали, при   котором   нижестоящий   уровень   контролируется вышестоящим. Подобная организация способствует образованию единого  рабочего   порядка  и  повышению  стабильности организации.

Информация о работе Бюрократия и бюрократизм в системе государственной службы